г. Красноярск |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А33-11449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
секретаря судебного заседания Конончук А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" сентября 2020 года по делу N А33-11449/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-технический прогресс" (ИНН 2460002667, ОГРН 1022401790718, далее - АО "Научно-технический прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" (ИНН 2466139058, ОГРН 1062466133322, далее - МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления") о взыскании задолженности в сумме 1 752 017 рублей 74 копейки по договору от 21.09.2018 N 1044459.
Определениями суда от 01.08.2019, от 02.09.2019 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН1132468055268), Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025).
Определением суда от 02.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.09.2020 исковые требования АО "Научно-технический прогресс" удовлетворены: с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в пользу акционерного общества "Научно-технический прогресс" взыскано 1 752 017 рублей 74 копейки основного долга, 125 000 рублей судебных расходов на проведение экспертизы, в доход федерального бюджета Российской Федерации 30 520 рублей государственной пошлины; в удовлетворении исковых требований к МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" и Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края обратился с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, при этом указал, что оплата выполненных работ осуществляется плательщиком на основании заявки на финансирование при условии предоставления в адрес Фонда со стороны МКУ "УРТСЖ и МС" документов, предусмотренных пунктом 5.5.2 договора (пункт 5.5.3 договора). Поскольку такие документы в адрес Фонда не поступали, следовательно, обязанность по оплате работ по договору от 21.09.2018 N 1044459 у Фонда не возникла.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между муниципальным казенным учреждением города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" (заказчиком) и АО "Научно-технический прогресс" (подрядчиком) заключен договор от 21.09.2018 N 1044459 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, расположенных па территории города Красноярска по адресам: ул. Карла Маркса, д. 132.
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, расположенных па территории города Красноярска по адресам: ул. Карла Маркса, д. 132.
В соответствии с пунктом 2.1 договора начало выполнения работ: 21.09.2018, окончание 19.12.2018. Уведомление о завершении работ и необходимости приемки направляется заказчику в срок не позднее: 14.12.2018.
Согласно пункту 5.1 договора общая стоимость работ составляет 10 696 993 рубля 89 копеек.
В соответствии с пунктом 5.5.2 договора оплата выполненных работ производится плательщиком в течение 60 рабочих дней с даты подписания акта комиссионной приемки выполненных работ по настоящему договору, указанной в акте передачи общего имущества многоквартирного дома после выполнения работ, на основании надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета или счета-фактуры выполненных работ.
Пунктом 5.5.3 договора стороны предусмотрели, что оплата выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется плательщиком, на основании заявки на финансирование, в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня предоставления заказчиком вышеуказанных документов в адрес плательщика и при наличии на счете (счетах) плательщика необходимой суммы аккумулированных средств собственников помещений в многоквартирных домах. Оплата производится путем перечисления денежных средств па расчетный счет подрядчика. Обязанность плательщика по оплате считается выполненной с даты списания денежных средств с расчетного счета регионального оператора.
Как указано истцом, им были выполнены работы на общую сумму 2 108 783 рубля 05 копеек, однако оплату стоимости указанных работ истец не получил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, суд первой инстанции исходил из установленной договором от 21.09.2018 N 1044459 обязанности Фонда произвести оплату выполненных истцом работ, а также доказанности факта надлежащего выполнения истцом работ на сумму 1 752 017 рублей 74 копейки и отсутствия доказательств их оплаты.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения сторон регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из системного толкования положений статей 702, 711, 720, 740, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику, по результатам которой составляется акт о приемке выполненных работ с указанием их видов и стоимости по форме КС-2. Именно на подрядчика возложена обязанность по предъявлению выполненных работ заказчику для их приемки.
Из содержания искового заявления следует, что АО "Научно-технический прогресс" обратилось к МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления", осуществляющему в рамках договора от 21.09.2018 N 1044459 функции заказчика, с требованием о взыскании стоимости выполненных работ. В дальнейшем судом в качестве ответчиков к участию в деле привлечены: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (плательщик) и департамент городского хозяйства администрации города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что ответчиком по настоящему делу является Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, указанный в договоре в качестве плательщика.
Указывая, что Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края не является надлежащим ответчиком, апеллянт не привел обоснованных доводов и в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил соответствующих доказательств, опровергающих вывод суда первой инстанции.
Как следует из условий договора, в обязанности заказчика стороны включили приемку выполненных работ.
При этом обязательства по оплате работ стороны отнесли на плательщика, т.е. Региональный фонд капитального ремонта: оплата выполненных работ производится плательщиком в течение 60-ти рабочих дней с даты подписания акта комиссионной приемки выполненных работ по договору (пункт 5.5.2); оплата выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется плательщиком, на основании заявки на финансирование, в срок не превышающий 20 рабочих дней со дня предоставления заказчиком вышеуказанных документов в адрес плательщика (пункт 5.5.3).
Судом первой инстанции верно указано, что Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края является региональным оператором, деятельность которого направлена на обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 23 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2017 N 21-255 "О бюджете города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" в 2018 году из местного бюджета было предусмотрено выделение субсидии управляющим организациям (за исключением организаций, управляющих государственным жилищным фондом и обслуживающих данный фонд, государственных (муниципальных) учреждений), товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, региональному оператору в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях финансового обеспечения затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов зданий с устройством архитектурно-художественной подсветки в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), в 2018 году в сумме 250 000,00 тыс. руб.
Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края заключен договор от 05.07.2018 N 145 о предоставлении субсидии из бюджета города.
Судом первой инстанции верно установлено, что договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-п "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, на 2017-2019 годы", постановлением администрации города Красноярска от 19.04.2018 N 267 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов зданий с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске").
Предметом данного договора является предоставление из бюджета города Красноярска в 2018 году получателю бюджетных средств (Фонду) субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске)".
Пунктом 2 договора предусмотрено, что размер субсидии определяется исходя из стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, утвержденных краткосрочным планом на соответствующий год.
В силу пункта 7.1 договора договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2018, при условии полного исполнения обязательств сторонами.
Порядок предоставления субсидий из бюджета города Красноярска на основании статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации определен постановлением администрации города Красноярска от 19.04.2018 N 267.
В силу пункта 17 Порядка предоставления субсидий договор на предоставление субсидий заключается на один финансовый год.
Из материалов дела следует, что заказчик не подписал представленные акты приемки выполненных работ, не направил в адрес Фонда предусмотренные пунктом 6.3 договора от 21.09.2018 N 1044533 документы, в свою очередь, соответствующая заявка на финансирование не направлена в Департамент городского хозяйства, вследствие чего Фондом в 2018 году не получены субсидии на обеспечение финансовых затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасадов с устройством архитектурно-художественной подвески в целях подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске).
Как верно установлено судом первой инстанции, в бюджете города Красноярска на 2019-2020 годы субсидии на обеспечение финансовых затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации указанной региональной программы не предусмотрены.
Вместе с тем фактически выполненные подрядчиком работы включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (постановление правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-п), в связи с чем при условии выполнения работ с надлежащим качеством подлежат оплате.
Апелляционная коллегия соглашается с тем, что в отсутствие бюджетных отношений по субсидированию спорных затрат в 2019, 2020 годах, именно Региональный фонд как владелец фонда капитального ремонта и как плательщик по спорному договору должен нести расходы по оплате выполненных истцом работ.
В подтверждение факта выполнения работ истец представил подписанные в одностороннем порядке акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 N 1 от 19.12.2018 на сумму 2 108 783 рубля 05 копеек.
В связи с наличием между сторонами спора о качестве выполненных работ судом назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено автономной некоммерческой организации Органу по сертификации проектной и промышленной продукции в строительстве "Красноярскстройсертификация".
Согласно экспертному заключению N 10-20, объём качественно выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 132, в рамках договора от 21.09.2018N 1044459 по видам работ и конструктивным элементам приведён в приложении N 2 к заключению, предъявленные подрядчиком к оплате виды работ (поз. 92, 160, 161. 162), включенные в акт о приёмке выполненных работ от 19.12.2018 N1, экспертом не рассматривались, так как данные работы и объёмы не предусмотрены договором. Стоимость качественно выполненных работ определена на основании сметного расчёта N1 и составляет - 1 752 017 рублей 74 копейки.
С учетом установленного по результатам проведения судебной экспертизы факта выполнения спорных работ, заказчик доказательств, свидетельствующих о направлении подрядчику мотивированного отказа в их приемке, не представил.
Довод ответчика о том, что выполнение работ по ремонту фасада здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, осуществлено подрядчиком при отсутствии у последнего разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отсутствие лицензии у подрядчика в периоде выполнения работ и выполнение работ по ремонту фасада здания при отсутствии разрешения службы по государственной охране объектов культурного наследия само по себе не является безусловным основанием для отказа от оплаты фактически выполненных подрядчиком работ.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца о взыскании с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края правомерно удовлетворено судом первой инстанции в сумме 1 752 017 рублей 74 копейки.
При этом у суда по изложенным выше мотивам отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований общества к МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" и Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" сентября 2020 года по делу N А33-11449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11449/2019
Истец: АО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС", Представитель- Баранников Евгений Викторович
Ответчик: ТСЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА "УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С И РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Третье лицо: "КРАСНОЯРСКСТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ", АНО "Сертификация проектной и промышленой продукции, ООО "Георг", ООО Экспертно-юридическая коспания ВЕРУМ, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Кк, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Кк