г. Владивосток |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А51-1572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5296/2020
на решение от 20.07.2020
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-1572/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Уссурийское предприятие тепловых сетей" (ИНН 2511111265, ОГРН 1192536034910, дата государственной регистрации 12.11.2019, адрес: 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Фрунзе, дом 26)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004, адрес: 690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Посьетская, дом 48)
Третье лицо: Администрация Уссурийского городского округа (692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул. Ленина 101)
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, изложенного письмом от 15.11.2019 г. N 25/005/007/2019-2192 в регистрации сервитута на земельный участок, кадастровый N25:34:016901:1298, общей площадью 188 кв.м., расположенный по адресу: край Приморский, г.Уссурийск, ул.Некрасова, дом N 119, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать сервитут на земельный участок, кадастровый N 25:34:016901:1298, общей площадью 188 кв.м., расположенный по адресу: край Приморский, г.Уссурийск, ул.Некрасова, дом N 119,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Уссурийское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, общество, АО "УПТС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление, государственный регистратор), изложенного письмом от 15.11.2019 N 25/005/007/2019-2192 в регистрации сервитута на земельный участок, кадастровый N25:34:016901:1298, общей площадью 188 кв.м., расположенный по адресу: край Приморский, г.Уссурийск, ул.Некрасова, дом N 119 (далее - спорный земельный участок), об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать сервитут на спорный земельный участок.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Администрацию Уссурийского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2020 заявленные требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Управление повторно рассмотреть по существу заявление Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.07.2020 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своей правовой позиции Управление настаивает на наличии выявленных при проведении правовой экспертизы оснований для отказа в государственной регистрации. Со ссылками на часть 3 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), полагает, что сервитут, являющийся вещным правом, может быть установлен в отношении земельного участка только при наличии в ЕГРН зарегистрированных прав на такой участок. Не оспаривая право общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирных домах в силу положений жилищного законодательства, считает, что государственная регистрация права носит правоподтверждающий характер.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 23.11.2020 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено сначала.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
На основании решения внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по вопросу заключения соглашения об установлении постоянного сервитута (права ограниченного пользования) на часть земельного участка с кадастровым номером 25:34:016901:1298 (площадью 188 кв.м.) по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, ул.Некрасова, д.119Г для строительства и эксплуатации сетей ГВС, изложенного в протоколе указанного собрания N 1 от 20.06.2019, между собственниками помещений в указанном МКД и Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей Уссурийского городского округа (УМУПТС) было заключено соглашение N 20 от 25.06.2019 об установлении постоянного сервитута в отношении земельного участка.
В соответствии с указанным соглашением собственники помещений в МКД предоставили УМУПТС право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером 25:34:016901:1298 для строительства и обслуживания сетей горячего водоснабжения (пункт 1.1. соглашения).
Согласно пункту 1.2. соглашения границы участка для строительства тепловой сети определены полосой земельного участка общей площадью 188 кв.м., схема границ земельного участка на котором указана полоса отвода земельного участка для строительства тепловой сети, прилагалась к соглашению и являлась его неотъемлемой частью.
02.08.2019 УМУПТС обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю через КГАУ "МФЦ Приморского края" с заявлением об осуществлении государственной регистрации сервитута в отношении объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 25:34:016901:1298, по адресу: край Приморский, г.Уссурийск.
В связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации ограничения (обременения) в виде сервитута, на основании положений статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регистрация указанного ограничения (обременения) была приостановлена государственным регистратором на срок до 15.11.2019.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.01.2020 N ЮЭ9965-20-7881730 судом установлено, что УМПТС реорганизовано в форме преобразования в АО "Уссурийское предприятие тепловых сетей", о чем свидетельствует запись 1192536034910 от 12.11.2019.
Уведомление от 15.11.2019 N 25/005/007/2019-2192 в осуществлении государственной регистрации права государственным регистратором на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказано, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
Посчитав, что указанный отказ Управления Росреестра по Приморскому краю не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением, которое судом удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Законом N 218-ФЗ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Как подтверждается материалами дела, оспариваемый отказ в государственной регистрации сервитута принят в связи с неустранением причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации, и мотивирован отсутствием зарегистрированного вещного права на земельный участок с кадастровым номером 25:34:016901:1298, в отношении которого заключено соглашение об установлении постоянного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности являются сервитуты (статьи 274, 277 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 274 ГК РФ следует, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статей 289 и 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, возникает в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона независимо от его регистрации в ЕГРП.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П разъяснены положения указанных норм. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Это означает, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельный участок) возникает в силу вышеуказанных норм федеральных законов независимо от момента государственной регистрации такого права.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство не требует регистрации права на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика не имелось оснований приостанавливать государственную регистрацию и отказывать в регистрации сервитута со ссылкой на отсутствие зарегистрированного права общей долевой собственности на земельный участок собственниками жилого дома N 119-г по ул. Некрасова в г.Уссурийске.
Ссылка Управления на положения части 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, предусматривающей обязательную государственную регистрацию прав на объекты недвижимости при государственной регистрации их ограничений, обременений, коллегией отклоняется, в силу действия специальных норм Жилищного законодательства.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции в порядке статьи 201 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в госрегистрации и в качестве устранения прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Управление Росреестра по Приморскому краю повторно рассмотреть вопрос о регистрации права по ранее поданному Обществом заявлению от 02.08.2019.
В силу изложенного, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2020 по делу N А51-1572/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1572/2020
Истец: АО "УССУРИЙСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА