г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А56-963/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Дуничева А.А. по доверенности от 03.08.2020
от заинтересованного лица: Мосина О.А. по доверенности от 28.09.2020
от 3-го лица: Воробьев Д.В. по доверенности от 28.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23783/2020) ООО "ЛУГА-ЛЕС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2020 по делу N А56-963/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "ЛУГА-ЛЕС"
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
3-е лицо: ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области"
о признании незаконным изложений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" (далее - Общество, ООО "Луга-Лес") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) в утверждении актов лесопатологического обследования N 051-179/КМ-13, 04-Ж, изложенного в письме исх. N 02-22218/2019 от 05.11.2019, об обязании Комитета утвердить акты лесопатологического обследования N 051-179/КМ-13, 04-Ж.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес").
Решением суда от 18.07.20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные Обществом требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ Комитета в утверждении актов лесопатологического обследования является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Комитета и третьего лица просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.10.19 ООО "Луга-Лес" представило в Комитет на утверждение акты лесопатологического обследования, в том числе акты N 051-179/КМ-13, N 04-Ж (далее - акты ЛПО).
Письмом от 05.11.19 N 02-22218/2019 Комитет направил в адрес ООО "Луга-Лес" замечания к актам N 051-179/КМ-13, 04-Ж, а также сообщил о невозможности их утверждения на момент рассмотрения в установленный десятидневный срок.
В ходе натурной проверки (осмотра) специалистами подведомственного Комитету учреждения - ЛОГКУ "Ленобллес" установлено, что в акт N 04-Ж внесены недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесных насаждений (неверно определен процент ветровальных, буреломных, сухостойных и усыхающих деревьев, что может повлиять на определение вида санитарно-оздоровительных мероприятий).
Основанием для проведения натурного осмотра явился ненормативный акт уполномоченного органа - Распоряжение Комитета от 28 мая 2018 года N 866 "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 30 октября 2017 года N 1507 "О порядке рассмотрения актов лесопатологического обследования Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградским областным государственным казенным учреждением "Управление лесами Ленинградской области".
Также Комитетом установлено, что в нарушение п. 37.7 Рекомендаций Федерального агентства лесного хозяйства по заполнению акта лесопатологического обследования от 05.10.2018 года N НК-09-54/16637 в Приложении 1 к Акту ЛПО N 051-179/КМ-13 отсутствует дата проведения лесопатологических обследований.
Общество обжаловало в арбитражный суд отказ Комитета в утверждении актов лесопатологического обследования N 051-179/КМ-13, 04-Ж, изложенный в письме исх. N 02-22218/2019 от 05.11.2019.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа Комитета, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Лесное законодательство возлагает на лиц, использующих лесные участки, обязанности по защите лесов, в том числе, по выполнению необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах (п.п. 2, 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. N 607).
Согласно статье 60.7 Лесного кодекса РФ, основанием для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (в т.ч., рубок погибших и поврежденных насаждений) является утвержденный в установленном порядке Акт лесопатологического обследования (Акт ЛПО).
Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.09.2016 г. N 480 (далее также - Приказ МПР N 480).
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, не предусмотренных утвержденным актом лесопатологического обследования, не допускается (пп. 1 п. 4 ст. 60.7 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, изложенный в оспариваемом Письме от 05.11.2019 г. отказ Комитета по природным ресурсам в утверждении Актов ЛПО в отношении арендованных Обществом участков препятствует исполнению Обществом возложенных на него обязанностей, влечет невозможность приведения арендованных Обществом лесных участков в надлежащее состояние, что нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к лесопатологическим обследованиям и Акту ЛПО, является Приказ МПР N 480 от 16.09.2016 г.
Как следует из оспариваемого Письма Комитета, основанием для отказа в утверждении Актов ЛПО послужило следующее: "В нарушение п. 37.7 Рекомендаций по заполнению акта лесопатологического обследования от 05.10.2018 НК-09-54/16637 в Приложении N 1 к акту ЛПО отсутствует дата проведения лесопатологического обследования".
Между тем, материалами дела подтверждается, что дата проведения лесопатологического обследования содержится непосредственно в Актах ЛПО, что соответствует Приказу МПР N 480.
Кроме того, требований об указании даты проведения лесопатологического обследования (наряду с указанием в Акте ЛПО) также и в приложениях к Акту ЛПО, Приказ N 480 не содержит.
Также необходимо отметить, что при предыдущих рассмотрениях Актов ЛПО (6 раз по Акту ЛПО N 04-Ж и 16 раз по Акту ЛПО N 051-179/КМ-13 - приложения NN 7, 8 к Заявлению) Комитет замечаний относительно отсутствия даты в приложении N 1 в адрес Общества не направлял.
Между тем, согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый отказ в утверждении акта по причине отсутствия даты проведения лесопатологического обследования является неправомерным.
В утверждении Акта ЛПО N 04-Ж Комитет также отказал по следующему основанию:
"В ходе натурной проверки специалистами центрального аппарата управления и специалистами Рощинского лесничества лесных участков, установлено, что в Акт ЛПО внесены недостоверные сведения о санитарном лесопатологическом состоянии лесных насаждений (неверно определен % ветровальных, буреломных, сухостойных и усыхающих деревьев, что моэ/сет повлиять на определение вида санитарно-оздоровительных мероприятий".
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проведения натурной проверки, результаты которой положены в основу оспариваемого отказа Комитета.
В нарушение пункта 1 статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие, когда и кем была проведена данная натурная проверка, отсутствуют документы, оформленные по ее результатам, из которых можно было бы увидеть, какой % ветровальных, буреломных, сухостойных и усыхающих деревьев был фактически установлен проверяющим лицом и какой метод при этом был использован.
Согласно п.п. 32 - 36 Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 05.04.2017 г. N 156), при проверке сведений, содержащихся в Акте ЛПО, государственный лесопатологический мониторинг проводится путем наземных наблюдений, т.е. с выездом проверяющих на место, путем визуальной и инструментальной оценки лесопатологического состояния участков.
Апелляционным судом отклонено ходатайство третьего лица о приобщении к материалам дела акта проверки от 23.10.2020, поскольку в силу даты его изготовления этот документ не может быть признан относимым и допустимым доказательством по делу.
Обществом представлены в материалах дела Выписки из реестров государственного лесопатологического мониторинга, из которых следует, что уполномоченное учреждение (Филиал ФБУ "Рослесозащита"- Центр защиты лесов Ленинградской области) в ходе нормативно установленной процедуры государственного лесопатологического мониторинга подтвердило указанное в спорном Акте ЛПО санитарное состояние участка и назначенные санитарно-оздоровительные мероприятия.
Таким образом, следует признать, что оспариваемый отказ в утверждении акта со ссылкой на указание в акте ЛПО недостоверных сведений о санитарном лесопатологическом состоянии лесных насаждений является неправомерным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, что влечет отмену решения суда.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июля 2020 года по делу N А56-963/2020 отменить.
Признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в утверждении актов лесопатологического обследования N 051-179/КМ-13, 04-Ж, изложенного в письме исх. N 02-22218/2019 от 05.11.2019.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области утвердить акты лесопатологического обследования N 051-179/КМ-13, 04-Ж.
Взыскать с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от N 3103 от 10.08.2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-963/2020
Истец: ООО "ЛУГА-ЛЕС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области"