город Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-101233/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.
рассмотрев апелляционную жалобу
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020
по делу N А40-101233/20-54-545, принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
в порядке упрощенного производства,
по иску МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (ОГРН 1171101008297, ИНН 1101160027)
к АО "НОВАЯ ПЕЧОРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1167746886900, ИНН 7728348981)
третье лицо ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "КАДЖЕРОМСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО",
о взыскании ущерба причиненного землям лесного фонда в размере 307 213 руб. в соответствии с актом осмотра/обследования от 29.04.2019 N 10 на лесном участке площадью 4 га, расположенного на территории ГУ "Каджеромское лесничество" в квартале 322 выделе 5 Каджеромского участкового лесничества,
Без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Новая Печорская Энергетическая Компания" (далее - ответчик) о взыскании ущерба, причиненного землям лесного фонда в размере 307 213 руб., в соответствии с актом осмотра/обследования от 29.04.2019 N 10 на лесном участке площадью 4 га, расположенного на территории ГУ "Каджеромское лесничество" в квартале 322 выделе 5 Каджеромского участкового лесничества.
10.08.2020 вынесена резолютивная часть решения, 14.09.2020 изготовлено мотивированное решение, согласно которому в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой, указывая на то, что решение принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба на решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 14.12.2009 между Комитетом лесов Республики Коми (далее - арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Печорская Энергетическая Компания" (далее - ООО "ПЭК", Арендатор) был заключен договор аренды лесных участков N С0990507/65/09-АЗ (далее - Договор аренды) в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2011 об изменении цели использования участка и дополнительного соглашения от 17.01.2014 на продление срока действия договора на новый срок до 31.12.2033.
Согласно Указам Главы Республики Коми от 26.06.2017 N 55, от 03.11.2015 N 115 истец является правопреемником Комитета лесов Республики Коми.
В соответствии с Договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок площадью 4,00 гектара, расположенный на территории ГУ "Каджеромское лесничество" в квартале 322 выделе 5 Каджеромского участкового лесничества (далее - земельный участок).
Целевое назначение переданного земельного участка определено как "Под строительство, обустройство и эксплуатацию куста эксплуатационных скважин N 301 (вертикальная), NN 302, 303, 304 (наклонно-направленные) на Лузском нефтяном месторождении".
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Таким образом, лесные отношения, регулируемые лесным законодательством, включают в себя и отношения в области охраны окружающей среды, следовательно, лесное законодательство является составной частью законодательства в области охраны окружающей среды.
Приказом ГУ "Каджеромское лесничество" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 17-П от 26.04.2019 (Приложение N 4) должностными лицами ГУ "Каджеромское лесничество" на основании результатов проверки Межведомственной комиссии по выполнению мероприятий по безопасному пропуску весеннего половодья в 2019 году на Лузском нефтяном месторождении ООО "ПЭК" от 24.04.2019 назначено проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков, выдано для исполнения Плановое (рейдовое задание) N 14 от 26.04.2019 на их осуществление (Приложение N 5).
По итогам проведения осмотра составлен Отчет о выполнении планового (рейдового) задания от 29.04.2019 и Акт осмотра, обследования лесного участка N Ю от 29.04.2019, согласно которым установлено, что на земельном участке имеется куст эксплуатационных скважин N 301 (вертикальная), NN 302, 303, 304 (наклонно-направленные), используемые АО "НПЭК" на Лузском нефтяном месторождении, где ведется производственная деятельность по добыче и транспортировке нефти АО "НПЭК".
Фиксация границ нарушения требований лесного законодательства осуществлена GPS навигатором, в ходе осмотра произведена фотофиксация, составлена схема расположения самовольно занятого АО "НПЭК" участка лесного фонда (приложения N 1 и N 2 к Акту осмотра N 10 от 29.04.2019).
За самовольное использование лесов с нарушением ст.ст. 9, 71, 72 ЛК РФ предусмотрена ответственность в виде возмещения вреда согласно п. 4 Приложения N 3 "Такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г N 1730.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, в связи с чем лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также их размер в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
Статьей 1082 ГК РФ регламентировано, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.2009 N 13-П, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, который включает возникновение вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между его действиями и возникновением вреда, а также вины причинителя вреда.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушений договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.2009 N 13-П, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, который включает возникновение вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между его действиями и возникновением вреда, а также вины причинителя вреда.
06.05.2019 ГУ "Каджеромское лесничество" направило в адрес АО "НПЭК" уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также извещение о необходимости явки представителя для составление Акта о лесонарушении по выявленным в ходе осмотра нарушениям требований лесного законодательства.
27.05.2019 в присутствии представителя АО "НПЭК" по доверенности б/н от 24.05.2019 составлен и подписан Протокол об административном правонарушении N 12/17 и Акт о лесонарушении N 10/12.
Согласно Лесохозяйственного регламента ГУ "Каджеромское лесничество" с изменениями, утвержденными приказом Министерства N 613 от 13.04.2020, территория лесничества относится к зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таёжной зоне, району притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации и Северо-таёжному району европейской части Российской Федерации.
04.10.2019 Министерством принят Приказ N 1605, в соответствии с которым, принято решение о прекращении действия договоров аренды на участки лесного фонда с ООО "ПЭК" и о предоставлении АО "НПЭК" 17 участков лесного фонда в аренду как новому обладателю лицензии СЫК 16365 НЭ на добычу углеводородного сырья на Лузском нефтяном месторождении в срок до 29.09.2020.
В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Истцом представлен расчет суммы ущерба, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства Российской Федерации в соответствии с таксами и Методикой, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, что составило 307 213 руб.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлена претензия N 10 от 15.07.2019 с предложением в месячный срок добровольно оплатить ущерб, причиненный государственному лесному фонду в результате самовольного занятия лесных участков для добычи углеводородного сырья на Лузском нефтяном месторождении, в том числе по Договору аренды, рассматриваемому в настоящем споре в размере 307 213 рублей.
Между тем, истцом не учтено, что лицензия на добычу углеводородного сырья была переоформлена с ООО "ПЭК", согласно Приказу Федерального агентства по недропользованию N 196 от 11.05.2017 года "О переоформлении лицензии СЫК 00173 НЭ на право пользования недрами Лузского нефтяного месторождения, расположенного в Республике Коми".
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных правах" установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года N 122 - ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Истец указывает, что подтверждением права пользования участком лесного фонда является государственная регистрация права на недвижимое имущество.
В рассматриваемом случае у ответчика на момент проведения осмотра по осуществлению планового (рейдового) мероприятия отсутствовала регистрация на участки земель лесного фонда площадью 4 гектар, расположенный на территории ГУ "Каджеромское лесничество" в квартале 322 выделе 5 Каджеромского участкового лесничества, тем самым оснований для пользования этими участками лесного фонда не имелось.
ООО "ПЭК" письмом N 1/01 от 09.01.2017 уведомляло Министерство о передаче прав и обязанностей по всем имеющимся у него договорам аренды на участки лесного фонда для осуществления добычи нефти на Лузском нефтяном месторождении на АО "НПЭК" и просило согласовать его переход.
При этом в соответствии с подпунктом 3.5.4 пункта 3 "Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения" Условий пользования недрами к лицензии СЫК 16365 НЭ на добычу углеводородного сырья АО "НПЭК", разрешается добыча углеводородного сырья при наличии оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельными участками для проведения соответствующих видов работ.
Истец указывает, что ответчиком права на ранее указанную лицензию окончательно переоформлены 14.10.2018, а работы по добыче углеводородного сырья длительное время велись без оформления разрешительных документов на участки лесного фонда, что приводило к их незаконному использованию.
Актом приема-передачи имущества (имущественных права), вносимого участником (учредителем) в оплату акций Акционерного общества "Новая Печорская Энергетическая Компания" от 03.10.2016 имущественные активы (имущественные права) ООО "ПЭК" были переданы в уставной капитал АО "НПЭК".
Также между ООО "ПЭК" и АО "НПЭК" были заключены соответствующие Соглашения от 19.12.2016 о передаче прав и обязанностей по Договора аренды, о чем истец был уведомлен в соответствии со ст. 22 ЗК РФ.
Указанные Соглашения были зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в 2017 году.
В силу ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ).
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ).
К АО "НПЭК", согласно Акту приема-передачи имущества (имущественных прав), вносимого участником (учредителем) в оплату акций АО "НПЭК" от 03.10.2016 г., перешло также право собственности на весь производственный комплекс, расположенный на Лузском месторождении (на арендуемых землях), за АО "НПЭК" числятся на праве собственности объекты недвижимого имущества, располагающиеся на спорных земельных участках - нефтяные скважины.
Согласно пп. 4 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ, в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью; вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией; любая деятельность, связанная с 10 пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с ч. 4 ст. 25.1 Закона о недрах, земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователям недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода.
По смыслу изложенных норм, право пользования земельным участком следует судьбе права на использование недр.
Это обстоятельство препятствует освобождению участка, поскольку до прекращения действия лицензии её владелец вправе использовать участок в той степени, в которой это использование необходимо для реализации прав на разработку месторождения.
Лишь после прекращения лицензии её владелец в соответствии с ч. 3 ст. 21 ЛК РФ обязан привести участок в первоначальное состояние.
В силу изложенного суд пришел к выводу о том, что нахождение на лесном участке объектов недвижимости, право собственности на которые оформлены в установленном законом порядке, исключает факт самовольного занятия участка лесного фонда.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020 по делу N А40-101233/20-54-545 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101233/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: АО Новая Печорская энергетическая компания
Третье лицо: ГУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "КАДЖЕРОМСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"