г. Пермь |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А71-3355/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сыровой О.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Фирма Удмуртагропромсервис" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2020 по делу N А71-3355/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фирма Удмуртагропромсервис" (ОГРН 1021801141779, ИНН 1831006324)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики
третье лицо: открытое акционерное общество "Росагроснаб"
о снятии с государственного учета 51 единицы самоходной техники,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Удмуртагропромсервис" (истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ответчик) об обязании снять с государственного учета 51 единицу самоходной техники, зарегистрированной за истцом, в том числе:
1. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6218УР18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска 2001, дата регистрации 29.06.2001;
2. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6220УР18, марка ДТ-75ДРС-2, год выпуска 2001, дата регистрации 29.06.2001;
3. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6221УР18, марка ДТ-75МС-4, год выпуска 2001, дата регистрации 29.06.2001;
4. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6647УВ18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска 1998, дата регистрации 10.01.1999;
5. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6648УВ18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска 1998, дата регистрации 10.01.1999;
6. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6649УВ18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска 1998, дата регистрации 10.01.1999;
7. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6653УВ18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска 1998, дата регистрации 10.01.1999;
8. трактор колесный, государственный регистрационный знак 6667УВ18, марка МТЗ-80, год выпуска 1998, дата регистрации 26.01.1999;
9. трактор колесный, государственный регистрационный знак 6677УВ18, марка МТЗ-80, год выпуска 1998, дата регистрации 26.01.1999;
10. трактор колесный, государственный регистрационный знак 1261УВ18, марка МТЗ-80, год выпуска 1998, дата регистрации 26.01.1999;
11. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 8063УВ18, марка ДТ-75-М, год выпуска 1997, дата регистрации 16.08.1999;
12. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 9424УВ18, марка КСК-100А-2, год выпуска 1999, дата регистрации 09.06.2000;
13. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 9424УВ18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.06.2000;
14. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 8494УВ18, марка КСК-100, год выпуска 2000, дата регистрации 05.07.2000;
15. комбайн зерноуборочный, государственный регистрационный знак 9436УВ18, марка СК-5-М-1 "НИВА", год выпуска 2000, дата регистрации 08.08.2000;
16. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2251УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.08.2000;
17. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2252УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.08.2000;
18. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2253УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.08.2000;
19. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2269УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.08.2000;
20. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2273УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 09.08.2000;
21. трактор колесный, государственный регистрационный знак 2510УР18, марка МТЗ-82.1, год выпуска 2000, дата регистрации 21.08.2000;
22. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2536УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2000, дата регистрации 04.09.2000;
23. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2538УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 04.09.2000;
24. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 2539УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2000, дата регистрации 04.09.2000;
25. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3318УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 1997, дата регистрации 12.01.2001;
26. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3392УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2001, дата регистрации 26.02.2001;
27. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 3903УР18, марка ДТ-75ДС-4, год выпуска1997, дата регистрации 01.03.2001;
28. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 3909УР18, марка ДТ-75РРС-2С, год выпуска 2000, дата регистрации 12.03.2001;
29. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3911УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2001, дата регистрации 12.03.2001;
30. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3913УР18, марка КСК-ЮОА-2 год выпуска 2001, дата регистрации 12.03.2001;
31. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3914УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2001, дата регистрации 12.03.2001;
32. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3915УР18, марка КСК-100А-2, год выпуска 2001, дата регистрации 12.03.2001;
33. трактор колесный, государственный регистрационный знак 3953УР18, марка ДТ-75НС4, год выпуска 2001, дата регистрации 23.03.2001;
34. трактор колесный, государственный регистрационный знак 3956УР18, марка ДТ-75НС4, год выпуска 2001, дата регистрации 23.03.2001;
35. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3960УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2001, дата регистрации 23.03.2001;
36. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3961УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2001, дата регистрации 23.03.2001;
37. комбайн кормоуборочный, государственный регистрационный знак 3963УР18, марка КСК-ЮОА-2, год выпуска 2001, дата регистрации 23.03.2001;
38. трактор колесный, государственный регистрационный знак 4097УР18, марка МТЗ-82.1, год выпуска 2001, дата регистрации 16.04.2001;
39. трактор колесный, государственный регистрационный знак 5010УР18, марка МТЗ-82.1, год выпуска 2001, дата регистрации 16.04.2001;
40. трактор колесный, государственный регистрационный знак 5404УР18, марка МТЗ-82.1, год выпуска 2001, дата регистрации 08.05.2001;
41. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 5412УР18, марка ДТ-75МС-4, год выпуска 2000, дата регистрации 08.05.2001;
42. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 3909УР18, марка ДТ-75МС-4, год выпуска 2000, дата регистрации 08.05.2001;
43. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 3909УР18, марка ДТ-75МС-4, год выпуска 2001, дата регистрации 08.05.2001;
44. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 3909УР18, марка ДТ-75МС-4, год выпуска 2000, дата регистрации 08.05.2001;
45. трактор колесный, государственный регистрационный знак 5488УР18, марка МТЗ-82.1, год выпуска 2001, дата регистрации 22.05.2001;
46. комбайн зерноуборочный, государственный регистрационный знак 5721УР18, марка "ЕНИСЕЙ" 1200, год выпуска 2000, дата регистрации 01.06.2001;
47. комбайн зерноуборочный, государственный регистрационный знак 5723УР18, марка "ЕНИСЕЙ" 1200, год выпуска 2000, дата регистрации 01.06.2001;
48. комбайн зерноуборочный, государственный регистрационный знак 3904УР18, марка СК-5-М-1 "НИВА", год выпуска 2001, дата регистрации 20.08.2001;
49. комбайн зерноуборочный, государственный регистрационный знак 4023УР18, марка СК-5-М-1 "НИВА", год выпуска 2001, дата регистрации 20.08.2001;
50. трактор гусеничный, государственный регистрационный знак 6219УР18, марка ДТ-75РРС-2С, год выпуска 2001, дата регистрации 17.10.2001;
51. трактор колесный, государственный регистрационный знак 6991УР18, марка МТЗ-802.1, год выпуска 2001, дата регистрации 13.11.2001.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 АПК РФ привлечено открытое акционерное общество "Росагроснаб".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Истец с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Истец указывает на то, что выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела и не согласуются с имеющимися в материалах дела доказательствами. Истец приводит доводы об отсутствии у него документов, необходимых для снятия с учета самоходной техники, а также о том, что техника являлась предметом лизинга, не находилась во владении истца; действия по розыску техники, установлению ее местонахождения, а также действия по получению дубликатов паспортов на нее не привели к положительному результату. Истец отмечает, что не имеет возможности предоставить самоходную технику ввиду ее отсутствия во владении, и возможности восстановления документов на нее, наличие зарегистрированных прав на технику ведет к необоснованному начислению налоговых платежей, нарушает законные интересы истца и кредиторов, включенных в реестр требования кредиторов истца, а также препятствует завершению процедуры конкурсного производства в отношении истца. Как указывает истец, указанным обстоятельствам при разрешении спора суд первой инстанции оценки не дал.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 26.11.2020.
До начала судебного разбирательства в апелляционный суд поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, решение суда первой инстанции полагает законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать. Ответчик указывает на то, что истец с заявлением о снятии с государственного учета техники с необходимыми для этого документами не обращался, всевозможные меры по обеспечению установления места расположения техники истцом не предприняты, оснований для снятия техники с учета не имеется.
От ответчика также поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, третье лицо письменный отзыв на жалобу в апелляционный суд не направило, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в силу статей 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.07.2014 по делу N А71-83/2014 ООО Фирма "Удмуртагропромсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.04.2015 по делу N А71-83/2014 конкурсным управляющим общества утвержден Франов Игорь Викторович.
На запрос конкурсного управляющего Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - Гостехнадзор) представила сведения, согласно которым за обществом зарегистрирована самоходная техника в количестве 51 единицы согласно перечню (л.д. 28-31).
При этом как указывает истец, конкурсному управляющему общества не известно фактическое местонахождение самоходной техники, в распоряжении управляющего отсутствуют какие-либо документы на технику.
В целях установления местонахождения техники конкурсный управляющий обращался в правоохранительные органы; письмом от 16.12.2019 Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике сообщило о том, что не вправе принимать решение о постановке транспортного средства в розыскные базы данных без разрешения соответствующих органов.
Также истец обращался в адрес Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении дубликатов паспортов самоходной техники, договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих право собственности.
В ответ на обращение истца поступило письмом от 29.01.2020 N 04-17/897, в котором Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики указала на невозможность предоставления запрашиваемых документов в связи с уничтожением материалов, послуживших основанием для регистрационных действий.
14.02.2020 конкурсный управляющий истца обратился в Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с заявлением о снятии с учета самоходной техники.
Письмом от 26.02.2020 N 04-17/2068 в удовлетворении заявления истцу отказано со ссылкой на необходимость направления представителя (доверенного лица) юридического лица, имеющего полномочия на снятие с учета вышеуказанных транспортных средств, а также необходимость заполнения заявления установленного образца, с указанием идентификационных данных транспортных средств, оснований снятия с учета транспортных средств, подтверждение на уплату государственной пошлины в установленном размере.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворения иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего обращения истца в уполномоченный орган с заявлением о снятии техники с регистрационного учета.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Соответственно, необходимым условием для реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав в отношении транспортных средств является его регистрация.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования территории Российской Федерации осуществляется органами Гостехнадзора.
В соответствии с пунктом 2.1. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила регистрации) машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), в паспорте машины. Информация о произведенной регистрации направляется по прежнему месту регистрации машины.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28 июня 1995 г.) наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.
Согласно пункту 5.1. Правил регистрации, владельцы обязаны снять с учета машины по месту их регистрации в случаях:
- изменения места жительства (юридического адреса) лиц, за которыми они зарегистрированы, если новое место жительства (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность государственной инспекции Гостехнадзора зарегистрированной машины, а также возникновения иных оснований для изменения места регистрации;
- прекращения права собственности на машины;
- списания (утилизации) машины;
- вывоза машины за пределы Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.
В соответствии с пунктом 5.2. Правил регистрации, при снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию Гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
Правилами регистрации предусмотрена форма обращения с заявлением о снятии машин с регистрационного учета (Приложение N 1 к Правилам).
Согласно пункту 2.21. Правил регистрации при изменении регистрационных данных машин, выдаче дубликатов регистрационных документов, паспортов машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным. Место и время осмотра устанавливается государственным инженером - инспектором Гостехнадзора по согласованию с владельцем машины, но не позднее истечения обязательного срока ее регистрации.
В соответствии с пунктом 2.26. Правил регистрации свидетельства о регистрации, государственные регистрационные знаки и паспорта машин на зарегистрированные машины взамен утраченных или пришедших в негодность выдаются по месту регистрации машин по заявлениям владельцев с указанием обстоятельств утраты после взимания установленных в таких случаях сборов и расходов за данные виды спецпродукции.
Таким образом, Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) предусмотрена форма обращения и обязательный перечень документов, необходимых для снятия самоходной техники с государственного учета.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами права, и установив отсутствие в материалах дела доказательств предоставления истцом в Управление Гостехнадзора необходимых для снятия техники с государственного регистрационного учета документов, в том числе доказательств подачи соответствующего заявления в установленной форме (Приложение N 1 к Правилам регистрации), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Приведенные в жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку наличие оснований для снятия техники с учета, предусмотренных законом, истцом не доказано. В иске, в жалобе истец доводов о прекращении прав истца на технику не привел, соответствующих доказательств не представил. При этом конкурсный управляющий истца, располагающий информацией о специфике деятельности истца (приобретение техники по договорам лизинга, передача ее в сублизинг), не раскрыл суду обстоятельства приобретения указанной в иске техники и ее последующей передачи иным лицам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию общества по спору, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2020 по делу N А71-3355/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3355/2020
Истец: ООО фирма "Удмуртагропромсервис"
Ответчик: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики
Третье лицо: ОАО "Росагроснаб"