г. Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-303329/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарями судебного заседания Б.В. Хмельницким, С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-303329/19,
по заявлению Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ИНН 3016020047, ОГРН 1023000832920)
к 1) Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН1037700255284); 2) ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ,
третьи лица: 1) Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации; 2) ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области"; 3) Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Астраханской области; 4) Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Фадеева А.В. по дов. от 10.03.2020; |
от ответчиков: |
1) Кривошеина М.А. по дов. от 14.12.2018; 2) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - заявитель, Религиозная организация) о признании незаконным решения Министерства обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Минобороны России), выраженное в письме от 28.08.2018 N 141/261778, о возложении обязанности принять решение о подготовке предложения о включении в план передачи религиозной организации имущества:
Административный корпус, литер М, общей площадью 1063,7 кв.м., Административный корпус, литер А, общей площадью 1094,7 кв.м.,
Узел связи литер В, общей площадью 389,4 кв.м.,
Мастерская, литер У, общей площадью 76,3 кв.м.,
Склад, литер 6, общей площадью 89,7 кв.м.,
Гараж, литер 7, общей площадью 96,9 кв.м.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение пропуском заявителем срока на обжалование спорного решения Минобороны России от 28.08.2018 N 141/261778.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд второй инстанции установил, что в настоящем деле имеется основание для отмены обжалуемого решения по пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 13.08.2020 на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ и части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене по безусловным основаниям в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Определением от 07.10.2020 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 16 час. 00 мин. 11.11.2020.
В деле участвуют третьи лица - Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации, ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области", Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Астраханской области, Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, представители которых в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание не явился представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, направило в суд копию договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 13.02.2019 N 448 о передаче Военному комиссару Астраханской области на праве безвозмездного пользования объектов недвижимого имущества, в том числе административного корпуса, а также иных нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Советская/ ул. Калинина/ ул. Молодой Гвардии, 29/13/22. Указало, что сведения о земельном участке под вышеуказанными объектами в ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России отсутствуют. Ходатайствовал о рассмотрении судебного заседания без своего участия.
Представитель Религиозной организации в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны России на требования заявителя возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из фактических материалов дела, в порядке ст. 6 Федерального закона от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности" (далее - Закон N 327), Религиозная организация "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" 22.10.2015 (исх. N 240) направила в Министерство обороны Российской Федерации обращение о передаче в собственность комплекса зданий Благовещенского Новодевичьего женского монастыря, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Советская, /ул. Калинина/ул. Молодой гвардии, д. 29/13/22, для использования в соответствии с уставными целями заявителя.
13.11.2015 заявителем дополнительно в адрес Минобороны России было направлено письмо (исх. N 266), в котором был указан уточняющий перечень имущества, подлежащего передаче, а именно: административный корпус, литер М, общей площадью 1063,7 кв.м., административный корпус, литер А, общей площадью 1094,7 кв.м., узел связи, литер В, общей площадью 389,4 кв.м., мастерская, литер У, общей площадью 76,3 кв.м., склад, литер 6, общей площадью 89,7 кв.м., гараж, литер 7, общей площадью 96,9 кв.м.
К заявлению прилагались все необходимые для передачи спорных зданий документы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи" (Постановление Правительства РФ от 26.04.2011 N 325).
24.12.2015 от руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (вх. N 328) заявителем получено письмо о том, что в настоящее время в испрашиваемых к передаче зданиях находится военный комиссариат Астраханской области и в целях передачи указанного комплекса зданий Департаментом совместно с заинтересованными органами военного управления организованы мероприятия по включению в план передачи испрашиваемых объектов в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ и оформлению правоустанавливающих документов. Одновременно с этим в указанном письме констатировался факт, что в целях передачи указанного комплекса зданий в Департаменте имущественных отношений Минобороны России совместно с заинтересованными органами военного управления прорабатывается возможность передислокации комиссариата Астраханской области в здание, расположенное по адресу: Астраханская обл, г. Астрахань, ул. Джона Рида. Д. 35. (т.1 лд.15)
12.01.2017 (исх. N 10) Митрополит Астраханский и Камызякский Никон обратился в Минобороны России с просьбой сообщить о результатах проведенных мероприятий по включению в план передачи религиозной организации этих объектов, а также уточнить на основании какого права (хозяйственного ведения, оперативного управления, либо ином праве) осуществляется в данное время пользование объектами военным комиссариатом Астраханской области.
10.02.2017 от руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации получено письмо (от 27.01.2017 за N 141/2539) о том, что в Минобороны России в настоящее время отсутствуют фонды для передислокации военного комиссариата Астраханской области, в связи с чем, в Правительство Астраханской области направлено обращение об оказании содействия по подбору альтернативных фондов. Также сообщалось, что о результатах проведенных мероприятий информация будет предоставлена дополнительно.
Сопроводительным письмом от 02.03.2017 (исх. N 68) в адрес Минобороны России заявителем дополнительно направлено согласие (исх. N 67 от 02.03.2017) на передачу имущества в собственность религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)".
Письмом от 29.03.2017 N 141/9568 директор Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что ответ от Правительства Астраханской области об оказании содействия по подбору альтернативных фондов для передислокации военного комиссариата Астраханской области в Департамент не поступал.
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон 03.08.2018 (исх. N 293) обратился в Министерство обороны Российской Федерации с просьбой сообщить о реквизитах документа о включении в план передачи испрашиваемых зданий религиозного назначения, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Советская, /ул. Калинина/ул. Молодой гвардии, д. 29/13/22.
Решением Минобороны России от 28.08.2018 N 141/26178 заявителю было отказано в принятии решения о подготовке предложения о включении указанного имущества в план передачи в собственность спорных зданий по следующим основаниям:
1. В Минобороны России отсутствуют фонды для передислокации располагающегося в испрашиваемых зданиях военного комиссариата Астраханской области;
2. Выбытие имущества из состава имущества Минобороны России нарушит единую организационно-структурную работу соответствующих служб по обеспечению обороноспособности Российской Федерации;
3. Земельные участки, на которых располагаются здания, строения, сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, изъяты из оборота.
Дополнительно, в возражениях, пояснениях, отзывах на заявление Религиозной организации представители Министерства обороны России указали, что имеются дополнительные основания для отказа во включении в план передачи, а именно:
4. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" испрашиваемые религиозной организацией здания находятся в исключительной государственной собственности и не могут быть переданы в порядке, предусмотренном Законом N 327;
5. Религиозная организация не представила доказательств того, что испрашиваемые к передаче здания изначально имели религиозное назначение.
Из системного анализа положений действующего законодательства Российской Федерации, материалов дела, следует необоснованность доводов представителей Министерства обороны Российской Федерации и отсутствие оснований для отказа в проведении мероприятий по включению в план передачи Религиозной организации испрашиваемых ею объектов.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, в том числе, в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2011 N 325 сведения об истории строительства недвижимого имущества содержатся в архивной справке, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно сведениям, содержащимся в представленной Архивной справке от 05.06.2012 N 538/01-20, приобщенного к заключению кадастрового инженера 05.03.2020, а также имеющейся в материалах дела Архивной справке (т.2 л.д.22), усматривается, что в документах и материалах научно-справочное библиотеки ГКУ АО "ГААО" имеются следующие сведения по истории Астраханского Благовещенского женского монастыря, конфессионально принадлежавшего Русской Православной Церкви Астраханско-Енотаевской епархии, Архитектурный комплекс монастыря расположен на ул. Калинина,13/ул. Советская,29/Молодой Гвардии.22/Морской садик.
Начало монастыря на этом месте было положено в 1604 году, когда первый архиепископ Астраханский и Терский Феодосий благословил старца иеромонаха Михаила возвести храм Вознесения Господня за острогом на бугре и "монастырь строить". Церковь была построена и освещена 20 мая 1962 года. Сначала монастырь был мужским и назывался Вознесенским..В 1699 был освящен новый каменный соборный Благовещенский храм.
В 1706 году в результате проводимой Петром 1 политики по упразднению монастырских землевладений Вознесенский мужской монастырь прекратил свое существование, а вся братия обители была переведена в Астраханский Спасо-Преображенский монастырь.
В опустевшую обитель переселились сестры Астраханского древнего женского монастыря, и с этого времени она стала называться Благовещенской.
По описанию 1763 в Благовещенском монастыре при игуменье Маргарите было 45 монахинь, не считая послушниц, богослужение совершалось ежедневно тремя штатными священниками.
Внутри ограды, на территории Благовещенского монастыря находились Храмы и часовни монастыря: Соборный Благовещенский храм пятиглавый с придельным храмом св.Муч. Парасковеи Пятницы..Реставрация в 1908-1909 г., ; Иоанно -Богословская церковь с приделом в честь иконы Божьей Матери "Живоносный источник", при храме были захоронены с северной стороны -игуменья Евгения (1868) с южной стороны -игуменья Аполлинария, в притворе храма захоронена в 1910 игуменья монастыря Зинаида. ; Часовня в честь иконы "Живоносный источник", возведена в 1865 посреди монастыря, Часовня Св.Николая Чудотворца в юго-восточном углу монастырской стены впервые была построена в 1778, а в 1901 возведена новая на том же месте.; трехъярусная колокольня в древнерусском архитектуром стиле возведена в 1905-1907 г над святыми вратами при главном входе в обитель с западной стороны на средства монастыря и благотворителей.
На месте сгоревших от пожара зданий в 1895-1900 гг было выстроено при игуменье Аполлинарии несколько новых:
1) Одноэтажное каменное здание для настоятельницы выстроен в 1895 г на месте старого, сгоревшего от пожара.( на плане обозначен под лит "В").
2)Каменный двухэтажный корпус в западной части монастырского двора построен в 1897. В нем размещались: на нижнем этаже - трапезная, кухня и просфоропекарня;, на втором этаже- комнаты для золотошвейной мастерской рукоделья и иконописания и несколько жилых келий( на плане лит. "А")
3)Двухэтажный полукаменный корпус с кельями для монахинь и послушниц закончен постройкой в 1900, располагался в южной части монастырского двора. Первый этаж здания-каменный. Второй - деревянный на плане лит."М").Для хозяйственных нужд монастыря в 1897 г.выстроен вблизи южной монастырской ограды каменный корпус и рядом с ним- ледник.
4)Каменное одноэтажное здание церковно-приходской школы в юго-западном углу территории монастыря было возведено в 1898 ( на плане лит. "Б" Монастырская школа для бесплатного обучения девочек из малообеспеченных семей, основанная еще в 1875. по инициативе игуменьи Аполлинарии, до пожара размещалась в деревенском доме на монастырском дворе. В 1884 получила статус церковно-приходской.А в 1896 Астраханская городская управа по прошению настоятельницы выделила под строительство нового здания школы земельный участок, прилегавший с западной стороны обители.
5)Каменный корпус для хозяйственных нужд монастыря выстроен вблизи южной стены монастыря в 1897 и рядом с ним ледник.
6) Каменное двухэтажное здание в восточной части монастыря ( на плане лит "Н"). Известно, что в 1910 предполагалось строить здание монастырской больницы, которая располагалась прежде в одном из старых пострадавших от пожара зданий.
7) К началу ХХ в. в северной и восточной части монастыря имелось множество деревянных строений и монашеских келий.
Согласно содержащейся в представленной Архивной справке от 05.06.2012 N 538/01-20, приобщенного к заключению кадастрового инженера 05.03.2020 в 1910 году основными источниками монастыря служили доход от рыболовных вод, доход от виноградного сада на Казачьем бугре, доход от продажи свеч в двух монастырских часовнях, вклады от желающих жить в монастыре, рукоделье инокинь, славящихся искусством шитья и вышивания, чтение монахинями "неусыпаемой псалтыри".
Историко-культурная оценка ОБЪЕКТА памятник, расположенный на земельном участке по адресу: ул. Калинина д.13, ул. Советская,29, ул. Молодой Гвардии,д22 Морской садик представляет значительный интерес как ценный образец культовой архитектуры ХУ11в., 11 пол. Х1Х.
В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату, который до настоящего времени располагается в занимаемых зданиях.
Восстановление монастыря началось в начале 1990х годов. В 2010 году началась реставрация колокольни, в 2012 году колокольня была возведена полностью, а 24.12.2012 было торжественно проведено освещение креста.
С 2010 по 2013 у северной стены были снесены одноэтажные жилые дома и вдоль стен, по периметру, было выполнено благоустройство.
В настоящее время часовня Святителя Николая восстановлена и открыта для верующих. Проводятся мероприятия по восстановлению остальных монастырских сооружений.
Так, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), материалов дел правоустанавливающих документов, Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, справок уполномоченных органов, в центральной части г. Астрахани располагается объект культурного наследия регионального значения "Монастырь Благовещенский (Ново)девичий (вывш. Мужской Вознесенский, осн. в 1604 г), 2-ая пол/ ХГХ в." по ул. Калинина, 13/Советская.29/ ул. Молодой гваридии,22/ Морской садик (бывш. Полицейская ул.) (Лит. "А", "Б,б", "Р,р", "М", "Н,н", "В,в,в,в-1-3", "Г,г1", ограда и башни" г. Астрахань (далее по тексту ОКН). Основаниями для включения ОКН в Единый государственный реестр являются:
- Решение Облисполкома N 406 от 05.07.1980 г,
- Постановление главы администрации области N 230 от 27.12.1993 г,
- Постановление главы администрации области N 393 от 09.09.1998 г. Идентификационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия - 301420400070005.
В состав ОКН входят 7 зданий (литеры "А", "Б,б", "Р,р", "М", "Н,н", "B,b,b,b1-3", "Г,г-1'"), окруженные сооружением - кирпичной оградой с двумя встроенными башнями, а именно:
1. Здание литера "А", двухэтажное каменное, общей площадью 1072,6 кв.м., кадастровый номер 30:12:010316:70, назначение - административный корпус, собственность Российской Федерации с 15.02.2018, право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо - Кавказское ТУИО").
До муниципализации 1919 г - трапезная с просфорной и мастерскими монастыря.
2. Здание литера "Б,б", одноэтажное каменное, общей площадью 185,7 кв.м., кадастровый номер 30:12:030529:189, назначение - жилой дом. Собственность физического лица.
До муниципализации 1919 г - церковно-приходская школа.
3. Здание литера "В,в,в,в1-3", одноэтажное каменное с полуподвалом, общей площадью 389,4 кв.м, кадастровый номер 30:12:010316:74, назначение - узел связи, собственность Российской Федерации от 03.04.2018, право оперативного управления ФГКУ "Северо -Кавказское ТУИО".
До муниципализации 1919 г - дом настоятельницы.
4. Здание литера "Г, г", одноэтажное каменное с подвалом, общей площадью 95,9 кв.м, кадастровый номер 30:12:010316:68, назначение - жилой дом, собственность Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)".
До муниципализации 1919 г - жилой дом с кельями.
5. Здание литера "М", двухэтажное каменное с полуподвалом, общей площадью 1063,7 кв.м. кадастровый номер 30:12:010316:61, назначение - административный корпус, собственность Российской Федерации от 15.02.2018, право оперативного управления ФГКУ "Северо -Кавказское ТУИО".
До муниципализации 1919 г - жилой дом с кельями для монахинь и инокинь.
6. Здание литера "Н", одноэтажное каменное с полуподвалом, общей площадью 611,7 кв.м., кадастровый номер 30:12:010316:60, назначение - многоквартирный дом, собственность муниципального образования "Город Астрахань"".
До муниципализации 1919 г - монастырская больница.
7. Здание литера "Р,р" одноэтажное каменное, площадью 83,3 кв.м., кадастровый номер 30:12:010316:135, назначение - нежилое здание, собственность Местной религиозной организации "Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)".
До муниципализации 1919 г - флигель с часовней.
8. Сооружение, каменное, протяженностью 424 м, кадастровый номер 30:12:010316:255, назначение - забор, собственность муниципального образования "Город Астрахань".
До муниципализации 1919 г - ограда монастыря с башнями.
Территория ОКН определена в границах прясел стен монастыря Постановлением министерства культуры Астраханской области от 30.12.2016 г N 46-п (письмо Службы охраны объектов культурного наследия А.о. от 28.07.2017 г N 1623/05-14).
Кроме того, на территории указанного ОКН располагаются здания, ранее являющиеся монастырскими постройками, но не представляющие ценность как объекты наследия мастерская, а именно:
- здание литера У, общей площадью 76,3 кв.м. с кадастровый номером 30:12:010316:72, собственность Российской Федерации от 12.10.2011; право оперативного управления ФГКУ "Северо -Кавказское ТУИО ( далее - Учреждение) от 03.08.2012
- склад, литера 6, общей площадью 89,7 кв.м., с кадастровый номером 30:12:010316:69, собственность Российской Федерации от 17.09.2011; право оперативного управления Учреждения от 30.08.2016
-гараж, литера 7, общей площадью 96,9 кв.м. с кадастровый номером 30:12:010316:62, собственность Российской Федерации от 17.09.2011, право оперативного управления Учреждения от 30.08.2016
До муниципализации 1919 г - хозяйственные постройки монастыря (конюшня, ледник).
Монастырь- от греческого monasterion- келья отшельника)- община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью, имеющая единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Понятие монашеской жизнедеятельности не раскрыто в Федеральном законе N 327-ФЗ и иных нормативных правовых актах, поскольку имеет конфессиональный характер и по-разному трактуется различными религиозными конфессиями.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. К числу внутренних установлений Русской Православной
Согласно п. 1 Устава Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат"), именуемая в дальнейшем тексте Устава "Епархия", является централизованной религиозной организацией и объединяет в целях совместного исповедания и распространения православной веры местные религиозные организации,, учрежденные Епархией ( в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворье, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты), именуе5мые в дальнейшем тексте настоящего Устава канонические подразделения Епархии.
Согласно п. 18 Устава Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат") в состав Епархии входят иерархически подчиненные ей канонические подразделения, в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты, часовни.
На территории Российской Федерации Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Епархии, в том числе, относящееся к памятникам истории и культуры.
Епархия может иметь в собственности и на ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности. (т.2 л.д.8-21)
Согласно п. 1 гл. XVIII Канонического устава Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., и Положение о монастырях и монашествующих, принятое на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года "монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры".
В силу п. 3.1. Положения о монастырях и монашествующих, принятого на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года, "монастырь - это община христиан, совместно осуществляющих монашеский образ жизни в духе взаимной любви и доверия, под руководством игумена или игумений".
Православные монастыри имели и имеют денежные средства, полученные, в том числе, от коммерческого использования монастырской недвижимости (доходных домов) и необходимые для поддержания монашеской общины и обеспечения монашеской жизнедеятельности (в том числе, средства для строительства и содержания монастырских храмов и корпусов, ведения социальной и благотворительной деятельности монастырей, питания и лечения монашествующих, обеспечения их необходимыми бытовыми и иными принадлежностями).
При данных обстоятельствах, согласно внутренним установлениям Русской Православной Церкви, строительство спорных зданий было осуществлено в целях обеспечения монашеской жизнедеятельности.
Как видно из содержания вышеупомянутых документов : архивной справки, материалов дел правоустанавливающих документов, Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, справок уполномоченных органов, объект культурного наследия регионального значения "Монастырь Благовещенский (Ново)девичий (вывш. Мужской Вознесенский, осн. в 1604 г), 2-ая пол/ ХГХ в." по ул. Калинина, 13/Советская.29/ ул. Молодой гваридии,22/ Морской садик (бывш. Полицейская ул.) (Лит. "А", "Б,б", "Р,р", "М", "Н,н", "В,в,в,в-1-3", "Г,г1", ограда и башни" г. Астрахань с находящимися внутри указанного Монастыря спорными объектами капитального строительства зданиями литеры А,В,М,У,6,7 представляют собой ансамбль, локазизуемый на исторически сложившейся и исторически связанной с группой изолированных памятников зданий, представляют собой единое целое построенное старателями обители по настоянию игуменьи Аполлинарии и заступившей на ее месте в 1896 году игуменьи Зинаиды на земельном участке, принадлежащем монастырю, за счет средств монастыря, находилось в собственности монастыря и в целях обеспечения совершения богослужений и монашеской жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 3 ст.2 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединений от 24.09.1997 N 125-ФЗ ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедения и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедения, гарантированных Конституцией Российской Федерации и вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В настоящем случае, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия считает, что испрашиваемые заявителем здания :
административный корпус, литера "М", общей площадью 1063,7 кв.м, ( жилой дом с кельями для монахинь и инокинь),
административный корпус, литера А, общей площадью 1094,7 кв.м, - трапезная с просфорной и мастерскими монастыря),
узел связи, литера "В", общей площадью 389,4 кв.м ( дом настоятельницы) - являясь объектом культурного наследия регионального значения "Монастырь Благовещенский (Ново)девичий (вывш. Мужской Вознесенский, осн. в 1604 г), 2-ая пол/ ХГХ в."
, а также мастерская, литера "У" общей площадью 76,3 кв.м., ( ( для хозяйственных нужд монастыря с ледником) склад,
литера 6 ( для хозяйственных нужд монастыря с ледником, общей площадью 89,7 кв.м.,
гараж, литера 7, общей площадью 96,9 кв.м., (для хозяйственных нужд монастыря с ледником), находятся непосредственно на территории Благовещенского монастыря (внутри), что свидетельствует о наличии в совокупности единого ахритектурного комплекса- ансамбля, локализуемого на исторически сложившейся и исторически связанной с группой изолированных памятников зданий, представляют собой единое целое построенное старателями обители и с учетом источников монастыря, организованных для равномерного чередования труда (организация приобретения еды, ее хранение (ледники), изготовление свеч и просвира-богослужебного литургического хлеба, употребляемые в Евхаристии для поминания во время Проскомидии живых и мертвых (Векипедия), пошив одежды для желающих жить в монастыре и иным лицам), и молитвы относятся к имуществу религиозного назначения и построены старателями обители для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности монастыря, как монашеская жизнедеятельность, включая совершение богослужений.
Следовательно, здания литеры А,В,М,У,6,7 относится к имуществу религиозного назначения, поскольку было построено для обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций как монашеская жизнедеятельность, включая совершение богослужений и полностью отвечает требованиям п. 1 ст. 2 Закона N 327-ФЗ.
Данный вывод подтверждается определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323 по делу N А40-30217/2017, согласно которому, "исходя из содержания названной нормы следует согласиться с выводом суда апелляционной инстанции, что имуществом, имеющим религиозное назначение, является не только имущество, построенное непосредственно для осуществления видов деятельности религиозных организаций, но и для обеспечения таких видов деятельности".
Таким образом, материалами дела подтверждено, что испрашиваемые Религиозной организацией к включению в план передачи объекты предназначенные для деятельности монастырской организации были построены на территории г.Астрахань в соответствии с устоями монастырской жизни для организации богослужения и использовались до муниципализации 1919 г Русской Православной Церковью и подлежат возвращению ей в порядке, предусмотренном положениями Закона N 327.
Представителем Минобороны России не отрицается факт постройки указанных зданий силами монастыря до 1917 года.
В своем письме Минобороны России ссылается на то, что в настоящее время на указанных испрашиваемых фондах располагается военный комиссариат Астраханской области.
Вместе с тем, современные цели использования здания, закрепленные, в том числе в технической документации, не имеют правового значения.
К имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество, построенное (а не используемое в настоящее время) для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций.
В этой связи в определении Верховного Суда РФ от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323 по делу N А40-30217/2017 указано, что для определения видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 327-ФЗ, применительно к спорному имуществу учитываются цели, для которых осуществлялось его строительство, а не функциональное назначение имущества в настоящее время, то есть последующее изменение назначения этого имущества не должно влиять на квалификацию назначения имущества применительно к данной норме.
В материалах дела имеется Охранное обязательство N 180 на объект культурного наследия регионального значения от 03.09.2009 (т.2 л.д.128-130), сторонами которого являются Министерство культуры Астраханской области, государственный орган охраны объектов культурного наследия на территории Астраханской области, Военный комиссариат Астраханской области и Астраханско-Енотаевская Епархия Русской православной церкви (Московская патриархия).
Согласно п.1.5 указанного Обязательства пользователи обязуются комплекс зданий и сооружений "Монастырь Благовещенский (Ново) девичий (бывший мужской Вознесенский, основан в 19604) 2я пол Х1Х в." по ул. Калинина,13, ул. Советская,29/ул. Молодой Гвардии, 22/Морской садик ( бывш.Поицейская ул.) г Астрахани (литер "А", "Р,р", "М", "В,в,в1-3" ограда и башни, находящиеся под охраной государства, в целях его дальнейшего сохранения как объекта культурного наследия использовать исключительно под нежилые помещения, и в соответствии с п.1.5 осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Вместе с тем, как следует из Акта фактического осмотра от 06.11.2020 в отношении осмотра территории и спорных объектов недвижимого имущества по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская/ул. Калинина/ул. Молодой Гвардии 29/13/22 объекты расположены на территории в пределах кадастрового квартала 30:12:010316.
Территория, на которой расположены объекты, используемые ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области" огорожена забором из металлопрофиля, частично асфальтирована.
Визуально осмотрены:
1.Административный корпус литера "М" здание нежилое, кирпичное, двухэтажное с цокольным этажом, до 1917 года постройки, согласно пояснений начальника АХО Военного комиссариата Астраханской области Иванова И.Н.в здании расположены семь административно хозяйственных отдела военного комиссариата Астраханской области, здание находится в состоянии требующем капитального ремона.
2.Административный корпус литера "А",, согласно пояснений начальника АХО Военного комиссариата Астраханской области Иванова И.Н.в здании расположено управление Военного комиссариата Астраханской области, здание нежилое. Кирпичное, до 1917 года постройки. Здание находится в состоянии требующем капитального ремонта
3.Здание узла связи литера "В", здание не жилое, кирпичное, одноэтажное с цокольным этажом, до 1917 года постройки. Здание находится в состоянии, требующем капитального ремонта.
4. Здание склада литера 6., согласно пояснений начальника АХО Военного комиссариата Астраханской области Иванова И.Н. здание используется для хранения имущества Военного комиссариата Астраханской области. Здание не жилое, кирпичное, одноэтажное до 1917 года постройки.
5 Здание гаража, литера 7, согласно пояснений начальника АХО Военного комиссариата Астраханской области Иванова И.Н. зщдание используется для хранения техники Военного комиссариата Астраханской области, здание нежилое, кирпичное, одноэтажное, до 1917 года постройки.
6. Здание мастерской, литера У, согласно пояснений начальника АХО Военного комиссариата Астраханской области Иванова И.Н. здание используется Военным комиссариатом Астраханской области и Военно-охотничьим обществом - общероссийской спортивной организации. Здание нежилое, кирпичное,одноэтажное, до 1917 года постройки, кадастровый номер ( условный) N 30-30-01/166/2011-131
Из указанного Акта осмотра также следует, что согласно Постановлению Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 здания литера "А", "М", "В", где размещается Военный комиссариат Астраханской области входят в состав памятника культурного наследия "Монастырь Благовещенский(Ново) девичий(бывший мужской Вознесенский, осн. В 1604 2-я половина Х1Х в.)
С учетом анализа представленного доказательства, судебная коллегия отмечает, что указанные здания литера "А", "М", "В", где размещается Военный комиссариат Астраханской области входящие в состав памятника культурного наследия "Монастырь Благовещенский(Ново) девичий(бывший мужской Вознесенский, осн. В 1604 2-я половина Х1Х в.) не соответствуют исполнению обязательств п. 1.5 Охранного обязательства N 180 от 03.09.2009, находятся в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, поскольку, как следует из Акта осмотра от 06.11.2020 указанные здания находятся в состоянии требующем капитального ремонта.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сооружения литера 6, литера 7 и литера У не свидетельствуют о наличии занимаемых помещений по назначению, поскольку литера 6, литера 7 находятся в свободном доступе; здание склада литера 6 и литера У - находится в непосредственной близости к линиям электропередач, что также свидетельствует о ненадлежащем противопожарном состоянии указанного здания, а к эксплуатации здания Военным комиссариатом и Военно-охотничьим обществом - общероссийской спортивной организации мастерской, литера У - суд апелляционной инстанции относится критически, поскольку надлежащих доказательств деятельности указанного назначения суду не представлено.
Таким образом суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае, при наличии доказательств единого архитектурного комплекса испрашиваемых помещений, входящих в состав памятника культурного наследия "Монастырь Благовещенский(Ново) девичий(бывший мужской Вознесенский, осн. В 1604 2-я половина Х1Х в.) представителем Минобороны Российской Федерации не представлено доказательств по осуществлению, в достаточно продолжительный период времени после обращения в собственность спорных объектов, соответственно с 2008, 2011, 2012 и 2018 годов, расходов технического, санитарного и противопожарного состояния испрашиваемых зданий и помещений, при наличии признаков проведения капитального ремонта указанных помещений, в связи с чем также опровергаются доводы Минобороны Российской Федерации о размещении для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Кроме того, как следует из материалов дела, 20.11.2015 N 141/41680 ( т.1 л.дю.15) письмом в адрес Митрополита Астраханского и Камызякскому ИОНЕ Департамент Имущественных отношений Минобороны России констатировался факт, что в целях передачи указанного комплекса зданий в Департаменте имущественных отношений Минобороны России совместно с заинтересованными органами военного управления прорабатывается возможность передислокации комиссариата Астраханской области в здание, расположенное по адресу: Астраханская обл, г. Астрахань, ул. Джона Рида. Д. 35.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает не соответствующим действительности основания отказа заявителю выраженном в спорном в письме от 28.08.2018 об отсутствии фонда для передислокации указанного комиссариата.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что при наличии фонда для передислокации комиссариата Астраханской области в здание, расположенного по адресу: Астраханская обл, г. Астрахань, ул. Джона Рида. д 35 по которому согласно вышеуказанного письма заключен контракт на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ для завершения строительства указанного объекта, отсутствуют основания полагать о нарушении единой организационно-структурной работы соответствующих служб по обеспечению обороноспособности Российской Федерации.
В отношении довода представителей Минобороны России о том, что земельные участки, на которых располагаются здания, строения, сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, изъяты из оборота, в связи чем и здания, располагающиеся на них не подлежат передаче в порядке, предусмотренном Законом N 327, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся, в том числе, вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги).
Частью 1 статьи 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из частей 2, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) следует, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
Из анализа вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что земельный участок в качественно индивидуально-определенной вещи существует с момента внесения в ЕГРН сведений о нем.
Согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968" кадастровый план территории (КПТ) представляет собой план территории кадастрового квартала, содержащий сведения ЕГРН о земельных участках и объектах недвижимости (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства), расположенных в границах квартала.
В настоящем случае, в материалах дела (т. 2 л.д. 147-173) имеется кадастровый план территории кадастрового квартала 30:12:010316 от 03.04.2019 N КУВИ-001/2019-7773243, выданный уполномоченным органом, из которого следует, что земельные участки, на которых располагаются испрашиваемые Религиозной организацией к передаче здания, как объекты недвижимости не сформированы, на государственном кадастровом учете не состоят, сведения о регистрации прав в отношении них отсутствуют.
Соответственно доводы представителей Министерства обороны, со ссылкой на статью 27 ЗК РФ, несостоятельны. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно представленному в суд апелляционной инстанции Заключению кадастрового инженера от 05.11.2020 следует, что в центральной части г. Астрахани в кадастровом квартале 30:12:010316 располагается объект культурного наследия регионального значения "Монастырь Благовещенский (Ново)девичий (вывш. Мужской Вознесенский, осн. в 1604 г), 2-ая пол/ ХГХ в." по ул. Калинина, 13/Советская.29/ ул. Молодой гваридии,22/ Морской садик (бывш. Полицейская ул.) (Лит. "А", "Б,б", "Р,р", "М", "Н,н", "В,в,в,в-1-3", "Г,г1", ограда и башни" г. Астрахань, далее по тексту- ОКН) представляющий собой ансамбль, локазизуемый на исторически сложившейся и исторически связанной с группой изолированных памятников зданий литеров "А", "Б,б", "Р,р","М","Н,н", "В,в,в -1-3","Г,г-1" оградой и башней территорией земной поверхности примерной площадью 14 155 кв.м.
Территория ОКН ОПРЕДЕЛЕНА В ГРАНИЦАХ ПРЯСЕЛ СТЕН МОНАСТЫРЯ Постановлением министерства культуры Астраханской области от 30.12.2016 N 46-п ( письмо Службы охраны объектов культурного наследия А.о. от 28.07.2017 N 1623/05-14.)
Стены монастыря представляют собой каменное сооружение протяженностью 424 м, кадастровый номер 30:12:010316:255, с северной стороны выходящее на ул. Молодой гвардии, с западной стороны -на Моской садик, с южной стороны - на ул. Советскую, с восточной стороны- на ул. Калинина.
Границы территории определены, совпадают с местоположением контура сооружения.
Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера от 05.03.2020 в результате анализа сведений кадастрового плана территории ( далее - КПТ) N КУВИ-002/2020-35969303 ОТ 04.04.2020 установлено, что испрашиваемые объекты капитального строительства здания литеры А,В,М,У,6,7 расположены на территории кадастрового квартала 30:12:010316.
Большая часть строений, в том числе литеры А,В,М,У,6,7 располагается на землях, не разграниченной собственности. Земельные участки под указанными объектами не сформированы, на кадастровом учете не состоят.
На рассматриваемой территории расположены только 3 земельных участка, границы которых определены в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации литеров Б,Г,Д,Н, с кадастровыми номерами 30:12:010316:1, 30:12:010316:254, 30:12:010316:52, 30:12:010316:137 соответственно.
При сопоставлении плана приусадебного участка, расположенного по ул. Калинана, 13/Советская,29/ушл. Молодой гвардии, 22/Морской садик, полученного в результате инвентаризации в 1929 и картографического материала Росреестра ( официальный источник в информационно-телекоммуникационной сети интернет https:// pkk.rosreestr.ru определено, что местоположение зданий, входящих в состав Благовещенского монастыря, в настоящее время не изменилось.
Кроме того, как следует из ответа Минобороны России, полученное по запросу суда, определением 03.08.2020 - земельный участок под зданиями ФКУ Военный комиссариат Астраханской области" не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, вещные права на него не зарегистрированы.
Таким образом, в настоящем случае, как следует из материалов дела, земельные участки под спорными объектами не сформированы, как отдельные объекты недвижимости и не являются изъятыми из оборота в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Доказательств обратного, суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, анализируя имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия также считает, что в настоящем случае, фактическое использование спорного земельного участка не связано с размещением на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Судебная коллегия также отмечает, что согласно представленного по запросу суда Положения о Военном комиссариате Астраханской области место дислокации военного Комиссариата города Астрахани по спорному адресу : г. Астрахань, ул. Советская,ул. Калинина/ул. Молодой Гвардии д.29/13/22 - не указан, также как и в соответствии с представленной выписки ЕГРЮЛ (т.1 л.д. 39-133) не является юридическим адресом заинтересованного лица.
В связи с чем, судебная коллегия также считает наличие отсутствия доказательств размещение военного Комиссариата города Астрахани по указанному адресу для постоянной деятельности при наличии иного адреса.
Ссылка Минобороны России на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку указанное Постановление не регулирует вопросы правоотношений между органами государственной власти и Религиозных организаций.
В настоящем случае, порядок испрашивания и дальнейшая передача объектов недвижимости религиозного назначения прямо и отдельно регулируется положениями Федерального закона от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности".
Согласно статье 1 рассматриваемого Закона именно им определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям (не приватизация) имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - государственное или муниципальное имущество религиозного назначения).
Статьей 2 рассматриваемого Закона определено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду, и порядок распоряжения которым регулируется соответственно законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством об архивном деле в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о библиотечном деле.
Согласно представленным в материалы дела документам, испрашиваемые к передаче Религиозной организации, объекты недвижимого имущества ограничений на передачу, предусмотренных специальным Законом не имеют.
Частями 1, 2 статьи 8 Закона N 327 предусмотрены основания отказа в передаче в собственность или пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Перечень таких оснований является исчерпывающим и закрытым.
В частности определено, что решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации (часть 1).
Решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:
1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона (часть 2).
В настоящем случае отсутствуют критерии отказа Религиозной организации в испрашиваемом заявлении.
Учитывая вышеприведенные положения федерального законодательства, доводы представителей Минобороны России об отсутствии фондов для передислокации располагающегося в испрашиваемых зданиях военного комиссариата Астраханской области и о том, что выбытие имущества из состава имущества Минобороны России нарушит единую организационно-структурную работу соответствующих служб по обеспечению обороноспособности Российской Федерации, правового значения не имеют.
Кроме того, для случаев, установленных судом, законодатель специально предусмотрел положение об особенностях передачи религиозным организациям отдельных видов государственного или муниципального имущества религиозного назначения и иного связанного с ним имущества (статья 5 Закона N 327).
Определено, что в случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения (абзац 2 части 4).
Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения (часть 5).
План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:
1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;
2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;
3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;
4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6).
Предложение о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения подготавливается уполномоченным органом на основании заявления религиозной организации о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование (далее - заявление религиозной организации) в срок не позднее чем в течение одного года со дня принятия такого заявления к рассмотрению, подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится государственное или муниципальное унитарное предприятие либо государственное или муниципальное учреждение, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, подлежащее высвобождению, а также с руководящим органом (центром) религиозной организации, которой передается государственное или муниципальное имущество религиозного назначения.
В трехдневный срок со дня завершения выполнения мероприятий по высвобождению имущества, предусмотренных планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, уполномоченный орган принимает решение о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения и направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления на такое имущество с приложением к этому заявлению указанного решения (часть 7).
В настоящем случае заявителем прилагались все необходимые для передачи спорных помещений документы в соответвствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", в связи с чем, оснований для отказа судебная коллегия не усматривает.
Доводы представителей Минобороны России о том, что Религиозная организация пропустила срок на обжалование отказа Министерства обороны не соответствует материалам дела, и отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с п.4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
В соответствии с ч.1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В настоящем случае, письмо Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28.08.2018 N 141/26178 получено Религиозной организацией 05.09.2018 (вх. N 716) (т.1 л.д.24-25), соответственно трехмесячный срок на его обжалование заканчивался 05.12.2018.
Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 2-7) соответствующее заявление Религиозной организации по оспариванию указанного письма 28.08.2018 N 141/26178 поступило в арбитражный суд Астраханской области 04.12.2018, то есть в пределах процессуального срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
06.12.2018 Арбитражным судом Астраханской области по указанному заявлению было возбуждено арбитражное судопроизводство N 06-12533/18.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 арбитражное дело передано по подсудности в арбитражный суд г.Москвы.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 N 144-О-П, отмечено, что передача дела в другой компетентный суд не лишает участвующих в нем лиц гарантированного им Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту и не противоречит части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лица, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции считает, что Министерство обороны России не доказало правомерность принятого им решения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Министерство обороны после принятия Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной собственности", в период урегулирования вопросов, осуществляло регистрационные действия на спорные объекты, что не отвечает принципу добросовестности.
Руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в письме Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28.08.2018 N 141/26178 нарушает права и законные интересы Религиозной организации в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных Религиозной организацией требований, суд обязывает Минобороны России устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки путем принятия решения о подготовке предложения о включении в план передачи религиозной организации имущества: Административный корпус, литер М, общей площадью 1063,7 кв.м., Административный корпус, литер А, общей площадью 1094,7 кв.м., Узел связи литер В, общей площадью 389,4 кв.м., Мастерская, литер У, общей площадью 76,3 кв.м., Склад, литер 6, общей площадью 89,7 кв.м., Гараж, литер 7, общей площадью 96,9 кв.м.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2020 по делу N А40-303329/19 отменить.
Признать незаконным решение Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в письме Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28.08.2018 г N 141/26178 об отказе в проведении мероприятий по включению в план передачи Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" следующих объектов:
-административный корпус, литер М, общей площадью 1063,7 кв.м.;
- административный корпус, литер А, общей площадью 1094,7 кв.м.;
- узел связи, литер В, общей площадью 389,4 кв.м.;
- мастерская, литер У, общей площадью 76,3 кв.м.;
- склад, литер 6, общей площадью 89,7 кв.м.;
- гараж, литер 7, общей площадью 96,9 кв.м.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять решение о подготовке предложения о включении указанного имущества:
-административный корпус, литер М, общей площадью 1063,7 кв.м.;
- административный корпус, литер А, общей площадью 1094,7 кв.м.;
- узел связи, литер В, общей площадью 389,4 кв.м.;
- мастерская, литер У, общей площадью 76,3 кв.м.;
- склад, литер 6, общей площадью 89,7 кв.м.;
- гараж, литер 7, общей площадью 96,9 кв.м.;
в план передачи Религиозной организации "Астраханская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" в течение одного месяца с момента вступления постановления суда в законную силу.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-303329/2019
Истец: "АСТРАХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТУИО "МИНОБОРОНЫ РОССИИ", ФГКУ Северо-Кавказское ТУ имущественных отношений " Минобороны РФ
Третье лицо: Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества -общероссийской спортивной общественной организации, Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, ТУ Росимущества в Астраханской области, ФКУ "Военный комиссариат Астраханской области"