город Омск |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А81-601/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Веревкина А.В., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12425/2020) общества с ограниченной ответственностью "Приуралье" на решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-601/2020 (судья О.Н. Никитина), по иску общества с ограниченной ответственностью "Приуралье" (ИНН: 8901035275, ОГРН: 1178901002136, место нахождения: 629420, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Приуральский, Поселок Городского Типа Харп, улица Дзержинского, дом 12) к акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (ИНН: 8901016850, ОГРН: 1058900013369, место нахождения: 629420, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Приуральский, поселок Городского Типа Харп, Квартал Северный, 3) о признании незаконными установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения, для расчетов за поставляемые ресурсы с потребителями, с даты оформления ответчиком актов ввода приборов учета ХВС и ГВС в эксплуатацию, по многоквартирным домам в п.г.т. Харп, согласно заявленному перечню,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приуралье" (далее - истец, ООО "Приуралье") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее - ответчик, АО "Харп-Энерго-Газ") о признании приборов учёта водоснабжения, установленных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Приуралье", нерасчётными с момента установки.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) утонил исковые требования, просил суд признать незаконным установку и ввод в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения, для расчетов за поставляемые ресурсы с потребителями, с даты оформления ответчиком актов ввода приборов учета холодного и горячего водоснабжения в эксплуатацию, по следующим многоквартирным домам в поселке городского типа Харп: квартал Северный, д. 4, 6, 7, 12; улица Дзержинского, д. 5, 6, 11А, 12, 14, 16, 10; ул. Гагарина, д. 9; ул. Одесская, д. 4А; ул. Гагарина, д. 2А, 3, 5; ул. Дзержинского, д. 8, 18; ул. Одесская, д. 12. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Суд первой инстанции в отсутствие возражений принял к рассмотрению заявленные уточнения исковых требований.
Решением от 22.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного по делу N А81-601/2020 уточненные исковые требования ООО "Приуралье" оставлены без удовлетворения.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Приуралье" в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции не законно и необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, без учета положений пункта 36 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила 776). Ссылку на предписание Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, являющегося информационным письмом, считает не допустимым.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Приуралье" в силу пунктов 2, 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг в поселке Харп на основании договоров управления многоквартирными домами от 10.08.2017 N N 15, 16, 17, 18, 45.
Из пояснений ответчика и представленных в материалы дела документов следует, что между АО "Харп-Энерго-Газ" и ООО "Приуралье" заключены договор от 10.08.2017 N 99В-ОДН холодного водоснабжения и договор от 10.08.2017 N 100В-ОДН горячего водоснабжения, в соответствии с условиями которых АО "Харп-Энерго-Газ" поставляет ООО "Приуралье" горячую и холодную воду в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов.
Как указывает сам заявитель и не опровергается стороной ответчика, АО "Харп-Энерго-Газ", являющимся единственной ресурсоснабжающей организацией в п. Харп, установлены и введены в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ) холодного водоснабжения (далее - ХВС) и горячего водоснабжения (далее - ГВС) в многоквартирных домах (далее - МКД), находящихся в управлении истца, в том числе, МКД, расположенные по: ул. Гагарина, д. 2а, ул. Гагарина, д. 3 (1-я и 2-я половины), ул. Гагарина, д. 5, ул. Дзержинского, д. 8, д. 10, д. 18, ул. Одесская, д. 12.
Данные приборы учета использовались ресурсоснабжающей организацией для определения объемов отпущенных коммунальных ресурсов в МКД. Кроме того, до октября 2019 года учет поданной горячей и холодной воды осуществлялся по ОДПУ, установленных в следующих домах: ул. Одесская, д. 4а; ул. Дзержинского, дома 5, 6, 11а, 12, 16; ул. Одесская, д. 11а, кв-л Северный, дома 4, 7, 12.
Коммерческий учет поданной воды осуществлялся ООО "Приуралье" путем ежемесячных отчетов с показаниями ОДПУ.
В последующем, письмом от 10.10.2019 исх. N 463 ООО "Приуралье" отказалось с октября 2019 года принимать при расчетах показания ОДПУ, ссылаясь на несоблюдение порядка организации коммерческого учета воды при установке ОДПУ в соответствии с Правилами N 776 (отсутствие проектной документации на оборудование узлов учета).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Приуралье" в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы, изложенные в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Так, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), определение объема обязательств исполнителя коммунальных услуг в приоритетном порядке осуществляется с использованием показаний ОДПУ.
При этом согласно подпункту "г" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 2 той же статьи указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
При этом действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В частности, согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации (часть 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, в отсутствие доказательств оборудования спорным МКД ОДПУ холодной и горячей воды в установленные Законом N 261-ФЗ сроки, предпринятые ответчиком действия по установке ОДПУ являются исполнением возложенной на АО "Харп-Энерго-Газ", как организацию, осуществляющую снабжение водой, законом обязанности, что не противоречит приведенным вышке нормам права.
В части соблюдения при этом требований Правил N 776 апелляционный суд отмечает следующее.
В пункте 9 Правил N 776 установлено, что используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются, в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.
При этом в силу пункта 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Между тем в случае установки организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 36 - 45 настоящих Правил. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, установившая узел учета, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска узла учета к эксплуатации. В случае неявки представителя абонента для участия в процедуре допуска узла учета к эксплуатации в день и время, указанные в уведомлении, направленном абоненту организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет допуск узла учета к эксплуатации без участия представителей абонента с последующим направлением акта допуска узла учета к эксплуатации в адрес абонента. Этот акт с приложением копии паспорта на приборы учета направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации в установленном порядке с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации с приложением копии паспорта на приборы учета.
Как установлено в пункте 36 Правил N 776 допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации.
При проведении допуска к эксплуатации узла учета в многоквартирном доме к участию в проведении допуска к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное решением общего собрания таких собственников, или уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам, предусматривающим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и (или) водоотведения (при наличии таких договоров (пункт 37 Правил N 776).
В соответствии с пунктом 39 Правил N 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:
а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;
д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета);
е) герметичность обводной задвижки на обводной линии водомерного узла и ее опломбирование в закрытом состоянии.
При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации (пункт 40 Правил N 776).
Согласно пункту 42 Правил N 776 по результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:
а) дата, время и местонахождение объекта проверки;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
в) результаты проверки узла учета;
г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;
д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные номерные пломбы (контрольные пломбы).
Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета (пункт 44 Правил N 776).
В пункте 43 Правил N 776 указано, что акт допуска узла учета к эксплуатации подписывается лицами, принимавшими участие в допуске узла учета к эксплуатации, в количестве экземпляров, равном числу сторон (организаций), принявших участие в допуске узла учета к эксплуатации. Акт в случае отказа указанных лиц от его подписания подписывается представителями организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. При этом такая организация обязана направить акт сторонам, принимавшим участие в допуске, любым способом, позволяющим подтвердить получение этого акта.
Именно с соблюдением указанного порядка с учетом особенностей, установленных пунктом 46 Правил N 776, и устанавливались ответчиком ОДПУ в спорных домах (приложение к отзыву на исковой заявление от 03.04.2020).
Согласно представленным в материалы дела актам допуска в эксплуатацию узла учета горячего и холодного водоснабжения у потребителя АО "Харп-Энерго-Газ" 28.11.2019 в составе представителей АО "Харп-Энерго-Газ" (начальника УМВС и ЦТП, слесаря-ремонтника СП ПСХ, контролера АО "ЕРИЦ ЯНАО") введено в эксплуатацию и опломбировано ответчиком 17 приборов учета. Представить ООО "Приуралье", несмотря на извещение, на технический осмотр приборов не явился.
При введении в эксплуатацию АО "Харп-Энерго-Газ" (организацией осуществляющей водоснабжение) спорных приборов учета единственной ресурсоснабжающей организации в п. Харп. нарушений не выявлено, в связи с чем составлены соответствующие акты, которые направлены истцу.
ООО "Приуралье" отказалось принимать в эксплуатацию вышеуказанные приборы учета.
Акты допуска в эксплуатацию узла учета горячего и холодного водоснабжения стороной истца не оспорены.
Вместе с тем истец считает, что при этом нарушен подпункт "б" пункта 39 Правил N 776, поскольку монтаж узла учета должен производиться в соответствии с проектной документацией, которая в данном случае отсутствует.
Однако следует учитывать, что по смыслу пунктов 28, 29 Правил N 776 проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета, которые, в свою очередь, выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Иными словами технические требования, которым должна соответствовать проектная документация и монтаж прибора учета, определяет организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, коей в рассматриваемой ситуации является ответчик.
Соответственно в случаях, когда монтаж узла учета осуществлен организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, предполагается, что таковой соответствует всем необходимым техническим требованиям.
Доказательств обратного истцом не представлено, как и не заявлено ходатайства о проведении экспертизы (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия на основании вышеизложенного пришла к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований ООО "Приуралье", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Также в своей жалобе истец указывает на процессуальное нарушение суда первой инстанции, выразившееся в самовольном переносе судебного заседания 15.09.2020 с 11 час. 30 мин. (9 час. 30 мин. московского времени) на 18 час. 27 мин. (16 час. 27 мин. московского времени), в связи, с чем представитель истца не смог принять участие в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что часть 6 статьи 121 АПК РФ, возлагающая на лиц, участвующих в деле, обязанность самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела и прямо предусматривающая возможность получения такой информации с использованием любых источников и любых средств связи, - с учетом того, что судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ не нарушает каких-либо конституционных прав (определения от 29.09.2011 N 1151-О-О, от 29.05.2012 N 992-О и от 18.10.2012 N 1971-О).
Действуя добросовестно и разумно, ООО "Приуралье" не было лишено возможности заявить ходатайство об отложении судебного заседания в порядке статьи 158 АПК РФ, в связи не возможностью обеспечить явку представителя.
При этом из протокола судебного заседания проведенного 15.09.2020 следует, что судебное заседание открыто 11 час. 30 мин. и окончено 11 час. 35 мин. Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Протокол судебного заседания подписан судьей Никитиной О.Н., помощником судьи Рахимовым Р.М. и сторонами не оспорен.
При наличии безусловного доказательства о фактическом времени проведенного судебного заседания, судебная коллегия не усматривает в опубликованной не своевременно информации о проведении судебного заседания существенных процессуальных нарушений и препятствий участия представителя ООО "Приуралье", извещенного о дате и месте судебного заседания.
Более того, судом также не усматривается существенных процессуальных нарушений в неправомерном отказе суда в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств.
Согласно пункту 4 статьи 66 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство.
При этом суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства. Отказ суда в истребовании дополнительных доказательств не является процессуальным нарушением.
В данном случае суд первой инстанции при рассмотрении ходатайства установил, что заявленное ходатайство не соответствует положениям статьи 66 АПК РФ, в соответствии с которыми предполагается создание судом условий для лиц, участвующих в деле, возможности в сборе и предоставлении суду доказательств в обоснование своих доводов и возражений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-601/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-601/2020
Истец: ООО "Приуралье"
Ответчик: АО "Харп-Энерго-Газ"
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд