г.Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-96739/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Главного Управления Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2020
по делу N А40-96739/2020 (79-703)
по заявлению Главного Управления Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
к ООО "ТрансРесторанСервис Ласточка Юг"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Веселовский В.Н. по дов. от 27.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее также - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ТрансРесторанСервис Ласточка Юг" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
Решением суда от 27.07.2020 в удовлетворении заявления Управления отказано ввиду истечения срока, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы ссылается на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.17 КоАП РФ, а также на соблюдение срока, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Главное Управление Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании протокола об административном правонарушении N 05.1-12-73/2020 от 13.05.2020 в соответствии с положениями ст.23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТрансРесторанСервис Ласточка Юг" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В рассматриваемом случае нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении N 05.1-12-73/2020 от 13.05.2020 судом не установлено.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно ст.6 означенного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Государственная услуга по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Хабаровского края осуществляется на основании требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в соответствии с Положением о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр, Административным регламентом исполнения главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями) на территории Хабаровского края, утв. приказом главного управления от 01.10.2019 N 159-п (далее также - Административный регламент).
В соответствии с п.3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Хабаровского края включает в себя принятие решения о переоформлении лицензии.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в главное управление заявления о переоформлении лицензии (п.3.2.1 Административного регламента).
Пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.
Согласно пункту 13 указанной статьи заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям ЕГРЮЛ 09.01.2020 Обществом внесены изменения в части его места нахождения: 107564, г.Москва, ул.Краснобогатырская, д.42, стр.1, пом.13, этаж 5.
При этом в нарушение требований п.13 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ с заявлением о переоформлении лицензии Общество обратилось в лицензирующий орган 20.04.2020, то есть более 3 месяцев со дня возникновения обстоятельств, вызвавших такую необходимость.
В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ соблюдение статьи 19 настоящего Федерального закона отнесено к лицензионным требованиям.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Таким образом, нарушение требований ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению означенных выше требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины ответчика в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В настоящем случае днем совершения вмененного Обществу административного правонарушения является 08.02.2020 - день, следующий за днем истечения установленного 30-дневного срока для переоформления лицензии.
Таким образом, срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ составляет один год, начиная с 08.02.2020 (истекает в феврале 2021 г.).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о малозначительности совершенного ответчиком административного правонарушения, что исключает привлечение Общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.18 и п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, приходит к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение не повлекло за собой никаких неблагоприятных последствий, а деяние Общества не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пунктов 1-3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2020 по делу N А40-96739/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "Отказать в удовлетворении заявления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского Края о привлечении ООО "ТрансРесторанСервис "Ласточка Юг" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.17 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96739/2020
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "ТРАНСРЕСТОРАНСЕРВИС "ЛАСТОЧКА ЮГ"