г.Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-65319/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-65319/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шиненкова В.А. по дов. от 12.05.2020; |
от ответчика: |
Арутюнян И.С. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения от 06.03.2020 N 77/20-27503 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0120316:17006, расположенного по адресу: г.Москва, пос.Сосенское, п.Коммунарка; о возложении обязанности в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав Департамента городского имущества города Москвы путем снятия с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17006, расположенного по адресу: г.Москва, пос.Сосенское, п.Коммунарка.
Решением суда от 10.07.2020, принятым по данному делу, заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал, что Департаментом при обращении в Управление были полностью соблюдены требования законодательства и представлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17006, расположенного по адресу: г.Москва, пос.Сосенское, п.Коммунарка, отсутствовали.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемого решения регистрирующего органа об отказе в осуществлении регистрационных действий.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлениями от 23.11.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2236; 77/017/256/2019-4325 об осуществлении действий по снятию c государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0120316:17006, расположенного по адресу: г.Москва, пос.Сосенское, п.Коммунарка (далее также - объект).
Письмом от 06.03.2020 N 77/20-27503 Управление Росреестра по Москве отказало Департаменту в осуществлении учетно-регистрационных действий на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сославшись при этом на несоответствие представленного заявителем Акта обследования по форме либо по содержанию требованиям Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", а именно: проект работ по сносу объекта капитального строительства, сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства в составе Акта не представлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав предоставляются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подп.3 п.3 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подп.2 п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Как усматривается из материалов дела, документом, на основании которого в рассматриваемом случае осуществляется кадастровый учет, является подготовленный в соответствии со ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Акт обследования, которым подтверждается факт прекращения существования спорного объекта в связи со сносом.
Таким образом, кадастровый учет не может быть сохранен по причине его недостоверности.
Статьей 23 Закона о государственной регистрации недвижимости и принятым в соответствии с данной статьей Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а так же требований к его подготовке" установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение было расположено.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту (п.3 Требований к подготовке акта обследования, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861).
В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
В материалы регистрационного дела к Акту обследования были приложены следующие документы, подтверждающие прекращение существования объекта: распоряжение Правительства Москвы от 20.11.2018 N 789-РП "О сносе недвижимого имущества"; постановление Правительства Москвы от 09.10.2018 N 1233-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы"; проектная документация N ИМ-16-17-П-ПЗ от 01.01.2016, N ИМ-16-13-П-1.2Э-ПОС от 14.12.2017, N ИМ-16-13-П-1.2Э-ДК от 01.11.2017, изготовленная АО "Мосинжпроект", в которой предусмотрены работы по демонтажу объекта; положительное заключение экспертизы от 09.02.2018 N 77-1-1-3-0409-18, выданное ГАУ города Москвы "Московская государственная экспертиза"; разрешение на строительство от 24.10.2018 N 77-245000-017862-2018, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы; письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности; уведомления о завершении сноса объектов капитального строительства, представленные в адрес Комитета государственного строительного надзора города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
При этом, как обоснованно указал суд в своем решении, означенным Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Кроме того, данный Приказ допускает составление Акта обследования без приложения каких-либо документов (абз.2 п.3 Требований к подготовке акта обследования).
Таким образом, свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе "Заключение кадастрового инженера" является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18; постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2018 по делу N А40-175549/17 и от 14.02.2019 по делу N А40-129369/18).
Более того, в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18 дополнительно указано, что ни Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ни Требованиями к подготовке акта обследования не предусмотрена обязанность органа регистрации прав осуществлять проверку соблюдения установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости; представленный в орган регистрации прав акт обследования должен подтверждать факт сноса (демонтажа) объекта недвижимости, в том числе в разделе "Заключение кадастрового инженера" акта обследования должна содержаться соответствующая информация при ее наличии.
Дополнительно в разделе "Заключение кадастрового инженера" Акта обследования, представленного в Управление Росреестра по Москве с заявлениями от 23.11.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2236; 77/017/256/2019-4325, указано, что в соответствии с ч.8 ст.55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) положения настоящей главы (Глава 6.4 Снос объектов капительного строительства) не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.
Положения главы 6 ГрК РФ не содержат требований о направлении уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, и размещении этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомлении об этом органа регионального государственного строительного надзора.
При этом согласно п.2 ч.13 ст.48 ГрК РФ проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
Кроме того, в заключении кадастрового инженера отмечено, что в соответствии с постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123 подготовительные работы по организации стройплощадки, освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений, перекладка коммуникаций) могут производится до начала строительства объекта на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.).
Таким образом, учитывая включение в приложение к Акту обследования раздела проектной документации, в которой предусмотрены работы по демонтажу объекта, и указание в разделе "Заключение кадастрового инженера" на отсутствие необходимости направления уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства, Департаментом в материалы регистрационного дела были представлены все необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий документы.
Согласно п.2 ст.7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч.2).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании п.7 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
На основании ч.1 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с подп.3 п.3 ст.14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Таким образом, в случае сноса (демонтажа) объектов недвижимости прекратить зарегистрированное право на них невозможно без одновременного снятия с кадастрового учета таких объектов.
При таких обстоятельствах отсутствие в ЕГРН сведений о прекращении существования объекта недвижимости и даты снятия с государственного кадастрового учета, а равно и наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на снесенный объект приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, основания для отказа Департаменту в осуществлении регистрационных действий у регистрирующего органа отсутствовали, следовательно, оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Росреестра по Москве от 06.03.2020 N 77/20-27503 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав путем снятия с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в отношении спорного объекта недвижимого имущества.
Все доводы, изложенные в обоснование оспариваемого решения регистрирующего органа и позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-65319/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65319/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ