город Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
дело N А40-69373/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-69373/20,
по заявлению ЗАО Фирма "Черемушки"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Лалуева Е.Ю. по доверенности от 17.03.2020;
от заинтересованного лица - Карташова Е.Ю. по доверенности от 26.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 признаны незаконными действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по определению 3,8 % (454,62 кв.м.) от общей площади нежилого здания - строения N 1, расположенного по адресу: Москва, Нахимовский проспект, дом 26, общей площадью 11.928,1 кв.м., кадастровый номер 77:06:0004003:2787, как площади, используемой для размещения офисов и фиксации данного заключения в п. п. 6.3.-6.5 акта от 13.01.2020 N 9000512/2ОФИ о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) и на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы возложена обязанность в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя путем внесения изменений в акт от 13.01.2020 N 9000512/2ОФИ о фактическом использовании здания для целей налогообложения.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители инспекции и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что общество является собственником нежилого здания - строения N 1, расположенного по адресу: Москва, Нахимовский проспект, дом 26, общей площадью 11.928,1 кв.м., кадастровый номер 77:06:0004003:2787, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии АА N 003216 от 29.03.1999 (запись регистрации 77-01/00-01/1999-3666а), копия которого имеется в материалах дела. Заинтересованным лицом 27 декабря 2019 г. были проведены мероприятия по определению фактического использования помещений принадлежащего заявителю нежилого здания - строения 1, расположенного по адресу: Москва, Нахимовский проспект, дом 26, кадастровый номер 77:06:0004003:2787, по результатам проведения которых составлен акт N 9000512/20ФИ от 13.01.2020 о фактическом использовании указанного нежилого здания, из которого следует, что в ходе проведения мероприятия по определению фактического использования помещений нежилого здания - строения 1 установлено, что нежилое здание по указанному адресу фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п. 6.5 акта). При этом, 22,71 % от общей площади здания соответствуют целям налогообложения (ст. 378.2 НК РФ): используются для размещения офисов - 3,8 % (454,62 кв.м.) и объектов торговли -18,91 % (2.259,69 кв.м.).
Для иных целей (склады, не связанные с торговлей, технические помещения, промышленность и производство) используется 77,29 % (9.236,89 кв.м.).
Между тем, как указывает заявитель, фактически отнесенные в данном акте к офисным площадям помещения (454,62 кв.м.) составляют исключительно кабинеты персонала заявителя, являющегося производственной компанией.
Таким образом, по мнению заявителя, действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по определению 3,78 % от общей площади нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, Нахимовский проспект, дом 26, кадастровый номер 77:06:0004003:2787, как площади, используемой для размещения офисов, фиксации данного заключения в п. п. 6.3- 6.5 акта N 9000512/20ФИ от 13.01.2020 о фактическом использовании здания для целей налогообложения не позволяют обществу применить в 2020 льготу по налогу на имущество, установленную п. 2.3. ст. 4.1 Законом г. Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций".
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Статьей 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
На основании ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в ст. 12 ч. 1 и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", постановлением правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257- ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения и Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно п. 1.2 данного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
Здание включено в строку Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 под номером 5787 в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в редакции постановления Правительства г. Москвы от 26.11.2019 N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700- ПП") по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Включение здания в Перечень подтверждается данными сайта Департамента экономической политики и развития г. Москвы, что подтверждается представленной заявителем распечаткой с сайта.
Здание расположено на земельном участке общей площадью 10.727 кв.м. с адресным ориентиром: Москва, Нахимовский проспект, вл. 26, стр. 1, 2, 5, 6 с кадастровым номером 77:06:0004003:5, имеющим виды разрешенного использования: магазины (4.4.), земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), общественное питание (4.6), деловое управление (4.1), земельные участи, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), производственная деятельность (6.0), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), обслуживание транспорта (4.9), земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3), принадлежащем истцу на основании договора аренды земельного участка N М-06-006377 от 12.08.1996 сроком действия на 25 лет, предоставленном для эксплуатации существующих сооружений швейной фабрики.
Названные виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, здание обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подп. 1 п. п. 3, 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 1.1. Закона г. Москвы N 64.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 4.1. Закона N 64 налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 % исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), указанных в п. 1 ст. 1.1. Закона N 64, если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 01 января года, предшествующего налоговому период за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода установлено, что менее 20 % их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с письмом Департамента финансов г. Москвы от 13.07.2015 N 90-01-01-05-126/15 "О налоге на имущество организаций" по вопросу применения льготы по налогу на имущество организаций, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона N 64, основанием для подтверждения льготы является акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Госинспекции по недвижимости о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания в целях предоставления льготы.
Из указанной нормы следует, что размер уплачиваемого налога определяется в зависимости от результатов мероприятий по определению фактического вида использования.
По мнению заявителя, выводы инспекции в отношении наличия в здании офисных помещений, указанные в акте (п. п. 6.3-6.5), противоречат сделанному самой инспекцией по недвижимости описанию действительного фактического использования помещений здания (п. 2 акта).
Указанные инспекцией по недвижимости в п. 2 акта помещения: 2 этаж помещение I площадью 36 кв.м.; 3 этаж помещение I площадью 45 кв.м.; 4 этаж помещение III площадью 51,2 кв.м.; 5 этаж помещение III площадью 32 кв.м.; 6 этаж помещение III площадью 51,9 кв.м.; 7 этаж помещение II площадью 62,6 кв.м.; 8 этаж помещение 1,11 площадью 93 кв.м., всего площадью 371,7 кв.м. (454,62 кв.м. с учетом площади общего пользования, используемой в соответствии с расчетной частью Методики для эксплуатации вышеуказанных помещений), являющиеся, как установлено инспекцией по недвижимости, кабинетами с характеристикой "заводоуправление", отнесены инспекцией по недвижимости к офисам.
Между тем, указанные в акте в качестве офисных нежилые помещения заводоуправления представляют собой инфраструктуру промышленного предприятия - ЗАО Фирма "Черемушки", функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав и не могут быть отнесены к офисам, так как в нем оборудованы рабочие места руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающих функционирование производственного процесса.
Офисные помещения, указанные в акте (п. п. 6.3-6.5), обеспечивают функционирование всего производственного комплекса общества, расположенные в здании административные службы ЗАО Фирма "Черемушки" не могут квалифицироваться как самостоятельные хозяйствующие субъекты и рассматриваться в отрыве от всей производственной деятельности организации.
Доказательств, опровергающих доводы заявителя, инспекцией не представлено.
В подтверждение доводов о том, что указанные в акте в качестве офисных нежилые помещения заводоуправления представляют собой инфраструктуру промышленного предприятия - ЗАО Фирма "Черемушки", заявителем в материалы дела представлены действующее штатное расписание своих работников N 1 от 01.08.2019, в котором указаны работники общества, занимающие помещения здания; организационная структура ЗАО Фирма "Черемушки", утвержденная 21.10.2019 и действующая с 01.01.2020.
Данные документы подтверждают наличие различных служб и специалистов, обеспечивающих нормальное функционирование производственного процесса заявителя.
Кроме того, в соответствии с экспликацией от 15.04.2009 к поэтажному плану здания, составленной Юго-Западным N 1 ТБТИ г. Москвы по состоянию на 18.03.2009, помещения здания относятся к типу "складские", "прочие", "учрежденческие", "производственные", а большинство помещений имеет характеристики: "коридор", "склад", "мастерская", "зал торговый", "кабинет", "цех", "клетка лестничная", "вентиляционная камера", "умывальная".
Копии экспликации и поэтажного плана по состоянию на 18.03.2009 представлены в материалы дела.
В акте о фактическом использовании нежилого здания инспекцией указано, что данное обследование проведено на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете.
К акту приложена экспликация по состоянию на 18.03.2009 (дата обследования).
Здание в экспликации к нему отнесено к типу "нежилое", а большинство помещений в нем имеет характеристику "коридор", "склад", "мастерская", "зал торговый", "кабинет", "цех", "клетка лестничная", "вентиляционная камера", "умывальная", что не тождественно понятию "офис".
В таком случае необходимо учитывать вид деятельности организации, занимающей то или иное помещение, и цель, с которой такая организация его фактически эксплуатирует.
В нарушение п. 3.6 названного Порядка, не указаны выявленные признаки размещения в здании офисов и торговых объектов, сам акт не соответствует доказательствам и фактическим обстоятельствам дела - прежде всего видам фактически осуществляемой деятельности заявителя.
Определение понятия "офис", используемое для целей осуществления органами исполнительной власти г. Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подп. 4 п. 1.4 Порядка.
Здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в указанной норме.
Офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Толкование подп. 4 п. 1.4 названного Порядка в его системной взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Вместе с тем, из акта о фактическом использовании здания (строения, сооружения) для целей налогообложения от 13.01.2020 N 9000512/2ОФИ и фототаблицы не усматривается, что здание с кадастровым номером 77:06:0004003:2787 соответствует указанным признакам офисного объекта.
Следовательно, инспекцией не определено фактическое использование указанных выше помещений надлежащим образом.
Кроме того, 08.12.2018 здание обследовано инспекцией и по итогам обследования составлен акт о фактическом использовании нежилого здания (строения сооружения) для целей налогообложения N 9061856/ОФИ от 18.12.2018, в соответствии с которым только 19,93 % общей площади здания используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - в качестве объектов торговли.
Для иных целей (склады, не связанные с торговлей промышленность и производство) используется 80,07 % общей площади здания.
Нежилое здание (строение, сооружение) фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, заявителем правомерно применена льгота по налогу на имущество в 2019, что подтверждается справкой по расчету налога на имущество за 2019, налоговой декларацией по налогу на имущество в отношении здания за 2019, письмом истца исх. N 11-14-20 от 02.12.2019, справкой заявителя о применении льготы по налогу на имущество в 2019 в отношении здания.
При подготовке акта N 9061856/ОФИ от 18.12.2018 инспекцией по недвижимости использована техническая документация бюро технической инвентаризации, подготовленная по состоянию на 18.03.2009, то есть та же, что и при подготовке акта от 13.01.2020.
Вместе с тем, при предыдущем по отношению к оспариваемому акту, обследовании уполномоченными инспекции классифицированы только торговые площади, отнеся кабинеты служб общества к не офисным.
Количество сдаваемых в аренду торговых площадей уменьшилось по состоянию на 01.01.2020, соответственно их процент понизился с 19,93 % до 18,91 %.
В целях подтверждения их использования в качестве торговых площадей в указанные периоды обществом в материалы дела представлены копии договоров аренды помещений в здании за 2018 и 2019, что соответствует выводам инспекции по недвижимости, отраженным в указанных актах.
Доказательств, свидетельствующих об изменении характера использования здания между указанными обследованиями, административным органом не представлено.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, оспариваемые незаконные действия инспекции не позволяют обществу применить в 2020 льготу по налогу на имущество, установленную п. 2.3. ст. 4.1 Законом г. Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций".
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-69373/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69373/2020
Истец: ЗАО ФИРМА "ЧЕРЕМУШКИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ