г.Самара |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А49-2345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" - представитель не явился, извещено,
от Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.08.2020 по делу N А49-2345/2020 (судья Дудорова Н.В.), по заявлению акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130), г.Пенза, к Средне - Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026301180982, ИНН 6316007846), г.Пенза,
о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Т Плюс Теплосеть Пенза" (далее - АО "Т Плюс Теплосеть Пенза", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Управление Ростехнадзора, Управление) о признании недействительным пункта 16 предписания N 16- 852-12-19-420-В от 17.12.2019.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "Т Плюс Теплосеть Пенза" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность оспариваемого пункта предписания, поскольку обществом при проведении гидравлических испытаний величина пробного давления была обоснованно установлена исходя из разрешенного рабочего давления, установленного экспертизой, сниженным давлением испытания не проводились. По мнению заявителя, в каждом конкретном случае значение пробного давления рассчитывается техническим руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети, в соответствии с результатами, отраженными в экспертизе промышленной безопасности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Ростехнадзора просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09 ноября 2020 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 05 мин 23 ноября 2020 года.
Определением суда от 20 ноября 2020 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена председательствующего судьи Засыпкиной Т.С. на председательствующего судью Филиппову Е.Г. в связи с болезнью, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - участок трубопроводов теплосети г. Пензы.
В Управление Ростехнадзора 20.11.2019 поступило оперативное сообщение об инциденте с наличием двух пострадавших с летальным исходом, произошедшем на участке подающего трубопровода тепловых сетей между ТК 1703 и ТК 1704, входящем в состав магистральной тепловой сети N 17, эксплуатируемой обществом. Указанный инцидент послужил поводом для назначения распоряжением N 6203-Р от 20.11.2019 в отношении общества внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 16-852-12-19-420-В от 17.12.2019, согласно которому проверкой в числе прочего было выявлено, что гидравлические испытания трубопроводов проводятся обществом с нарушением требований пункта 178 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора N 116 от 25.03.2014 (далее - ФНП ОРПД N116), а именно: минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов теплосетей составляет менее 1,25 рабочего давления.
По итогам проверки обществу выдано предписание N 16-852-12-19-420-В от 17.12.2019, пунктом 16 которого предписано в срок до 31.08.2020 устранить описанное выше нарушение.
Предписание в этой части (пункт 16) оспаривается обществом в настоящем деле.
По мнению заявителя, он проводил гидравлические испытания в соответствии с нормами законодательства, с применением давления не менее 1,25 рабочего давления, определенного в разделе 8 заключения экспертизы промышленной безопасности N 893-ТУ18 от 31.08.2018 (регистрационный номер 59-ТУ-16471-2018).
Управление Ростехнадзора считает, что испытания проводятся сниженным давлением, величина рабочего давления должна соответствовать проектному рабочему давлению, указанному в проектной документации.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции посчитал оспариваемый пункт предписания законным, исходя из следующего.
Правовые основы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими требований промышленной безопасности регулируется Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также Федеральным законом N116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Частью 1 статьи 9, части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а также иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с Законом N 116-ФЗ приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 утверждены Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее - ФНП ОРПД N116).
Исходя из подпункта "б" пункта 2 и подпункта "з" пункта 3 названные Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при эксплуатации, в том числе, трубопроводов пара и горячей воды, работающих под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C).
Согласно пункту 218 ФНП ОРПД N 116 организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
В этих целях необходимо, в том числе, обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ (подпункт "и"),
соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования (подпункт "к");
контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП (подпункт "л").
В силу статьи 169 ФНП ОРПД N 116 в целях проверки плотности и прочности оборудования под давлением проводят гидравлическое испытание, в том числе при проведении технических освидетельствований и технического диагностирования в случаях, установленных настоящими ФНП (подпункт "в").
Исходя из пункта 178 ФНП ОРПД N 116 минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов пара и горячей воды должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа. Максимальное значение пробного давления должно устанавливаться расчетами на прочность трубопроводов.
Значение пробного давления (между максимальным и минимальным) должно обеспечить наибольшую выявляемость дефектов трубопровода или его элементов, подвергаемых гидравлическому испытанию.
Пунктом 10 ФНП ОРПД N 116 предусмотрено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, на которых применяется оборудование под давлением, в том числе зданий и сооружений, предназначенных для применения на ОПО, установки (размещении) и обвязке оборудования под давлением должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании и настоящих ФНП.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, отклонения от проектной документации, а также документации на техническое перевооружение не допускаются. Внесение изменений в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, а также документацию на техническое перевооружение в зависимости от вида выполняемых работ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и в области промышленной безопасности.
В силу пункта 182 ФНП ОРПД N 116 оборудование под давлением следует считать выдержавшим гидравлическое испытание, если не будет обнаружено:
а) видимых остаточных деформаций;
б) трещин или признаков разрыва;
в) течи, потения в сварных, развальцованных, заклепочных соединениях и в основном металле;
г) течи в разъемных соединениях;
д) падения давления по манометру.
Из материалов дела следует, что согласно паспортным данным рабочее давление в подающем трубопроводе горячей воды "Магистральная тепловая сеть N 17" тепловых сетей первого эксплуатационного района: Октябрьский район, Ленинский район, Железнодорожный район составляет 1,3 МПс (13,0 кгс/кв.см), следовательно, минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов должна составлять 1,25 от 13,0 кгс/кв.см = 16,25 кгс/кв.см.
Согласно актам на гидравлическое испытание трубопроводов АО "Т Плюс Теплосеть Пенза" по зоне подключения от ТЭЦ-1 от 18.07.2018 и от 17.07.2018 подающий трубопровод на участках ТК 1108 - ТК 1729, ТК 1706 - ТК 1706/7, а также на участках ТК 1715 - ТК 1729, ТК 1716 - ЦТП 140, ТК 1721 - ЦТП 138, 139, ТК 1728 - ЦТП учебного комбината выдержали давление 10,5 кгс/кв.см в течение 10 минут.
Указанное свидетельствует о том, что гидравлические испытания произведены заниженным давлением, что является нарушением приведенных норм и правомерно, в силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ послужило основанием для включения в направленное в адрес общества предписание пункта 16.
Ссылки заявителя на положения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России N 115 от 24.03.2003, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 1.4 названных Правил устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России. К спорным объектам подлежат применению требования ФНП ОРПД N 116, поскольку они отнесены к категории опасных производственных объектов.
Заявитель полагает, что гидравлические испытания должны проводиться с применением величины рабочего давления, определенного по результатам экспертизы промышленной безопасности, и ссылается на выводы, содержащиеся в заключении N 893ТУ-18 экспертизы промышленной безопасности, о величине рабочего давления в подающем трубопроводе 1,15 Мпа (11,5 кгс/кв.с м).
В обоснование правомерности своей позиции ссылается также на понятие, приведенное в Приложении N 1 ФНП ОРПД N 116, согласно которому давление разрешенное рабочее (разрешенное давление, максимально допустимое рабочее давление) -максимальное значение избыточного рабочего давления, допустимое для оборудования или его элемента, установленное на основании первичной оценки его соответствия после изготовления (реконструкции), а также оценки фактического технического состояния периодически в процессе эксплуатации по результатам технического освидетельствования и (или) диагностирования и контрольного расчета на прочность.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя в этой части, поскольку максимально допустимое значение рабочего давления для трубопроводов тепловой сети устанавливается на основании первичной оценки соответствия после изготовления, а также при проектировании тепловой сети и должно приниматься в соответствии с пунктов 10.6 (б) и 10.7Свода правил СП 124.13330.2012 "Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" по наибольшему давлению от источника теплоты с учетом рельефа местности (без учета потерь давления в сетях), но не менее 1,0 Мпа и должно приниматься единым для всего трубопровода, независимо от его протяженности от источника теплоты до теплового пункта каждого потребителя.
В пункте 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" приведены следующие термины, используемые при применении ФНП ОРПД N 116:
- давление пробное - избыточное давление, при котором производится испытание оборудования на прочность и плотность;
- давление рабочее - максимальное избыточное давление, возникающее при нормальном протекании рабочего процесса;
- давление разрешенное - максимально допустимое избыточное давление для оборудования (элемента), установленное на основании оценки соответствия и (или) контрольного расчета на прочность;
- давление расчетное - давление, на которое производится расчет на прочность оборудования.
Величина разрешенного давления, определенного расчетным путем с учетом фактического технического состояния и контрольного расчета на прочность, является лишь допустимым значением давления при нормальном протекании процесса в определенный промежуток времени и не подлежит применению при расчете пробного давления для проведения гидравлических испытаний, призванных направить на объект испытания избыточно максимально возможную нагрузку.
Ссылки заявителя на акт гидравлического испытания от 19.07.2019 также отклонены судом первой инстанции, поскольку указанное испытание также проведено с применением заниженной величины пробного давления.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Ростехнадзора в соответствии с предоставленными ему пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями, не противоречит подлежащим применению к спорным правоотношениям правовым нормам, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом при проведении гидравлических испытаний величина пробного давления была обоснованно установлена исходя из разрешенного рабочего давления, установленного экспертизой, сниженным давлением испытания не проводились, с ссылками на то, что, по мнению заявителя, в каждом конкретном случае значение пробного давления рассчитывается техническим руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети, в соответствии с результатами, отраженными в экспертизе промышленной безопасности, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего.
В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (TP ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 TP ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения N 2 к TP ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).
По утверждению Управления, проведение гидравлических испытаний тепловых сетей нужны для тестирования трубопроводов, составляющих элементов, швов, на прочность и их плотность, поскольку со временем, даже при хорошем техобслуживании, оборудование может изнашиваться и как результат выход его из строя. И для предотвращения аварийных ситуаций, для своевременного нахождения дефектов, которые могут вызвать необратимый процесс, осуществляется ряд мероприятий, состоящие из испытаний и тестирования сети.
Суд первой инстанции обоснованно применил норму пункта 178 ФНП ОРПД N 116, согласно которой минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов пара и горячей воды должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа. Максимальное значение пробного давления должно устанавливаться расчетами на прочность трубопроводов.
Значение пробного давления (между максимальным и минимальным) должно обеспечить наибольшую выявляемость дефектов трубопровода или его элементов, подвергаемых гидравлическому испытанию. При эксплуатации систем тепловых сетей должны обеспечить надежность теплоснабжения потребителей, подачу ему теплоносителей (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком регулирования и перепадом давления на вводе.
Согласно пункту 181 ФНП ОРПД N 116 после выдержки под пробным давлением давление снижается до обоснованного расчетом на прочность значения, но не менее рабочего давления, при котором проводят визуальный контроль наружной поверхности оборудования и всех его разъемных и неразъемных соединений.
При этом не следует подменять требования промышленной безопасности требованиями энергетической безопасности в отношении трубопроводов, транспортирующих под избыточным давлением более 0,07 МПа горячую воду с температурой более 115°С (что согласно пункту 2 приложения 1 к ФЗ N 116 является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории ОПО), при вводе их в эксплуатацию и дальнейшем использовании.
При гидравлических испытаниях расчетное давление необходимо принимать согласно паспорту трубопровода, составленному в соответствии с проектной документацией на участок тепловых сетей (технические устройства, входящие в состав ОПО) при вводе их в эксплуатацию.
Как установлено Управлением в ходе проведенной проверки, на основании данных, приведенных в заключении экспертизы промышленной безопасности N 893ТУ-18, рабочее давление (согласно паспортным параметрам среды) в подающем трубопроводе составляет 1,3 МПа (13,0 кгс/см2), соответственно минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов должна составлять: 13,0 х 1,25 = 16,25 кгс/см.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что максимально допустимое значение рабочего давления для трубопроводов тепловой сети устанавливается на основании первичной оценки соответствия после изготовления, а также при проектировании тепловой сети и должно приниматься в соответствии с пунктов 10.6 (б) и 10.7 Свода правил СП 124.13330.2012 "Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" по наибольшему давлению от источника теплоты с учетом рельефа местности (без учета потерь давления в сетях), но не менее 1,0 Мпа, и должно приниматься единым для всего трубопровода, независимо от его протяженности от источника теплоты до теплового пункта каждого потребителя.
Ссылка заявителя на акт гидравлического испытания от 19.07.2019 необоснованна, так как указанное испытание также проведено с применением заниженной величины пробного давления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 25 августа 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы. Вместе с тем надлежит возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15.09.2020 N 2216 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.08.2020 по делу N А49-2345/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Т Плюс Теплосеть Пенза" (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130), г.Пенза, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15.09.2020 N 2216 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2345/2020
Истец: АО "Т Плюс Теплосеть Пенза", ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза"
Ответчик: Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору