г. Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-76635/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка "Возрождение" (ПАО)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2020 по делу N А40-76635/2020
по заявлению: Банка "Возрождение" (ПАО)
к Инспекции Федеральной налоговой службе N 1 по г. Москве
о признании недействительным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Каримов М.С. по дов. от 23.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Злобина И.С. по дов. от 10.08.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований публичного акционерного общества "Банк Возрождение" (заявитель, Банк) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службе N 1 по г. Москве (налоговый орган, Инспекция) от 13.01.2020 N 07-48/16509.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований Банка в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считает, что привлечение Банка к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 132 НК РФ, необоснованно.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела, решением N 07-48/16509 от 13.01.2020 Банк был привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 06.04.2020 N 21-10/065186 оспариваемое заявителем решение инспекции без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В силу пункта 1.1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание с банка штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1.6 Положения от 07.09.2007 N 311-П "Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или закрытии, об изменении реквизитов счетов" (далее - Положение N 311-П) датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную кодом аутентификации (далее - КА) уполномоченного налогового органа (далее - квитанция о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения).
Согласно пункту 3.2 Положения N 311-П квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленными форматам, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами. Извещение об ошибках может направляться уполномоченным налоговым органом в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом уполномоченным налоговым органом электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные форматы и имеющимся в налоговых органах.
В пункте 3.6 Положения N 311-П указано, что в случае получения извещения об ошибках, банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением N 311-П.
Таким образом, из содержания пунктов 3.1 и 3.2 Положения 311-П следует, что по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения, банк информируется о принятии или непринятии его сообщения налоговым органом. Информация о непринятии сообщения доводится до банка в форме квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения или в форме извещения об ошибках в случае принятия файла.
Из вышеизложенного следует, что в Положении N 311-П квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и извещение об ошибках различаются в зависимости от характера и причин выявленных случаев несоответствия и некорректности информации, содержащейся в направляемых Банком сообщениях об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта.
Таким образом, действие пункта 3.6 Положения N 311-П распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений банка.
Как следует из решения Инспекции, заявителем нарушен установленный пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ трехдневный срок подачи первичного сообщения, которое Инспекцией принято не было в связи с допущенной Обществом ошибкой при его заполнении, о чём заявителем получена квитанция о непринятии, а не извещение об ошибке.
Следовательно, в рассматриваемом случае пункт 3.6 Положения N 311-П, устанавливающий срок для исправления выявленных несоответствий между сведениями, представленными Банком в сообщении об открытии/закрытии счета, и учетными данными, имеющимися в налоговых органах, не подлежит применению.
Суд правомерно отклонил довод банка о предоставлении ему на основании п. 3.6 Положения N 311- пятидневного срока для исправления ошибок, поскольку действие указанной нормы распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений банка.
Довод заявителя жалобы о том, что налоговый орган не учел весь путь прохождения каждого сообщения при установлении нарушения срока представления данных (передача электронного сообщения через территориальное учреждение Банка России, Центр информационных технологий Банка России (ЦИТ), Межрегиональная ИФНС России по централизованной обработке данных (уполномоченный налоговый орган), налоговый орган по месту нахождения Банка), отклоняется судебной коллегией поскольку на основании вышеуказанного порядка, установленного Положением N 311-11, для установления факта своевременного/несвоевременного представления Банком сообщения об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта Инспекция должна исходить из пункта 1.6 Положения N 311-П, согласно которому датой сообщения банком в налоговый орган данных признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.
Таким образом, только правильно составленное сообщение может быть принято, при этом не несет никакого значения факт направления первичного сообщения с ошибками.
Согласно квитанции о непринятии электронного сообщения, сообщение не принято в связи с наличием ошибки: Код ошибки "013" - "нарушение структуры файла", что подтверждается информацией, отражённой в Справочнике кодов ошибок к Инструкции Центрального банка РФ от 01.07.2014 "Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных нормативными документами Банка России при сообщении банком, подразделениями расчётной сети, действующими в составе территориального учреждения банка России, полевыми учреждениями Банка России, первым операционным управлением Банка России в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Судом исходя из материалов дела и положений приказа Федеральной налоговой службы от 23.05.2014 г. N ММВ-7-14/292@, зарегистрированного в Минюсте России 27.06.2014 г. N 32904, установлено, что при направлении первоначального сообщения была допущена грубая ошибка - отсутствовал обязательный реквизит сообщения - место рождения физического лица, в связи с чем лицо, в отношении которого представлялись сведения, не могло быть идентифицировано, техническими средствами контроля первоначально направленный документ не мог быть обработан, так как обязательный реквизит фактически отсутствовал, только после внесения исправлений, информация о лице, в отношении которого представлялись сведения, была обработана средствами технического контроля и повторно направленный документ был принят.
Поскольку в исправленном виде он поступил с нарушением срока, Банк был обоснованно привлечен Инспекцией к ответственности.
Таким образом, все сообщения об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта с ошибками - не принимаются, и дата их направления также не учитывается.
Сроком подачи считается дата отправки корректного сообщения, т.е. такого, па которое Обществом получена квитанция о принятии сообщения без ошибок.
Извещение об ошибках не опровергает факт своевременного исполнения банком своих обязанностей и в случае его получения в течении 5 дней банк формирует корректирующее сообщение с учетом исправленных ошибок. При этом извещение об ошибках формируется налоговым органом по результатам контроля данных налогоплательщика и Банка.
В ходе контроля сообщения в налоговом органе в банк может быть выслано извещение об ошибках, с указанием их перечня.
В письме от 16.03.2010 N МН-22-6/178@ Федеральная налоговая служба разъяснила, что извещение об ошибках формируется налоговым органом только в следующих случаях: несоответствие ОГРН (ОГРНИП) налогоплательщика его ИНН; несоответствие наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя) его ИНН; открытие банком счета ликвидирование организации или умершему физическому лицу (дата открытия счета позднее даты ликвидации организации (смерти физического лица)). Корректирующие сообщения формируются только в ответ на принятые файлы. На непринятые сообщения формируется новое сообщение с новой датой и номером.
Таким образом, извещение об ошибках может поступить только после принятия налоговым органом сообщения об открытии/закрытии/изменении реквизитов счёта после получения квитанции о приличии электронного сообщения.
В рассматриваемом случае, сообщение Банка принято не было и направление квитанции об ошибках было невозможно.
Позиция Банка указанная как в заявлении так и в апелляционной жалобе противоречит порядку, установленному Положением N 311-П.
Необходимо также отметить, что некорректное указание Банком в сообщении о закрытии/открытии/изменении реквизитов счетов влияет на непринятие файла в целом, что искажает информацию о счетах, содержащуюся в базе данных налогового органа, и может привести к нарушению прав третьих лиц при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о счетах.
Кроме того, Банком не оспаривается факт представления повторного сообщения с пропуском установленного пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ трехдневного срока.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Инспекция правомерно привлекла Банк к ответственности по пункту 2 статьи 132 НК РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В отношении довода Банка о нарушении Инспекцией при составлении акта десятидневного срока, установленного и. 1 ст. 101.4 НК РФ, суд обоснованно указал, что из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что срок составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, является пресекательным, а также, что за пределами этого срока налоговый орган не вправе составлять акты о выявленном правонарушении.
В соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Инспекция не нарушила права Банка на ознакомление с Актом и представление возражений.
Следовательно, были соблюдены существенные условия процедуры рассмотрения Акта и иных материалов проверки.
Кроме того, нарушение налоговым органом срока составления акта, установленного пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ, не является безусловным основанием для отмены соответствующего решения инспекции.
Довод заявителя о том, что в акте отсутствуют выводы Инспекции о наличии вины Банка, а также не учтено совершение Банком всех необходимых действий, направленных на устранение допущенных нарушений, не учтены обстоятельства совершения правонарушения, суд обоснованно отметил, что данные обстоятельства были рассмотрены Инспекцией при вынесении Решения.
Также не может быть принята во внимание ссылка Банка на приказ ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-06/860 "Об утверждении Формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) и требований к его составлению", так как документ утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 07.11.2018 N ММН-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ.
При этом Банком не приведено обстоятельств, свидетельствующих о том, что несвоевременное представление им сведений в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса обусловлено чрезвычайными и объективно непредотвратимыми обстоятельствами.
Судом установлено, что причиной нарушения срока представления сведений послужили грубые ошибки в заполнении электронного документа, отсутствие существенных и необходимых для его обработки данных.
Оснований для признания оспариваемого решения недействительным или снижения размера ответственности судом не установлено, с учетом существа совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также систематичности совершения Банком аналогичных правонарушений (что следует из значительного количества дел по его заявлениям в суде), размер примененной к Банку ответственности соответствует правовым подходам, сформированным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П и от 12.05.1998 N 14-П, и является справедливым.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по п. 2 ст. 132 НК РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением налогового органа не могут быть признаны нарушенными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020 по делу N А40-76635/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76635/2020
Истец: ПАО БАНК "ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Ответчик: ИФНС N1 по г. Москве