30 ноября 2020 г. |
Дело N А84-3253/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 30.11.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Промторг" - Шеремет А.И., представитель на основании доверенности от 09.01.2020 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании; Рыбалко Л.И., директор, выписка из ЕГРЮЛ от 21.09.2020, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации; Дыров А.В., представитель на основании доверенности от 09.01.2020 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промторг" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июня 2020 года по делу N А84-3253/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промторг"
(ОГРН 1149204038390, ИНН 9204018355)
к Правительству Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115), Государственного унитарного предприятия Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" (ОГРН 1149204018787, ИНН 9204009470) о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промторг" (далее - истец, общество, ООО "Промторг") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" (далее - предприятие) о признании права собственности за истцом на нежилое здание (торговый павильон), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471, о прекращении права собственности за ответчиком в отношении нежилого здания (торгового павильона).
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что право собственности на данный объект возникло у него до 18.03.2014, сам объект изначально возведен силами истца и находится во владении последнего. В то же время, как указывает общество, в отсутствие на то каких-либо правовых и фактических оснований право собственности на имущество по предмету спора зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем, что грубо нарушает его права и законные интересы.
Определением от 16.08.2019 суд произвел замену ответчика по делу - государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" - на Правительство Севастополя (далее - ответчик), привлек государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Согласно уточнениям исковых требований, истец просит суд исключить запись о праве собственности города федерального значения Севастополь и права хозяйственного ведения за ГУПС "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" в отношении нежилого здания (торгового павильона), расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471, признать право собственности за обществом нежилое здание (торговый павильон), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, д.1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471 в силу приобретенной давности.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2020 года по делу N А84-3253/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Промторг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с грубым нарушением норм материального права.
Так, заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции применены нормы права, не подлежащие применению, в частности, суд необоснованно квалифицировал нежилое здание (торговый павильон) как самовольную постройку, в связи с чем, при разрешении спора судом применена норма пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащая применению.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на неприменение судом первой инстанции законодательства Украины, действующего на момент возникновения спорных правоотношений.
Определением от 24.07.2020 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению.
В ходе судебного заседания, назначенного на 23.11.2020, представители общества с ограниченной ответственностью "Промторг" поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 16.10.1998 между Федоровой Любовью Николаевной (Продавец) и Частным предприятием "Промторг" (Покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец обязан передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить следующий товар: недвижимое имущество - капитальный торговый павильон, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, д.1, площадью 39 кв. м (том 1, лист дела 34).
Согласно акту приема-передачи от 16.10.1998 Федорова Л.Н. передала ЧП "Промторг" объект недвижимости (том 1, лист дела 35).
Оплата по вышеуказанному договору истец произвел в полном объеме, что подтверждается расходными кассовыми ордерами N 675 от 09.11.1998 на сумму 1200 гривен, N 681 от 11.11.1998 на сумму 1100 гривен, N 685 от 11.11.1998 на сумму 980 гривен, N 688 от 12.11.1998 на сумму 720 гривен (том 1, листы дела 36-37).
02.02.1999 между Севастопольским горкоопрынкторг (Арендодатель) и ЧП "Промторг" (Арендатор) заключен договор аренды торговых площадей и павильонов, принадлежащих Севастопольскому горкоопрынкторг N 67-09, согласно которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду сроком на один год с 01.01.1999 по 31.12.1999 торговую площадь, площадью 46 кв. м, расположенную на территории Центрального рынка по ул. Щербака, 1 (том 1, лист дела 47).
Письмом от 12.12.2001 N 34, полученным Арендодателем 14.12.2001, ЧП "Промторг" просило пролонгировать договор аренды (том 1, лист дела 48).
Управление градостроительства и архитектуры города Севастополя 10.09.2004 согласовало рабочий проект реконструкции торгового павильона на Центральном рынке при условии осуществления авторского надзора и согласования проекта с арендодателем, данные обстоятельства отображены в заключении N 122/01 от 10.09.2004 (том 1, лист дела 53).
В дальнейшем, между ЧП "Промторг" (Заказчик) и МПТП "Стандарт" (Исполнитель) подписаны договоры от 28.01.2007 N 3/1, от 12.03.2007 N 3/3 на проведение работ по реконструкции торгового павильона. Работы приняты заказчиком по акту приема-передачи (том 1, листы дела 49-52). На основании акта готовности объекта к эксплуатации 27.12.2010 законченный строительством объект признан готовым к эксплуатации (том дела 1, листы 57-62). В результате реконструкции площадь торгового павильона составила 63,6 кв. м.
В связи с образованием в составе Российской Федерации двух самостоятельных субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", истец привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, ввиду чего 25.11.2014 сведения об ООО "Промторг" как о юридическом лице, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
10.01.2017 между ООО "Севэнергосбыт" и ООО "Промторг" заключен договор энергоснабжения N 1331317, согласно которому поставщик осуществляет продажу электрической энергии потребителю в точках поставки на границе балансовой принадлежности в пределах мощности, разрешенной технической документацией (том 1, листы дела 109-113).
21.08.2019 между ГУП Севастополя "Водоканал" и ООО "Промторг" подписан договор на холодное водоснабжение и водоотведение N 529 (том 1, листы дела 117-122).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2019 за N 99/2019/267629430 нежилому зданию (торговый павильон) присвоен кадастровый номер 91:03:001004:471, правообладатель - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь (право собственности), Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (право хозяйственного ведения).
Ссылаясь на то, что регистрация за городом федерального значения Севастополем права собственности на спорное имущество грубо нарушает его права и законные интересы как единственного собственника спорного объекта недвижимости, ООО "Промторг" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав. При этом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Иск о признании права собственности является одним из способов восстановления и защиты нарушенного права собственности.
Однако, удовлетворяя такой иск, суд лишь подтверждает ранее возникшее по установленным законом основаниям право собственности истца на индивидуально-определенную вещь.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из положений статьи 209, части 2 статьи 218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 223 ГК РФ).
В силу требований статей 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В пунктах 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Обращаясь с настоящим иском, истец сослался на приобретение спорного объекта недвижимости по договору купли-продажи от 16.10.1998, которое передано ему по акту приема-передачи, в связи с чем, истец считает себя его собственником. В то же время, как указывает заявитель, в отсутствие на то каких-либо правовых и фактических оснований право собственности на имущество по предмету спора зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем, что грубо нарушает его права и законные интересы. В связи с чем, ООО "Промторг" просит исключить запись о праве собственности города федерального значения Севастополь и права хозяйственного ведения за ГУПС "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" в отношении нежилого здания (торгового павильона), расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471; признать право собственности за ООО "Промторг" нежилое здание (торговый павильон), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, д.1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471 в силу приобретенной давности.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статей 4, 422, 1211 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ, к спорным правоотношениям необходимо применить нормы гражданского законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014, нормы законодательства Российской Федерации.
Статьей 11 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождающих гражданские права и обязанности.
Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: договоры и иные сделки; создание литературных, художественных произведений, изобретений и иных результатов интеллектуальной, творческой деятельности; причинение имущественного (материального) и морального вреда другому лицу; другие юридические факты.
В соответствии с частью 1 статьи 181 ГК Украины право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
01.07.2004 года принят Закон Украины N 1952-IV "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений".
Статьей 2 указанного Закона установлено, что объект недвижимого имущества (недвижимое имущество, недвижимость) - это земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке (здание, сооружение и т.п.), перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения.
Согласно статье 4 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений" обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, находящееся на территории Украины, физических и юридических лиц, государства, территориальных общин, иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, а именно: 1) право собственности на недвижимое имущество; 2) вещные права на чужое недвижимое имущество; 3) ограничение прав.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 указанного Закона, вступивших в силу с 01.01.2013 года, вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, возникших до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий: 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения; 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, не предусматривало их обязательной регистрации.
Приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству от 13.12.1995 N 56 были утверждены Правила государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Пунктами 1.2., 1.3., 1.4. и 1.5. указанных Правил было предусмотрено, что они устанавливают порядок государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Правила действуют на территории Украины и являются обязательными для выполнения всеми министерствами, ведомствами, местными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями. Государственную регистрацию объектов недвижимого имущества осуществляют государственные предприятия - бюро технической инвентаризации местных органов государственной исполнительной власти на основании соответствующих правоустанавливающих документов. К объектам недвижимого имущества, подлежащим государственной регистрации, относятся: а) жилые дома (домовладения), расположенные на земельном участке, под отдельным порядковым номером по улице, площади, переулку; б) нежилые дома, дачи, садовые дома, гаражи, здания производственного, хозяйственного, социально-бытового и иного назначения, расположенные на отдельных земельных участках; в) встроенные в жилые дома нежилые помещения (как части этого дома); г) квартиры многоквартирных домов. Относящиеся к указанным объектам вспомогательные здания и сооружения регистрируются в составе этих объектов.
Приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 N 7/5 утверждено Временное положение о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимость.
Согласно пунктам 1.3 и 1.4 Временного положения государственная регистрация прав проводится регистраторами бюро технической инвентаризации (далее - БТИ). Обязательной государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, принадлежащего физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Легист" Наместникову Рустаму Игоревичу. На разрешение эксперту поставлен следующий вопрос: является ли строение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471, объектом капитального строительства?
Судом первой инстанции была дана оценка представленному по результатам экспертизы заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Легист" Наместникова Р.И. N 88-С от 23.01.2020, которым установлено, что строение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001004:471, является зданием: имеет признаки капитального строительства, т.е. является объектом капитального строительства; отсутствует возможность перемещения объекта исследования без нанесения несоразмерного ущерба его назначению, и возможность воссоздания объекта на новом (ином) месте, т.е. является недвижимым имуществом.
Заключения экспертов относятся к числу доказательств в том виде, как это определено положениями статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Предмет доказывания по делу определяется судом, а реализация права участвующих в деле лиц на предоставление доказательств, к числу которых согласно части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится заключение эксперта, не носит безусловного и неограниченного характера.
Соответственно, в силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Легист" Наместникова Р.И. N 88-С от 23.01.2020 соответствует требованиям статьи 82 АПК РФ и не вызывает сомнений относительно выводов эксперта, поскольку судебная экспертиза проводилась по конкретным материалам настоящего дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности заключения судебной экспертизы, материалы дела не содержат.
Поскольку вышеуказанное заключение эксперта не вызывает сомнений в его обоснованности, не содержит неясностей и противоречий, оно верно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу на основании части 2 статьи 64, статей 67, 68 АПК РФ.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия пришла к выводу, что право собственности на спорный объект недвижимости подлежало государственной регистрации и только при наличии такой регистрации лицо признавалось собственником соответствующего недвижимого имущества.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что реконструкция спорного объекта производилась истцом без разрешения уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 22 Закона Украины от 16.11.1992 N 2780-XII "Об основах градостроительства", который определял правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине на момент возникновения спорных правоотношений, право на застройку земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществлялось после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и получения разрешения на выполнение строительных работ.
Согласно статье 9 Закона Украины N 687-XIV "Об архитектурной деятельности", строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов.
Статьей 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство). К заявлению прилагается документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, или документ о согласии собственника земельного участка на застройку этого участка. Перечень других документов и материалов, необходимых для получения разрешения на строительство, которые прилагаются к письменному заявлению, порядок их рассмотрения определяются региональными правилами застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом. Разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного заключения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (далее - комплексное заключение). Порядок получения разрешения на строительство временных сооружений и размещение рекламы определяется местными правилами застройки в соответствии с законом.
Таким образом, законодатель разделял разрешение на строительство временных сооружений и разрешение на строительство объектов недвижимости.
При этом, разрешение на строительство объекта недвижимости давало право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Физические, юридические лица, получившие разрешение на строительство объекта градостроительства, получают исходные данные на проектирование этого объекта (статья 27 Закона Украины "О планировании и застройке территорий").
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что проектная документация на строительство объектов градостроительства разрабатывается согласно исходным данным на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.
Согласно статье 29 Закона Украины "О планировании и застройки территорий" разрешение на выполнение строительных работ - это документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружений, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании: проектной документации; документа, удостоверяющего право собственности или пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком; соглашения о праве застройки земельного участка; решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении ответственных исполнителей работ. В случае осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства для получения разрешения на выполнение указанных работ прилагается копия документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменного согласия его владельца на проведение указанных работ.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик выполнил указанные выше требования законодательства, получил соответствующие документы и разрешения на реконструкцию объекта недвижимости либо предпринимал для этого необходимые меры.
Сами по себе Заключение Управления градостроительства и архитектуры города Севастополя N 122/01 от 10.09.2004 о согласовании рабочего проекта реконструкции торгового павильона на Центральном рынке и Акт государственной технической комиссии о готовности объекта к эксплуатации от 27.12.2010 такими документами не являются, так как лишь фиксируют факт начала и окончания строительства объекта.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины "Об аренде земли" от 01.01.2004 арендодателями земельных участков, находящихся в коммунальной собственности, являются сельские, поселковые, городские советы в пределах полномочий, определенных законом.
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым и Кабинет Министров Украины в пределах полномочий, определенных законом.
Судом установлено, что 30.03.2007 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и Крымским республиканским союзом потребительских обществ "Крымпотребсоюз" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер по реестру Украины: 8536600000:01:005:0043), площадью 1,8551 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, зарегистрированный в Севастопольском городском филиале ГП "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" (запись от 17.05.2007 N 040766000021), предметом которого является срочное платное пользование земельным участком для обслуживания зданий и сооружений рынка.
При этом, земельный участок под спорным торговым павильоном в целях осуществления его реконструкции не предоставлялся.
Договор аренды торговых площадей и павильонов, принадлежащих Севастопольскому горкоопрынкторг N 67-09, заключенный 02.02.1999 между Севастопольским горкоопрынкторг и ЧП "Промторг", также не предусматривал права истца на осуществление реконструкции спорного павильона на указанном земельном участке.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что спорный объект был возведен на земельном участке, не предоставленном для целей реконструкции объекта недвижимости и без согласия собственника земельного участка.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 08.07.2016 N 662-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, ул. Щербака, 1/2 (Центральный рынок), включен в реестр государственной собственности города федерального значения Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.11.2017 N 16323-РДИ "Об уточнении сведений об объектах недвижимого имущества, закрепленного за Государственным унитарным предприятием Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения", нежилое здание (торговый павильон), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м. включено в перечень имущества, закрепленного за Государственным унитарным предприятием Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2019 за N 99/2019/267629430 нежилому зданию (торговый павильон), расположенному по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 63,6 кв.м. присвоен кадастровый номер 91:03:001004:471, правообладатель - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь (право собственности), Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (право хозяйственного ведения).
В соответствии со статьями 1, 7, пунктом 1 статьи 12.1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ), пунктом 6 Решения внеочередной сессии от 17.03.2014 N 7156 Севастопольского городского Совета "О статусе города-героя Севастополя", государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя, Законодательное Собрание города Севастополя до 1 января 2019 года вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, в сфере, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;
3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;
4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;
5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
Таким образом, Российская Федерация на переходный период предоставила городу федерального значения Севастополь право самостоятельного регулирования, в том числе имущественных отношений, в связи с чем, Правительство действовало в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, как Российской Федерации, так и города федерального значения Севастополь.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что право государственной собственности на нежилое здание (торговый павильон) общей площадью 63,6 кв.м. (кадастровый номер 91:03:001004:471), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, возникло у субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в силу закона.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является требование о признании права.
Иск о признании права собственности рассматривается судом как требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не связанное с требованиями о возврате имущества или устранением иных препятствий, не связанных с лишением владения.
Истцом по такому иску выступает собственник индивидуально определенной вещи, как владеющий так и не владеющий ею, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящемся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Путем признания права может быть осуществлена защита уже возникшего права, существующего, но оспариваемого другими лицами.
Судебный порядок признания права собственности на недвижимое имущество допускается в случаях предусмотренных законом (в частности, по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 222, статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не может подменять собой установленный законом публично-административный порядок для возникновения права собственности на недвижимое имущество.
По изложенным обстоятельствам, поскольку у истца фактически не возникло по предусмотренным законом основаниям право собственности на спорный объект недвижимости (торговый павильон), иск о признании права на указанный объект недвижимого имущества не может быть удовлетворен.
Предусмотренные законом основания для признания права собственности истца на спорное недвижимое имущество как на самовольную постройку также отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июня 2020 года по делу N А84-3253/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3253/2019
Истец: ООО "Промторг"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Третье лицо: ГУП "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Отдел записи актов гражданского состояния г. Мурманска, Отдел записи актов гражданского состояния г. Нягани, Отдел записи актов гражданского состояния г. Ханты-Мансийска, Управление записи актов гражданского состояния города Севастополя, Управление записи актов гражданского состояния Тюменской области, Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области, Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Тюменской области, Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре