30 ноября 2020 г. |
Дело N А83-16547/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго"
в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия - Покидько Людмилы Яковлевны, представителя по доверенности от 27.12.2019 N 20-3/9084;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 августа 2020 года по делу N А83-16547/2018 (судья Гайворонский В.И.)
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (295026, Республика Крым, Симферополь, ул. Гайдара, 3а; ИНН 9102028499, ОГРН 1149102047962)
в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия (298112, Республика Крым, Феодосия, ул. Гарнаева, 67 А)
к Администрации города Феодосии Республики Крым (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. Земская, 4; ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоуправление "Дружба" (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. В. Коробкова, 13; ОГРН 1159102047389, ИНН 9108106055),
Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым" (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. Галерейная, 7-а)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 184163,91 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 05.03.2019 требования выделены в отдельные производства.
Требование Предприятия о взыскании задолженности по оплате услуг теплоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Морская, 5, г. Феодосия, общей площадью 160,0 м2 в размере 39897,18 рублей (с учетом заявления об отказе от части исковых требований, принятого судом), рассматривается в рамках данного производства.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате фактически полученных услуг теплоснабжения в соответствии с условиями договора теплоснабжения от 23.12.2019 N 86.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоуправление "Дружба" и Муниципальное казенное учреждение "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 августа 2020 года по делу N А83-16547/2018 (судья Гайворонский В.И.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт бездоговорного потребления лицом тепловой энергии и расчет ее объема, является акт бездоговорного потребления, который истцом в отношении ответчика составлен в одностороннем порядке, без вызова представителя Администрации и отражения ее пояснений. Кроме того, Предприятием расчет задолженности за услуги теплоснабжения произведен без учета положений раздела 9 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 апелляционная жалоба Администрации принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 23.11.2020, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприятие является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии в городе Феодосия. В отопительные периоды с 14.11.2017 Предприятием осуществлялось теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Морская, 5, г. Феодосия, в т.ч. нежилых помещений в данном доме, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Материалами дела подтверждается, что данное помещение было освобождено Отделом судебных приставов по г. Феодосии УФССП России, о чем был составлен акт обследования состояния объекта муниципального имущества от 10.11. 2017.
Оплата за услуги теплоснабжения в период с 14.11.2017 не производилась.
По результатам проверки был составлен акт N 24/2018/АО от 05.04.2018 о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии.
Предприятие обратилось к Администрации с претензией от 11.09.2018 N 1668 об оплате задолженности, которая оставлена ответчиком без ответа (т.1, л.д.19).
Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения по вышеуказанному нежилому помещению за период с 14.11.2017 по 10.04.2018 составила 59845,77 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд к Администрации с настоящим иском.
23 декабря 2019 года между Предприятием, Администрацией и Муниципальным казенным учреждением "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества" заключен контракт теплоснабжения N 86, согласно которому Теплоснабжающая организация (Предприятие) принимает на себя обязательства поставить Потребителю (Администрации) тепловую энергию для отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, технологии, в виде горячей воды в объеме, предусмотренным Контрактом, а Потребитель обязуется принять от Теплоснабжающей организации тепловую энергию и оплатить ее по установленным тарифам в предусмотренные Контрактом сроки.
Пунктом 2.1 Контракта "Тепловая энергия предоставляется Потребителю согласно Приложения N 1 к настоящему Контракту "Расчетные данные на теплопотребление по объектам", где подпунктом 6 указан адрес объекта: ул. Морская,5, г. Феодосия, отапливаемая площадь 160,0 кв.м.
Согласно пункту 10.2 Контракта его условия применяются к правоотношениям, возникшим с 01.12.2015.
В связи с изложенным, истцом изменены основания иска - истец просит взыскать денежные средства за фактически полученную ответчиком тепловую энергию в размере 39897,18 рублей, от оставшихся требований истец отказался.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети рассматриваются как договорные.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальными проектами данных многоквартирных домов, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Аналогичные положения распространяются и на нежилые помещения.
В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает непосредственно ответчик. Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии, является органом, осуществляющим оплату потребленного коммунального ресурса в нежилых помещениях муниципального нежилого фонда.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг теплоснабжения подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец оказал услуги теплоснабжения, задолженность по оплате которых составила 39897,18 рублей (с учетом заявления об отказе от части исковых требований, принятого судом) и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Ответчик доказательства передачи имущества в найм до указанной истцом даты не представил, факт оказания услуг в объеме, заявленном истцом, не опроверг.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для взыскания задолженности за оказанные истцом услуги теплоснабжения.
При данных обстоятельствах, с учетом отсутствия допустимых доказательств в опровержение доводов истца, равно как и доказательств добровольной оплаты, требования истца о взыскании с ответчика 39897,18 рублей задолженности по оплате услуг теплоснабжения являются обоснованными по праву, по размеру и подлежащими удовлетворению.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что они подлежат отклонению.
Довод Администрации об отсутствии составленного акта на бездоговорное потребление тепловой энергии, подписанного двумя сторонами, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку истец, с учетом заявления об изменении основания иска, принятого судом первой инстанции, предъявил требования о взыскании задолженности за фактически потребленную как коммунальный ресурс тепловую энергию по Договору, а не убытки в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии. Расчет истца свидетельствует о применении им установленных для населения цен и нормативов и не опровергнут ответчиком.
Довод о применении истцом неправильных коэффициентов не принимается судом, поскольку не подтверждается материалами дела.
Довод ответчика об отсутствии между сторонами договорных отношений не принимается судом, поскольку, заключив 23.12.2019 договор теплоснабжения N 86, стороны распространили его действие на период с 01.12.2015, что возможно только в случае фактического оказания услуг.
Довод относительно неверного размера отапливаемой площади не принимается судом, поскольку в Приложении N 1 Договора от 23.12.2019 N 86 площадь помещения указана 160 м2, что соответствует расчету истца.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 августа 2020 года по делу N А83-16547/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16547/2018
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО", ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ДРУЖБА"