город Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
дело N А40-59857/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЭССК ЕЭС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-59857/20
по заявлению АО "ЭССК ЕЭС" (ОГРН 1027700035285)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третьи лица: ПАО "ФСК ЕЭС"; ООО ЧОП "Альфа-Легион"; ООО "РТС-Тендер"
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Зиньковская Ю.В. по дов. от 16.09.2020;
от заинтересованного лица - Демидкина Н.С. по дов. от 10.02.2020;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суд г. Москвы от 17.09.2020 решение и предписание Федеральной антимонопольной службы от 20.03.2020 N 223-ФЗ-214/20 признано необоснованным в части выводов о нарушении п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" относительно установления в Положении о закупке избыточных требований к участникам; в остальной части требования АО "ЭССК ЕЭС" о признании незаконными решения и предписания от 20.03.2020 N 223-ФЗ-214/20 в части выводов о неправомерности отказа в допуске к участию в закупке оставлены без удовлетворения.
В качестве третьего лица в деле принимает участие ПАО "ФСК ЕЭС".
ООО ЧОП "Альфа-Легион", ООО "РТС-Тендер" привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части частичного отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "ЧОП "Альфа-Легион", направленная письмом УФАС России по г. Москве от 17.03.2020 N АК/13 824/20 на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (3 объекта ИА) (извещение N 32008851562) (конкурс), по результатом рассмотрения которой принято решение от 20.03.2020 по делу N 223-ФЗ-214/20, которым жалоба признана обоснованной.
ПАО "ФСК ЕЭС" выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Из материалов дела следует, в обоснование своей позиции ООО "ЧОП "Альфа-Легион" указывает на то, что при проведении конкурса ПАО "ФСК ЕЭС" принято неправомерное решение об отказе ООО "ЧОП "Альфа-Легион" в допуске к участию в конкурсе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение о проведении конкурса, документация о проведении конкурса (далее - извещение, документация) размещены в ЕИС - 06.02.2020; начальная (максимальная) цена договора - 161.602.542 руб.; дата окончания подачи заявок - 02.03.2020; дата рассмотрения заявок - 11.03.2020; дата подведения итогов конкурса -17.03.2020; на участие в конкурсе подано 5 заявок. По результатам рассмотрения заявок допущено к участию в конкурсе 4 заявки.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, Информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных ч. 8.1 настоящей статьи, ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений; не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наличие в жалобе указаний на осуществление заказчиком закупки с нарушением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Таким образом, жалоба ООО "ЧОП "Альфа-Легион" содержит основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно п. 9 Документации участником конкурса признается, в том числе любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника Конкурса.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 4/1464996 следует, что ООО "ЧОП "Альфа-Легион" отказано в допуске на участие в конкурсе в связи с тем, что представленное соглашение о коллективном участии не соответствует требованиям п. 3.4.3 Часть I Документации по закупке, а именно: представленное соглашение о коллективном участии не соответствует требованиям п. 3.4.3 ч. I Документации по закупке: в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон в рамках исполнения договора, заключаемого по ее результатам; в соглашении должно быть приведено распределение объемов, стоимости и сроков выполнения работ/услуг/поставок между членами коллективного участника; в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре; соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с лидером, однако, по желанию заказчика или по его инициативе, данная схема может быть изменена".
Подпунктом "к" п. 1.2 Приложения N 2 установлены требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки, в том числе для коллективных участников, а именно соглашение коллективного участника, соответствующее требованиям п. 3.4.3. части I Документации.
Согласно п. 3.4.3 Документации, в случае, если в закупочной процедуре принимает участие объединение (группа лиц), выступающих на стороне одного участника закупки (далее - коллективный участник), в составе заявки такого участника должно быть представлено соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, и отвечающее, в том числе, следующим требованиям: в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в закупочной процедуре, так и в рамках исполнения договора, заключаемого по ее результатам; в соглашении должно быть приведено распределение объемов, стоимости и сроков выполнения работ/услуг/поставок между членами коллективного участника; в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре и солидарная ответственность за своевременное и полное исполнение договора; соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с лидером, однако, по желанию заказчика или по его инициативе, данная схема может быть изменена.
Согласно конкурсной документации организатор закупки нарушил права участника ООО "ЧОП "Альфа-Легион", так как доводы приведенные заказчиком, на основании которых организатор закупки отклоняет заявку ООО "ЧОП "Альфа-Легион" и признал ее не соответствующей требованиям документации не соответствует действительности.
В соответствии с п. п. 2.3, 2.4 соглашения коллективного участника, лидером которого является ООО "ЧОП "Альфа-Легион" определены права и обязанности сторон в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам закупки и определено распределение объемов, стоимости и сроков выполнения работ/услуг/поставок между членами коллективного участника.
Согласно п. 5.2 Соглашения коллективного участника, лидером которого является ООО "ЧОП "Альфа-Легион" определена солидарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре.
В соответствии с п. 2.3 соглашения о коллективном участии в закупке от 10.02.2020 в случае признания коллективного участника победителем закупки и заключения договора с лидером коллективного участника, лидер коллективного участника берет на себя обязательства оказать собственными силами и в полном объеме услуги согласно техническому заданию в документации о закупке в следующем порядке: 100 % - лидер коллективного участника.
Согласно п. 2.4 соглашения о коллективном участии в закупке от 10.02.2020 суммы денежных средств, подлежащих оплате заказчиком в рамках заключенного с участником закупки (лидер коллективного участника) контракта (договора) на оказание охранных услуг (3 объекта ИА) распределяются между членами коллективного участника в следующем порядке: 100 % - получает лидер коллективного участника.
В соответствии с п. 5.2 соглашения о коллективном участии в закупке от 10.02.2020 члены коллективного участника несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупке, заключением и последующим исполнением договора.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что отказ в допуске к участию в закупке ООО "ЧОП "Альфа-Легион" необоснован, в этой части решение антимонопольного органа от 15.08.2019 по делу N 223-ФЗ-843/19 не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Отклоняя довод заявителя относительно выводов антимонопольного органа о том, что требования документации к участникам закупки избыточные, арбитражный суд, проанализировав Положения о закупке в оспариваемой части, пришел к правомерному выводу о том, что данные требования составлены без нарушений гражданского законодательства, направлены на упорядочивание правоотношений при заключении договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-59857/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59857/2020
Истец: АО "ЭНЕРГОСТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ ЕЭС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА