г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-275579/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Валюшкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Развитие" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2020 по делу N А40-275579/19 по иску Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) к ООО "Развитие" (ОГРН 1177746324271, ИНН 7725365347) о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Круглова М.С. по доверенности от 14.01.2020, диплом номер ВСБ 0022926 от 07.04.2003,
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Развитие" о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка е кадастровым номером 50:16:0103032:84 в сумме 15 569 045 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Представитель ответчика, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2020 года на основании следующего.
В силу подпункта 14.4 пункта 14 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27, истец наделен полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в арбитражных судах, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
В соответствии с уведомлением филиала ФБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 01.11.2018 N . Исх 01-4574 ПО на основании утвержденных правил землепользования и застройки подтверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0103032:84, площадью 69 711,00 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксено-Бутырское, п. Горбуша с видом разрешенного использования "эксплуатация передающего радиоцентра" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" принадлежащего на праве собственности ответчику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитальною строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Соответственно, выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видам использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
В настоящем случае материалами дела, в том числе выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждается факт изменения с 13.09.2018 вида разрешенного использования участка с "эксплуатация передающего радиоцентра" на "для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что с 13.09.2018 у ответчика возникла обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Истцом в материалы дела представлен соответствующий расчет, произведенный на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57, согласно которому, размер задолженной ответчика составил 15 569 045 руб. 61 коп., в связи с чем, Министерством в адрес Общества было направлено уведомление от 02.07.2019 N 15Исх-16306 о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в сумме 15 569 045 руб. 61 коп.
Изучив представленный расчет и признав его верным, суд первой инстанции, учитывая, что вид разрешенного использования участка с "эксплуатация передающего радиоцентра" изменен на "для индивидуального жилищного строительства", пришел к обоснованному выводу, что вышеуказанные обстоятельства являются основанием для возложения на ответчика обязанности по внесению платы за изменение разрешенного вида использования земельного участка в силу прямого указания части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, а поскольку частью 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-03 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционной коллегией, как несостоятельные, поскольку из буквального толкования ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении вида разрешенного использования не только на основании решения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ), но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Также, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы к порядку, проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, правообладатели земельных участков не обладают абсолютной свободой в реализации своего права на использование участка, а лишь вправе выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, т.е., собственники земельных участков не вправе самостоятельно устанавливать разрешенное использование земельных участков, а вправе лишь выбирать отдельные виды использования из разрешенных в установленном порядке в рамках зонирования территории.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В этой связи основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков изменяется и вносится в сведения государственного кадастра недвижимости на основании приказов органа архитектуры и градостроительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность;, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
В соответствии с уведомлением филиала ФБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 01.11.2018 N . Исх 01-4574 ПО на основании утвержденных правил землепользования и застройки подтверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0103032:84, площадью 69 711,00 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксено-Бутырское, п. Горбуша с видом разрешенного использования "эксплуатация передающего радиоцентра" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" принадлежащего на праве собственности ответчику.
Также, согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления дом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги г. Москвы "Изменение разрешенного использования земельного участка", утв. постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент) в качестве заявителей могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся заказчиками межевого плана границ земельного участка, а также подготовившие межевой план границ земельного участка, имеющего общую границу (границы) с земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, либо земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Разделом 2.5 Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется на основании запроса (заявления) на предоставление государственной услуги.
При этом, из материалов дела не усматривается доказательства того, что ООО "Развитие" в установленном N 43-ФЗ от 05.04.2013 и Административным регламентом порядке обращался, с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2020 по делу А40-275579/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-275579/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "РАЗВИТИЕ"