г. Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-53217/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2020 г. по делу N А40-53217/20,
по заявлению Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
третье лицо: Департамент финансов города Москвы
о признании частично недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Конотопчик К.И. по дов. от 06.10.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Заявитель, Департамент, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 (далее - Заинтересованное лицо, МРО ФСС, Фонд) о признании недействительным решения от 04.03.2020 г. N93 н/с в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за занижение для начисления страховых взносов за период 01.01.2017 г. - 31.12.2018 г. штрафа в сумме 28 705, 95 руб., начисления пени в размере 22 982, 77 руб., в части дополнительного начисления страховых взносов в сумме 214 389, 23 руб.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечен Департамент финансов города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020 г. заявление Департамента удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, МРО ФСС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Фонда при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 18.11.2019 г. Фондом проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя Департамент природопользования охраны окружающей среды города Москвы, что подтверждается справкой N 93 н\с от 18.11.2019 г. о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которую получил руководитель Департамента 18.11.2019 г., подтверждается его подписью в данной справке.
16.01.2020 г. по результатам проверки вынесен Акт от 16.01.2020 г. N 93 н/с правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки 16.01.2020 г. N 93н/с, рассмотрение назначено на 25 февраля 2020 года в 11-00 ч. по адресу: 115193г. Москва ул. Петра Романова д. 16 стр. 1, направлено в адрес Департамента.
17.02.2020 г. в адрес Заинтересованного лица от Заявителя поступили возражения по Акту выездной проверки от 16.01.2020 г. N 93н/с.
25 февраля 2020 г. Рассмотрение документальной выездной проверки.
04 марта 2020 года вынесено Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 93н/с от 04.03.2020 г., в соответствии с которым: Департамент привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ, а именно занижение базы для начисления страховых взносов за период 01.01.2017 г.-31.12.2018 г. и назначен штраф в размере 28 705,95 руб.
Начислены пени по состоянию на 01.01.2019 г в размере 22 982,77 руб.
Предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчётных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд в сумме 214 389,23 руб., предложено уплатить начисленный штраф, пени, внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета. Страхователю скорректировать произведенные расходы, назначенные и выплаченные в нарушение законодательных актов Российской Федерации, внести изменение в Расчет по страховым взносам за 2017-2018г.г.
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен статьей 26.19 Закона N 125-ФЗ.
Согласно положениям статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 настоящего Федерального закона.
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статья 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (часть 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (часть 4 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Проанализировав вышеперечисленные положения статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ, Департамент считает, что обязанность по уведомлению о времени и месте рассмотрения материалов проверки лица, в отношении которого проводилась проверка, направлена на обеспечение защиты прав страхователя.
Обязанность страховщика по уведомлению страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки носит императивный характер.
Из системного толкования положений частей 1, 2, 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ следует, что материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено, только при надлежащем уведомлении проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Нормами пункта 12 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
Согласно требованиям части 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Согласно уведомлению об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки, полученному посредством почтового отправления, согласно которому Департамент вызван на рассмотрение материалов выездной проверки 25.02.2020 г. в 11 часов 00 минут, тогда как решение Фонда принято 04.03.2020 г.
В тексте решения от 04.03.2020 г. N 93 н/с имеется ссылка на уведомление о рассмотрении материалов проверки N 93 н/с от 16.01.2020 г., согласно которому страховщик, по мнению Фонда, был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Доказательств уведомления Департамента об иной дате рассмотрения материалов проверки, нежели указанной в решение, не имеется. Решение также не содержит ссылки, что материалы проверки были рассмотрены 25.02.2020 г., а не 04.03.2020 г.
В этой связи на момент рассмотрения акта (решение от 04.03.2020 г.) доказательств надлежащего извещения Департамента о времени и месте рассмотрения материалов проверки у Фонда отсутствовали (именно на 04.03.2020 г.).
При таких обстоятельствах, страхователь как лицо, в отношении которого проводилась проверка, не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В оспариваемом решении ссылок на протокол рассмотрения материалов проверки не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Решение Фонда о привлечении Департамента к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вынесено МРО ФСС с существенными нарушениями требований Закона N 125-ФЗ. В связи, с чем основания для взыскания с Заявителя штрафа, пеней отсутствуют.
По результатам проверки МРО ФСС сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму компенсации, выплачиваемых государственным гражданским служащим города Москвы за медицинское обслуживание, а также за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Заявитель оспаривает начисление недоимки по страховым взносам в размере 214 389,23 руб., соответствующих пеней и штрафа, приходящейся на не учтенные в базе компенсации работникам за неиспользованные санаторно-курортные путевки и медицинское обслуживание.
Основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужили установленные в ходе проведения выездной проверке нарушения страхователем статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ в виде неправомерного исключения из базы для начисления страховых взносов суммы компенсационных выплат государственным гражданским служащим города Москвы (сотрудникам) за неиспользованные санаторно-курортные путевки, а также медицинское обслуживание, что повлекло занижение базы, неуплату страховых взносов, с начислением пеней и штрафа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Поскольку Закон не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, то этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.
Первый вид компенсационных выплат установлен статьей 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работникам в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем в силу пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежит обложению страховыми взносами.
Второй вид компенсационных выплат установлен в статье 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, выплаты за вредные условия труда, и другие). При этом, компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно статье 165 ТК РФ к первому виду компенсационных выплат, помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ относятся гарантии и компенсации, в случае исполнения государственных или общественных обязанностей, а также в других случаях предусмотренных иными федеральными законами.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации государственным служащим этого субъекта Российской Федерации могут предоставляться иные гарантии и компенсации, чем установленные настоящими федеральными законами.
Компенсационные выплаты на медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей и на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Выплаты за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей и за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, к которым согласно статье 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 относится предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплата компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, а также компенсация медицинского обслуживания работников и членов их семей.
Из анализа приведенных норм следует, что ежегодные выплаты государственным служащим г. Москвы, к которым относятся и работники Департамента, за неиспользованные санаторно-курортные путевки, а также медицинское обслуживание установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации (г. Москва) в соответствии с положениями федерального законодательства о государственной службе, являются компенсационными выплатами, соответствующими статьям 164, 165 ТК РФ и не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 125-ФЗ.
Довод Фонда о не связанности выплаты государственному служащему г. Москвы за неиспользованную путевку, медицинское обслуживание с его трудовыми обязанностями верно отклонен судом первой инстанции, поскольку предоставление ежегодной санаторно-курортной путевки государственному служащему г. Москвы является его гарантией, а выплаты за не использование этой путевки - компенсацией, направленной на восполнением государственному служащему его затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей, учитывая условия труда и ненормированный рабочий день.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Законом N 255-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов уполномочены проводить камеральные и выездные проверки с целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов и правильности и обоснованности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.27 Закона N 125-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.
Указанная правовая позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применима и к порядку привлечения к ответственности по страховым взносам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (пункты 1 и 2 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты страховых взносов по итогам 2016 года совершено Департаментом в 2016 году (согласно платежным поручениям N 1766 от 28.12.2016 г.; 1748 от 27.12.2016 г.). Поэтому срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 01.01.2017 г. и, следовательно, истек на момент вынесения Фондом оспариваемого решения о привлечении к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов за 2016 год.
По результатам проверки МРО ФСС сделан вывод о занижении базы в размере 12538988,09 рублей за 2016 г. для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования до начислены страховые взносы в сумме 214 389,23 рублей.
Положениями части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и пункту 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению соответствующими страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как следует из материалов дела Департамент выплатил своим сотрудникам пособия в связи с материнством и по временной нетрудоспособности. Названные расходы Департамента не были приняты Фондом к зачету, поскольку основаны на неправильно оформленных и выданных с нарушением установленного порядка документов.
Однако отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая Фондом не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Таким образом, выплаченные Департаментом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Донорство является почетным видом общественной деятельности, благодаря которому спасено множество жизней людей, которые в виду травм или заболеваний остро нуждаются в переливании крови или плазмы в процессе восстановления.
А так как государство заботиться о здоровье населения, добровольная сдача крови для нужд рядовых граждан поощряется на законодательном уровне посредством предоставления ряда льгот по месту труда доноров.
Трудящиеся граждане, сдающие кровь, выполняющие социально значимую функцию, имеют право на установленные законодательно гарантии.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 20.07.2012 г. N 125 "О донорстве крови и ее компонентов" определено, что донор имеет право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации.
Статьей 26 Федерального закона от 20.07.2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" установлено, что работодатели обязаны предоставлять, работникам сдавшим кровь, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 186 ТК РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Выплаты донорам за дни сдачи крови не связаны с выполнением работником трудовой функции, следовательно, находятся вне трудовых отношений.
Сохранение за работником среднего заработка за указанные дни обязанность страхователя, предусмотренная трудовым законодательством Российской Федерации, но только лишь это обстоятельство не означает, что отношения, возникающие при исполнении этой обязанности страхователем трудовые.
Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в ТК РФ, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с заработной платой работника, следовательно, отсутствуют основания и для вывода о том, что его выплата связана с обеспечением страхователем условий труда застрахованного лица.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 г. N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Учитывая изложенное, выплаты за донорские дни в соответствии со статьей 186 ТК РФ могут быть отнесены к выплатам социального характера и не признаваться объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7N 212-ФЗ.
Таким образом, Департамент правомерно применил подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в отношении выплат за донорские дни государственному гражданскому служащему Департамента в 2016 году.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 является недействительным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.08.2020 по делу N А40-53217/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53217/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ