г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-157302/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управы района Восточное Измайлово города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-157302/23 (144-1216)
по заявлению АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ"
к Управе района Восточное Измайлово города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ерошов А.А. - по дов. от 05.07.2023; |
от заинтересованного лица: |
Орлинская Н.В. - по дов. от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Управы района Восточное Измайлово города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Управа) от 18.01.2022 N ВИ-03-1/23 (с учетом заявления об уточнении заявленных требований).
Решением суда от 10.11.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что к управы района Восточное Измайлово города Москвы, имелись основания сделать вывод о наличии в уставном капитале ПАО "Мобильные Телесистемы" и, следовательно, АО "РТК" доли иностранного юридического лица, местом регистрации которого является государство, включенное в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. Кроме того, ссылается на неправомерное взыскание арбитражным судом первой инстанции с управы района Восточное Измайлово города Москвы расходов заявителя на госпошлину.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.12.2022 года представителем АО "РТК" был подан пакет документов на получения гранта в форме субсидии в управу района Восточное Измайлово, через МФЦ.
18.01.2023 от главы Управы района Умеренкова А.А. поступил отказ в представление гранта на основании нарушения пункта 2.2.2 ППМ от 24.05.2022 N 921-ПП.
Не согласившись с указанным распоряжением, посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы АО "РТК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" в целях обеспечения социальной стабильности и поддержки бизнеса в условиях введения специальных экономических мер в отношении Российской Федерации Правительство Москвы постановило предоставить в 2022 году дополнительные меры поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в городе Москве в форме единовременной компенсации (далее - компенсация).
В соответствии с п. 2.1. Постановления Правительства Москвы от 24 мая 2022 N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" установлено, что компенсация предоставляется гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, уплатившим административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением короновирусной инфекции, на основании постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных в связи с возбуждением и (или) рассмотрением органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - штрафы).
Приказом Главконтроля г. Москвы, ДТиУ г. Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы и Мосгосстройнадзора от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" утверждён Порядок предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций (далее Порядок).
Согласно пункту 1 Порядок предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций (далее - Порядок) определяет правила и условия предоставления компенсации физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве (далее - заявитель, заявители), уплатившим административные штрафы, назначенные органами исполнительной власти города Москвы и государственными казенными учреждениями города Москвы за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в соответствии со статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и денежные средства, взысканные (оплаченные) в рамках исполнительного производства по взысканию таких административных штрафов (далее - компенсация).
В соответствии с п. 5 Порядка вместе с заявлением о предоставлении компенсации в МФЦ Заявителем, либо его представителем, представляются:
5.1. Паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность Заявителя из перечня, установленного пунктом 3.11 Единых требований к предоставлению государственных услуг в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", представителя Заявителя (в случае подачи заявления представителем Заявителя).
5.2. Постановление органа исполнительной власти города Москвы (государственного казенного учреждения города Москвы) либо решение суда о назначении административного штрафа (копия).
В случае отсутствия постановления о назначении административного штрафа (его копии), Заявитель (представитель Заявителя) вправе обратиться за копией постановления в орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы, назначившее административное наказание в виде штрафа.
5.3. Документ, подтверждающий уплату административного штрафа (платежное поручение на перечисление платежа (квитанция об оплате), полученные, в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций).
5.4. Документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя - юридического лица действовать от имени Заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке), либо документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица в случае, если предоставление запроса осуществляется лично им (приказ, положение, протокол общего собрания или иное подтверждение в соответствии с учредительными документами юридического лица).
5.5. Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) (для физического лица).
5.6. Страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии).
5.7. Идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (для юридического лица и индивидуального предпринимателя).
5.8. Проект соглашения о предоставлении гранта, подписанный Заявителем, в случае если Заявителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в двух экземплярах.
Перечень документов носит исчерпывающий характер.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 07.12.2022 года представителем АО "РТК" был подан пакет документов на получения гранта в форме субсидии в управу района Восточное Измайлово, через МФЦ. Пакет документов содержал: заявление по форме N 30/22/61 -02-212/22/ПР-95/22/210, постановление Измайловского районного суда по делу N 05-1290/2020 от 06.11.2020, постановление Измайловского районного суда N05-2860/2021 от 19.10.2021, постановление Измайловского районного суда N 05-2033/2021 от 05.08.2021, постановление Измайловского районного суда N 05-1701/2021 от 28.06.2021, постановление Измайловского районного суда N 05-1703/2021 от 05.07.2021, постановление Измайловского районного суда N 05-1702/2021 от 28.06.2021, копии платежных поручений N 199903 от 26.03.2021, N 457146 от 12.11.2021, N 750602 от 31.08.2021, N 952580 от 25.08.2021, N 952581 от 25.08.2021, N 952582 от 25.08.2021, Соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в 2-х экземплярах, реестр акционеров АО "РТК", свидетельство о постановке на учет, копия доверенности представителя.
Как следует из текста оспариваемого Распоряжения от 18.01.2023 N ВИ-03-1/23 об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, заявителю отказано в предоставлении гранта в соответствии с п. 12.4. приложения 1 к Совместному приказу: наличие в представленных заявителем документах недостоверной, искаженной или неполной информации некорректное заполнение проекта соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии бюджета города Москвы юридическим лицами, индивидуальным предпринимателям, представленного заявителем (заполнены поля, заполнение которых осуществляется уполномоченным органом); по представленным документам и на основании сведений из открытых источников не представляется возможным подтвердить соответствие заявителя требованию, установленному пунктом 2.2.2. ППМ от 24.05.2022 N 921-ПП и пунктом 2.2. приложения 1 к Совместному приказу) (отсутствует информация от держателя реестра акционеров ПАО "Мобильные Телесистемы" (АО "РЕЕСТР"), подтверждающая соответствие заявителя требованию, установленному пунктом 2.2.2. ППМ от 24.05.2022 N ;ТЛ-ПП и пунктом 2.2. приложения 1 к Совместному приказу)).
Правом на получение мер поддержки обладают лица, поименованные в пункте 2.1 Постановления N 921 за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.2 - 2.2.4 Постановления N 921.
Общество, как лицо уплатившее административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, имеет право на получение дополнительной меры поддержки. Несоответствие требованиям, установленным в Постановлении N 921, уведомление Управы об отказе в предоставлении гранта не содержит.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован совместным приказом от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/пр-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций".
Согласно пункту 2.2 приложения N 1 к Совместному приказу компенсации не назначаются и не выплачиваются: иностранным юридическим лицам; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Положения Совместного приказа, для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций, не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя. Приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя.
Пунктом 9.2 приложения 1 к Совместному приказу предусмотрено, что работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в уполномоченный орган.
В связи с тем, что при подаче заявления Обществом был предоставлен полный комплект документов, заявителю работником МФЦ была выдана расписка.
В указанном случае, при приеме документов работник МФЦ проверил их достоверность и соответствие перечню, установленному п. 5 приложения N 1 к Совместному приказу, и не выявил отсутствия каких-либо документов. Таким образом, исходя из совокупного содержания п. 5, 8 и 9.2 приложения N 1 к Совместному приказу, направляемые с заявлением документы Заявителя не могут изначально содержать каких-либо неточностей, недостоверностей (искажений, неполной информации).
Перечень документов, наряду с заявлением, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган, для целей предоставления компенсации, перечислен в пунктах 5.1 - 5.8 приложения 1 к Совместному приказу. Указанный перечень, согласно тексту приказа (пункт 5.8), носит исчерпывающий характер.
Как установлено материалами дела, АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ" является российским юридическим лицом, 100% акций которого принадлежат ПАО "Мобильные Телесистемы" (ОГРН: 1027700149124, Дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7740000076), зарегистрированному в Российской Федерации по адресу: 109147, ГОРОД МОСКВА, МАРКСИСТСКАЯ УЛИЦА, 4.
Сведения о единственном акционере Общества подтверждены выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; выпиской из списка лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ", полученных от держателя реестра АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ".
Указанные документы были предоставлены Обществом Управе в составе поданного в МФЦ комплекта.
В указанном случае, при приеме документов работник МФЦ проверил их достоверность и соответствие перечню, установленному п. 5 приложения N 1 к Совместному приказу, и не выявил отсутствия каких-либо документов.
Доводы заинтересованного лица о наличии в числе бенефициаров учредителя Общества иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действий, не подтверждены какими-либо доказательствами и имеющейся в ЕГРЮЛ информацией, не может являться законным основанием для отказа Обществу в предоставлении компенсации в форме гранта.
Положения Приказа, для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций, не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя. Приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя (прямое участие).
Доводы управы о наличии в представленных заявителем документах недостоверной, искаженной или неполной информации некорректное заполнение проекта соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии бюджета города Москвы юридическим лицами, индивидуальным предпринимателям, представленного заявителем (заполнены поля, заполнение которых осуществляется уполномоченным органом) несостоятельны, на основании следующего.
Согласно пункту 9.2 работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции верно установлено, что в связи с тем, что при подаче заявления ООО "РТК" был предоставлен полный комплект документов, ему была выдана Расписка в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
Таким образом, при приеме документов работник МФЦ проверил их на соответствие перечню документов, установленному п. 5 Порядка, проверил их достоверность и не выявил отсутствия каких-либо документов (с учетом положений п. 8 Порядка), что подтверждается распиской в получении запроса.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Распоряжение от 18.01.2023 N ВИ-03-1/23 нарушает вышеуказанные положения законодательства, положения Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций, а также нарушает права и законные интересы АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ".
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований была установлена, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований.
Ссылка в апелляционной жалобе на применение к данным отношениям налогового законодательства неправомерна, поскольку нормы налогового законодательства неприменимы к данным отношениям.
Согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
В соответствии с п. 2 ст. 1 НК РФ, настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В п. 1 ст. 2 НК РФ указано, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом, отношения, возникающие из Постановления N 921-ПП и Совместного приказа, не находятся в сфере регулирования налогового законодательства.
Кроме того, Управа в жалобе осуществляет подмену понятий "участие лица в организации" и "участие в уставном (складочном) капитале организации". Данные понятия не являются тождественными, имеют разное юридическое значение и используются в разных сферах правоотношений.
Понятие уставного капитала и порядок определения доли в уставном капитале общества закреплены в ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - ФЗ "Об ООО").
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об ООО", уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В п. 2 ст. 14 ФЗ "Об ООО" прямо установлено, что размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.
АО "РТК" является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Единственным участником истца является ПАО "Мобильные Телесистемы".
ПАО "Мобильные Телесистемы" создано на территории Российской Федерации, согласно законодательства Российской Федерации, местонахождение данного Общества также находится на территории Российской Федерации.
В свою очередь, в ст. 105.2 НК РФ речь идет об определении доли участия лица в организации для целей налогового законодательства, а именно регулирования отношений между взаимозависимыми лицами. На это также указывает название Главы 14.1 НК "Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации".
Доводы жалобы о неправомерном взыскании арбитражным судом первой инстанции с управы района Восточное Измайлово города Москвы расходов заявителя на госпошлину неправомерны, учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине взыскиваются с ответчика в пользу заявителя, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п. 21 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2023 по делу N А40-157302/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157302/2023
Истец: АО "РУССКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВА РАЙОНА ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО ГОРОДА МОСКВЫ