г. Саратов |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А06-49/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.А. Клочковой,
судей - О.В. Лыткиной, О.Н. Силаковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКК "Астрасоль", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 сентября 2020 года по делу N А06-49/2020
по иску ОАО "РЖД", г. Москва, (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
к обществу с ограниченной ответственностью "ПКК "Астрасоль", г. Астрахань, (ОГРН 1023000837892, ИНН 3015043771),
об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПКК "Астрасоль" представитель Сахнов В.Н., по доверенности от 20 ноября 2020 года,
- от ОАО "РЖД" представитель Чередникова С.В., по доверенности от 26 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" соответствии с положениями статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд к ООО "ПКК "Астрасоль" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1/63.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 сентября 2020 года по делу N А06-49/2020 суд первой инстанции решил:
урегулировать разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ООО "ПКК "Астрасоль" при заключении договора 1/63 от 16.07.2019 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ПКК "Астрасоль" по станции Линейная:
Читать абзац первый, подпункта "б" пункта 17 в следующей редакции:
"Договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, протяженностью 339,2 погонных метров (путь N 4 от маневрового светофора М6 до заднего стыка крестовины стрелочного перевода N 16, принадлежащего ОАО "РЖД", ежесуточно в размере 1133,94 руб. в сутки.
Читать абзац 3 пункта 18 в следующей редакции: "По подпункту "б" - первого числа отчетного месяца в целом за месяц". Взыскано с ООО "ПКК "Астрасоль" в пользу ОАО "РЖД" 6000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "ПКК "Астрасоль", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела
Представитель ответчика поддержал свою правовую позицию по делу и настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Между ОАО "Российские железные дороги" ("Перевозчик") и ООО "ПКК "Астрасоль" ("Контрагент") при заключении Договора N 1/63 от 16.07.2019 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ПКК "Астрасоль" по станции Линейная Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" возникли разногласия по подпункту "б" пункта 17 и абзацу 3 пункта 18.
Ответчиком в адрес ОАО "РЖД" направлен протокол разногласий в следующей редакции:
Редакция "Перевозчика": Редакция |
Редакция "Контрагента": |
Абзац первый, подпункта "б" пункта 17. б) Договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, протяженностью 339,2погонных метров (путь N 4 от маневрового светофора М6 до заднего стыка крестовины стрелочного перевода N 16, принадлежащего ОАО "РЖД", ежесуточно в размере 1133,94 руб. в сутки. |
Абзац первый, подпункта "б" пункта 17 б) Исключить. |
Абзац 3 пункта 18 в следующей редакции: "По подпункту "б" - первого числа отчетного месяца в целом за месяц". |
Абзац третий, пункта 18 б) Исключить. |
После согласования разногласий к Договору N 1/63 от 16.07.2019 г. стороны к единому мнению не пришли, редакции пунктов"Перевозчика" и "Контрагента" не изменились.
Поскольку стороны не пришли к согласованию спорных пунктов договора, истец передал спор об урегулировании разногласий по договору в арбитражный суд Астраханской области.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании принципа свободы договора.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Кодекса).
Статья 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает порядок и сроки заключения договора. Согласно пункту 2 названной нормы права, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия по условиям договора N 1/63 от 16.07.2019 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ПКК "Астрасоль" по станции Линейная Приволжской железной дороги- филиала ОАО "РЖД".
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования урегулированы Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В силу статей 56, 60 Федерального закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
В соответствии со статьей 64 Федерального закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
На основании части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава). В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 г. N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться, исходя из количества потребителей, в отношении некоторых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается круглосуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами в случае, если: потребитель является единственным контрагентом, в отношении которого перевозчик предоставляет услуги по предоставлению локомотива и использованию железнодорожного пути необщего пользования, то такая оплата должна осуществляться потребителем единолично; потребитель является не единственным контрагентом, в отношении которого перевозчик предоставляет услуги по предоставлению локомотива и использованию железнодорожного пути необщего пользования, то такая оплата должна распределяться между всеми контрагентами, пропорционально.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ОАО "РЖД" в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителем пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений п. 2 указанной нормы Закона, тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Таким образом, договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
При этом, ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ответчика на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
По смыслу подпункту "а" пункта 4 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов, и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов. В данный Перечень не включено регулирование цены на предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Данная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного 20.12.2017 года.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и обществом в договорном порядке. Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями Федеральной службы по тарифам России от 28.05.2015 года N ТС-6279/10.
В соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 года N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 10.07.2019 года N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/2016, размер названной платы суд определяет с учетом мнения сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Перевозчиком предложен размер платы за использование принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в размере 1133,94 руб., основанный на Протоколе заседания Правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 года N62, согласно которому ставка договорного сбора за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", составляет 3343, руб. за километр в сутки.
С учетом использования ответчиком железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 339,2 метра, принадлежащего ОАО "РЖД", договорная плата рассчитана в размере 1133,94 руб. в сутки.
Таким образом, сбор за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", согласно представленным суду документам, подлежит начислению ежесуточно независимо от выхода локомотива.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Взимаемая истцом плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно считает, что включение в договор пункта, предусматривающего взимание ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, не противоречит действующему законодательству.
В целях единообразия в регулировании договорных сборов для всех клиентов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" действуют одинаковые договорные ставки за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
Ставки договорных сборов утверждаются протоколом заседания Правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Указанное решение Правления не обжаловалось.
При указанных обстоятельствах спорные пункты договора подлежат изложению в редакции истца.
Дополнениями к отзыву на иск ответчиком были представлены возражения по ряду иных пунктов, ранее не указанных в протоколе разногласий. С исковыми требованиями об урегулировании разногласий по дополнительным пунктам ответчик в суд не обращался, кроме того заявил о разногласиях по иным пунктам спустя более чем шесть месяцев.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса РФ разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение 6 месяцев с момента из возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, соответствуют нормам права и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции по правилам статьи главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 сентября 2020 года по делу N А06-49/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-49/2020
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО ПК "Астрасоль"