г.Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-37878/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Лялиной Т.А., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ГУОВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2020 по делу N А40-37878/20,
по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1037700255284)
к АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224)
о взыскании суммы неустойки в размере 819 830,71 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Доценко А.В. по доверенности от 21.09.2020,
от ответчика: Кутявина Е.А. по доверенности от 19.11.2019.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 20.08.2020 присуждена к взысканию с ответчика в пользу истца неустойка в размере 819.830,71 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что истец безосновательно начислил неустойку.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает возможным изменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, присудив к взысканию с ответчика в пользу истца 26.071,03 рублей неустойки, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) 21.09.2016 заключен государственный контракт N ДС-Ю-13/16-36 на выполнение работ по капитальному ремонту котельной N 24 и тепловой сети военного городка N 29 по адресу: г. Новороссийск, п. Алексино, Краснодарского края (шифр объекта Ю-13/16-36), далее - Контракт.
Согласно п.2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по капитальному ремонту объекта и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ") (далее - работы).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
работы по капитальному ремонту - 25.12.2016.
В соответствии со ст.193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 26.12.2016.
Подписание итогового акта приемки выполненных работ -25.04.2017.
Истец отметил, что в названные сроки Генподрядчик работы не выполнил и Государственному заказчику не сдал.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10421, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 9 317 940,00 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.,
Просрочка исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) с 26.12.2016 по 25.04.2017 составляет 121 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) составляет:
(9 317 940,00 руб. - 0) х 1/300 х 10% х 91 день (с 26.12.2016 по 26.03.2017) = 282 644,18 руб.
(9 317 940,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,75% х 25 дней (с 27.03.2017 по 20.04.2017) = 77 649,50 руб.
21.04.2017 Генподрядчиком выполнено работ на сумму 790 887,93 руб. (акты формы КС-2, справки формы КС-3 от 21.04.2017).
(9 317 940,00 руб. - 790 887,93 руб.) х 1/300 х 9,75% х 5 дней (с 21.04.2017 по 25.04.2017) = 13 856,45 руб.
Сумма неустойки за., просрочку исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) составляет: 282 644,18 руб. + 77 649,50 руб. + 13 856,45 руб. = 374 150,13 руб.
Согласно пунктам 1.1.12, 13.9 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 16.10.2017 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно п.18.3 контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 26.04.2017 по 16.10.2017 составляет 174 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет:
(9 317 940,00 руб. - 790 887,93 руб.) х 1/300 х 9,75% х 6 дней (с 26.04.2017 по 01.05.2017) = 16 627,75 руб.
(9 317 940,00 руб. - 790 887,93 руб.) х 1/300 х 9,25% х 48 дней (с 02.05.2017 по 18.06.2017) = 126 200,37 руб.
(9 317 940,00 руб. - 790 887,93 руб.) х 1/300 х 9% х 91 день (с 19.06.2017 по 17.09.2017) = 232 788,52 руб.
(9 317 940,00 руб. - 790 887,93 руб.) х 1/300 х 8,5% х 29 дней (с 18.09.2017 по 16.10.2017) = 70 063,94 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: 16 627,75 руб. + 126 200,37 руб. + 232 788,52 руб. + 70 063,94 руб. = 445 680,58 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 21.09.2016 N ДС-Ю-13/16-36 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 374 150,13 руб. + 445 680,58 руб. = 819 830,71 руб.
В соответствии с разделом 21 Контракта Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлены претензии от 18.10.2017 N 212/6/2892, от 12.12.2017 N 212/6/3784, которые оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в истребованном размере, сослался на документально подтвержденный фат нарушения ответчиком условий контракта, отметил соблюдение срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст.708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст.ст.330,331 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
В соответствии с п. 7.1.5 Контракта Заказчик до начала производства работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период выполнения работ строительную площадки и Объект (исключительно в целях выполнения работ) по акту передачи строительной площадки и Объекта, а также всю необходимую для выполнения работ документацию.
Согласно п. 7.1.7 Контракта Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
По условиям Контракта Генподрядчику необходимо начиная с 21.09.2016 в течение 3 месяцев и 4 дней кроме общестроительных работ произвести замену 2-х котлов марки НИИСТУ-5, насосного оборудования, кирпичной дымовой трубы.
Проведение названных работ по Контракту невозможно без вывода из эксплуатации котельной, а также наступления положительных температур воздуха.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Город Новороссийск начало отопительного сезона 2016-2017 установлено с 15.10.2016, а окончание- 14.04.2017.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при выводе тепловых сетей в ремонт не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Со стороны командования воинской части 23.11.2016 (письмо исх. N 471) ответчику поступил запрет на выполнение работ капитального ремонта по замене котла марки НИИСТУ-5.
Генподрядчик письмом от 01.12.2016 N 2500/ЮВО "О приостановке работ" обратился к Заказчику с просьбой оказания содействия по решению вопроса о допуске работников на Объект капитального ремонта.
Таким образом, срок выполнения работ сокращен по независящим от Генподрядчика обстоятельствам
В соответствии со ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Контрактом предусмотрена замена существующей кирпичной дымовой трубы диаметром 1500 мм, высотой 23 м, путем ее демонтажа, на стальную дымовую трубу диаметром 800 мм и высотой 23 м.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "реконструкция", определения понятий которых приведены в ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Так, реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п.14 ГрК РФ).
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технологического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п.14.2 ГрК РФ).
Следовательно, работы по капитальному ремонту и реконструкции отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Из вышеизложенного следует, изменение характеристик дымовой трубы (в частности, уменьшение ее объема) свидетельствует об осуществлении работ по реконструкции объекта, что, в свою очередь, влечет обязанность по подготовке проектной документации (ст.48 ГрК РФ) и получению положительного заключения Государственной экспертизы.
Однако, данный вид работ Контрактом не предусмотрен.
В связи с чем, названные работы не могли быть реализованы в рамках существующего Контракта.
О вышеназванных обстоятельствах Генподрядчик письмом от 04.04.2017 N 1006/ЮВО уведомил Заказчика, требуя предоставить разъяснения по вопросу разрешения сложившейся ситуации.
Не получив ответа на письмо от 04.04.2017 N 1006/ЮВО Генподрядчик письмом от 19.06.2017 N 717/сп уведомил Заказчика о приостановке работ до принятия мер по устранению указанных обстоятельств, предлагая рассмотреть вопрос об исключении из Контракта работ по замене дымовой трубы, а также включению дополнительных работ по замене участков тепловой сети, бака-парасборника.
В целях подготовки Решения руководителя Департамента строительства Минобороны России об изменении объемов работ по капитальному ремонту от Заказчика 01.09.2017 (письмо N ФКП/10/7696) поступило Генподрядчику указание подготовить полный комплект исходно-разрешительной документации и ведомость изменения состава работ с учетом исключения работ, необходимость в которых отпала, и включения требуемых к выполнению работ.
Письмом от 19.12.2017 N 4039/ЮВО запрашиваемая документация Генподрядчиком была направлена в адрес начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ЮВО МО РФ.
По состоянию на 23.04.2018 согласованная и утвержденная документация в адрес Генподрядчика не поступала, доказательств обратного в материалы дела не представлялось.
Невыполнение Заказчиком взятых на себя обязательств по оказанию содействия Генподрядчику в ходе выполнения им работ нарушает условия Контракта, противоречит положениям ст.ст. 718, 747 ГК РФ, Заказчик при таких условиях в силу ст.406 ГК РФ считается просрочившим, а Генподрядчик на основании ст. 405 ГК РФ таковым не считается.
В соответствии с п.3 ст.405, п.1 ст.406 ГК РФ и п.9 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Следует учесть положения ст.ст.328, 405, 406 ГК РФ, п.9 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на совокупности которых сформирована правовая позиция, изложенная в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Согласно изложенной выше правовой позиции при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Однако суд первой инстанции не учел необходимость продления срока выполнения работ для целей начисления неустойки на период просрочки истца.
Положения ст.404 ГК РФ могут быть применены только при доказанности вины обеих стороны, что не является аналогичным случаю неисполнения кредитором обязательств, до выполнения которых должник не может исполнить свое обязательство.
Истец в иске указывал, что по состоянию на 16.10.2017 обязательства по Контракту не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан, и в связи с этим просил взыскать неустойку за просрочку исполнения обязательств по Контракту (за период с 26.12.2016 по 16.10.2017).
Однако у Истца отсутствовали правовые основания для начисления ответчику неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту срок исполнения которых перенесен до 31.12.2018 (дополнительное соглашение от 29.12.2017 N 5 к Контракту).
Пунктом 8.2.6 Контракта за Генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 Контракта, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2016-2017 годы.
В силу п.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.1 ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Однако к контракту заключено дополнительное соглашение от 12.07.2017 N 3, которым изменены установленные Разделом 4 Контракта сроки и объемы оплаты (на 2016-2017 годы лимиты бюджетных обязательств не предусмотрены).
29.12.2017 стороны подписали дополнительное соглашение N 5, в пункте 1.2 которого предусмотрели, что обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами в срок не позднее 31.12.2018, при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до Государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств, то есть требование о взыскании неустойки за заявленный в исковом заявлении период неправомерно.
Учитывая изложенное, усматривается, что Акты сдачи-приемки выполненных работ, стоимость которых превышает лимиты бюджетных обязательств за 2016 год, и Итоговый акт не могут быть подписаны в 2016-2017 годы, поскольку закон и Государственный контракт связывают возникновение обязательственного правоотношения по оплате работ с фактом подписания данных актов.
Таким образом, Ответчик в соответствии с условиями Контракта не должен был выполнять работы, стоимость которых превышает лимиты бюджетных обязательств на 2016 год, и предъявлять их к приемке в 2016-2017 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы Истцом не предусмотрены.
Следовательно исковые требования необоснованны в части взыскания неустойки за нарушение срока исполнения обязательств, поскольку данный срок еще не наступил (31.12.2018, согласно дополнительного соглашения N 5 от 29.12.2017 к Контракту).
Следует отметить, что стоимость выполненных АО "ГУОВ" и принятых Минобороны России работ составляет 6 153 986,67 руб., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ N N 1-3, сторонами не оспаривалось.
Так, начисление неустойки по Контракту без учета надлежащего исполнения работ является неправомерным, поскольку превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Начисление неустойки на общую сумму Контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом или срок выполнения которых еще не наступил.
Как упомянуто выше, генподрядчик выполнил работы на сумму 6.153.986,67 рублей, что не учтено государственным заказчиком при расчете неустойки в исковом заявлении.
Таким образом, коллегия судей полагает, что расчет неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в настоящем случае, должен выглядеть следующим образом (с учетом пропуска срока исковой давности по требованиям о взыскании неустойки до 27.02.2017):
Неустойка за нарушение обязательства по выполнению этапу работ по капитальному ремонту складывается из следующих показателей: стоимость работ по капитальному ремонту (согласно КС-3 от 21.04.17, от 08.09.17, от 29.12.17) * 1/300 * ставка рефинансирования ЦБ РФ (согласно разъяснений пункта 38 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) * количество дней просрочки (с 28.02.2017 г. по 25.04.2017 г.):
Согласно подписанным сторонами КС-3 от 21.04.17, от 08.09.17, от 29.12.17 общая стоимость выполненных работ -6 153 986,67 р.
Выполнение |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Неустойка |
||
с |
по |
дней 53 |
||||
6 153 986,67 |
28.02.2017 |
21.04.2017 |
4.5 |
6 153 986,67 53 1/300 4.5% |
48 924,19 р. |
|
5 363 098,74 |
21.04.2017 |
Выполнение на 790 887,93 руб. (КС-3 от 21.04.17) |
||||
5 363 098,74 |
22.04.2017 |
25.04.2017 |
4 |
4.5 5 363 098,74 4 1/300 4.5% 3 217,86 р. |
||
Сумма неустойки: 52 142,05 руб. |
Вместе с тем, неустойка за подписание итогового акта приемки выполненных работ будет равна нулю, так как п.18.4 Контракта предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ, а подписание итогового акта к этапам выполнения работ не относится, в связи с этим Приложение N 3 к Контракту (Расчет и обоснование цены контракта) не содержит его стоимости.
Таким образом, сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу Работ по капитальному ремонту составляет 52 142,05 руб.
Учитывая встречное неисполнение Истцом своих обязательств по Контракту, выразившееся в поздней передаче строительной площадки усматривается, что подлежит применению ст.404 ГК РФ, поскольку в рассматриваемом споре наличествует обоюдная вина сторон в срыве сроков производства работ.
Учитывая изложенное и принимая во внимание наличие нарушений условий Контракта, как со стороны Ответчика, так и со стороны Истца, сумма неустойки подлежит уменьшению до 26.071,03 рублей.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным изменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований на сумму в 26.071,03 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлин распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2020 по делу N А40-37878/20 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224) в пользу МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1037700255284) неустойку в сумме 26 071 (двадцать шесть тысяч семьдесят один) руб. 03 (три) коп.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме (шестьсот семнадцать) 617 руб.
Взыскать с АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 96 (девяносто шесть) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37878/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"