г. Владимир |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А43-54110/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2020 по делу N А43-54110/2019, по иску общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (ИНН 5256068455, ОГРН 1075256004009) к обществу с ограниченной ответственностью "Городской рынок" (ИНН 5251112830, ОГРН 1085247001047) город Нижний Новгород, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" о взыскании 100 847 руб. 22 коп.,
при участии представителей от сторон:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Мысягина Е.Г., по доверенности от 19.05.2020 сроком на три года, адвокат, представлено удостоверение N 2433 от 15.08.2017;
от третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (далее - ООО "ОРБ Нижний", Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городской рынок" (далее - ООО "Городской рынок", Общество, ответчик) о взыскании 93 381 руб. 48 коп. долга, 7465 руб. 74 коп. пени, пени по день фактической оплаты долга.
Решением от 10.09.2020 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования оставил без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "ОРБ Нижний" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт отметил, что поскольку в спорный период у ответчика отсутствовала включенная в реестр мест накопления ТБО площадка для сбора мусора, то Общество осуществляло складирование ТКО на любой контейнерной площадке, расположенной в непосредственной близости от его места расположения. Указанное подтверждается письмами Общества от 19.07.2019 N 11, Администрации г. Кулебаки от 07.08.2019 N 127-204806/19, от 13.08.2019 N 127-360614/20. При таких обстоятельствах, по мнению истца, у ответчика возникла обязанность по оплате услуг Региональному Оператору.
Также апеллянт сослался на то, что к рассмотрению настоящего спора договор N ОРД-0770/2019 не относится, поскольку задолженность взыскивается истцом по публичному договору от 22.01.2019 за период с 01.01.2019 по 30.06.2019. Ссылаясь на пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, статьи 309, 310, часть 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, апеллянт считает, что оплачивать услуги регионального оператора организации обязаны с того момента, как начался вывоз ТКО, а именно с 01.01.2019, при этом действие ранее заключенных договоров с местными организациями прекратилось 31.12.2018.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от истца и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.05.2018 года между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "ОРБ Нижний" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, в соответствии с которым ООО "ОРБ Нижний" наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 6 в соответствии с региональной схемой обращения с отходами сроком на 10 лет с 01.01.2019 года.
Согласно пункту 2.1.4 названного соглашения в обязанности регионального оператора входят сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории Нижегородской области, заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.9 соглашения).
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором опубликовано 24.12.2018 года, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 года.
26.04.2019 года ООО "ОРБ Нижний" направило на электронный адрес ООО "Городской рынок" предложение о подписании заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также перечень документов, необходимых для заключения этого договора.
Полученный от ООО "ОРБ Нижний" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ОРБ-00770/19 ООО "Городской рынок" подписало с протоколом разногласий, касающихся даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. По мнению ООО "Городской рынок", в качестве даты начала оказания услуг следует определить 01.07.2019 года, а не 01.01.2019 года, как предлагалось ООО "ОРБ Нижний".
21.06.2019 года стороны оформили протокол согласования разногласий к договору N ОРБ-00770/19, в котором указали дату начала оказания услуг - 01.07.2019 года.
Полагая, что в соответствии с пунктом 8 (12) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156) между сторонами имел место публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, ООО "Городской рынок" оказывались данные услуги, ООО "ОРБ Нижний" направило в адрес ответчика претензию N 1331 от 11.09.2019 года с требованием оплаты задолженности в сумме 93 381 рубля 48 копеек за период с января 2019 года по июнь 2019 года.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Регионального Оператора в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N1156).
Пунктом 8 (17) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
В силу пункта 8 (10) Правил N 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 8 (11) Правил N 1156).
Согласно пункту 8 (15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил.
Правилами N 1156 утверждена Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "ОРБ Нижний" является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 6 в соответствии с региональной схемой обращения с отходами.
Последнее приняло меры к заключению с ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом оформленного сторонами протокола согласования разногласий договор N ОРБ-00770/19 начал действовать с 01.07.2019 года.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Нормами действующего гражданского законодательства установлен принцип возмездного перехода ценностей в гражданском обороте между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, согласно которому приобретатель, получивший в свою собственность имущество (работы, услуги), обязан предоставить прежнему собственнику встречное исполнение в виде оплаты стоимости перешедшего к нему имущества (работ, услуг). Уклонение от предоставления встречного исполнения влечет обогащение одного лица за счет другого, что является недопустимым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По смыслу статьи 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость.
Таким образом, оплате подлежат фактически оказанные услуги.
По утверждению истца, в период с января 2019 года по июнь 2019 года ООО "ОРБ Нижний" оказывало ответчику услуги по вывозу мусора с близлежащих контейнерных площадок. В подтверждение факта оказания услуг истец предоставил выдержку из маршрутного журнала по вывозу ТКО, а также треки движения мусоровозов с контейнерных площадок по адресам: Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Степана Разина, д.80 и Кулебаки, ул. Степана Разина (новая автостанция) за спорный период.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом факт оказания услуг истцом не подтвержден, представленные документы в доказательство фактического оказания услуг не отражают осуществление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами именно в отношении ООО "Городской рынок".
Представленные истцом документы свидетельствуют о вывозе мусора с близлежащих к территории ООО "Городской рынок" контейнерных площадок. Между тем, достоверно не установлено, что ответчик пользовался упомянутыми контейнерными площадками при наличии у него собственных контейнеров.
Кроме того, между ООО "Городской рынок" и ООО "Эколайн" имел место договор N 1 от 01.10.2018 года, на основании которого ООО "Эколайн" осуществляло вывоз ТБО в спорный период времени.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований утверждать, что Региональный Оператор в заявленный период осуществляло мероприятия по вывозу твердых коммунальных отходов в интересах ООО "Городской рынок". В связи с этим встречное обязательство по оплате данных услуг у потребителя не возникло.
При изложенных обстоятельствах суд на законных основаниях отказал в удовлетворении иска.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иных выводов по существу спора. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2020 по делу N А43-54110/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-54110/2019
Истец: ООО " ОРБ Нижний"
Ответчик: ООО " Городской рынок "
Третье лицо: ООО ОРБ Нижний, ООО Эколайн