г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А56-130669/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Новосёловой В.В.
при участии:
от истца: Григорьева А.В. по доверенности от 30.12.2019
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24859/2020) ООО "УК "Наш дом Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-130669/2019(судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
к ООО "УК "Наш дом Северо-Запад"
об аннулировании лицензии
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии от 29.04.2015 N 174 (далее - Лицензия) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной обществу с ограниченной ответственностью "УК "Наш дом Северо-Запад" (далее - Общество, заинтересованное лицо).
Решением суда от 27.08.2020 лицензия от 29.04.2015 N 174 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами аннулирована.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в управлении ответчика на дату рассмотрения дела и сейчас остается жилой фонд. Ссылается на то, что заявление об аннулировании лицензии, как и принятое комитетом решение в адрес ответчика не направлялось. Указывает на то, что суд первой инстанции фактически лишил ответчика возможности продолжить деятельность, что повлекло значительные убытки для ответчика.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, за период с 2018 по 2019 в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) поступили вступившие в законную силу судебные постановления мирового судьи судебного участка N 51 Ломоносовского района Ленинградской области о назначении ООО "УК "Наш Дом Северо-Запад" (188502, Ленинградская область, район Ломоносовский, деревня Горбунки, дом 29, ОГРН 1154725000198,ИНН 4725001062, лицензия от 29.04.2015 N 174) административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных Комитетом), в отношении следующих многоквартирных домов (далее - МКД):
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 8 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2О18 N 3-286/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-453/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 23 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2О18 N 3-295/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-462/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 26 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-297/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-461/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 28 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-294/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-К018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 30 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-293/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-459/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 32 установление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11,10.2018 N 3-284/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-457/18, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 34 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-283/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-456/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 36 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-298/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-458/2018, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 16 к. 1 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-281/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-463/18, вступило в законную силу 29.04.2019);
- Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 16 к. 2 (постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ленинградской области от 11.10.2018 N 3-282/2019, вступило в законную силу 11.03.2019; от 21.12.2018 N 3-455/2018, вступило в законную силу 29.04.2019).
После получения вышеуказанных судебных актов, в целях соблюдения порядка информирования органов местного самоуправления о намерении исключить МКД из реестра лицензий Ленинградской области, в соответствии с положениями статей 197, 198 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 28.03.2015 N 289 в администрацию муниципального образования "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и в администрацию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) направлено уведомление (от 18.09.2019 N гжи-02-14091).
Информация о проведении собственниками МКД общих собраний по вопросам о продолжении осуществления Обществом деятельности по управлению вышеуказанными домами в Комитете отсутствует. Кроме того, по сведениям представленным Администрацией, собственниками указанных домов проведены общие собрания по вопросу выбора в качестве управляющей организации ООО "Комфорт-Северо-Запад" (письмо от 06.12.2019 N 02и-2445/2019).
В соответствии с пунктом 5 статьи 198 ЖК РФ, многоквартирные дома, расположенные по адресам: Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д.8 (6009,3 м2). Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д.23 (5086,7 м2). Ленинградская область, Ломоносовский район д. Горбунки, д.26 (4501,1 м2), Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д.28 (5086,7 м2). Ленинградская область. Ломоносовский район, д. Горбунки, д.30 (5021,4 м2), Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д.32, 4760,5 м2), Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д.34 (3409,7 м2), Ленинградская область. Ломоносовский район д. Горбунки, д.36 (3550,9 м2), Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 16 к. 1(3243,5 м2), Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 16 к. 2 (7593 м2) включены из реестра лицензий распоряжением Комитета от 03.12.2019 N 3249.
На момент поступления в Комитет постановлений мирового суда, общая площадь МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, составляла 186169,4 м2 (подтверждается информацией размещенной в ГИС ЖКХ). Общая площадь исключенных из реестра лицензий составляет 48262,8 м2 (составляет более 25 % от общей площади жилых домов). По состоянию на 04,12.2019 (на момент принятия решения лицензионной комиссией) общая площадь МКД (под управлением Общества) составляла 116665 м2 (68402м2+48262 м2).
Учитывая, что 10 МКД (48262,8 м2) исключены из реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, указанная площадь составляет 25% от общей площади домов (находящихся под управлением Общества), Комитет обратился в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 174 предоставленную юридическому лицу - ООО "УК "Наш Дом Северо-Запад".
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителя Комитета, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, наличие лицензии - является обязательным требованием к управляющей компании, как и осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Частью 5 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных Кодексом.
Согласно части 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
Согласно части 2 статьи 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 названного Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Указанной нормой предусмотрено, в том числе условие, согласно которому поводом к принятию лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации решения об обращении в суд с иском об аннулировании лицензии, является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 198 ЖК РФ распоряжением Комитета от 03.12.2019 N 3249 многоквартирные дома по адресам Ленинградская область, Ломоносовский район, д.Горбунки, д.8, 23, 26, 28, 30, 32, 34, 36, д.16 к.1 и к.2, исключены из реестра лицензий.
Общая площадь МКД, деятельность которыми осуществляло Общество составляла 186 169,4 кв.м; общая площадь МКД, исключенных из реестра лицензий составила 48 262,8 кв.м, то есть более 15 %.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований аннулирования у ООО "УК "Наш дом Северо-Запад" лицензии от 29.04.2015 N 174 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является обоснованным.
Упомянутые Обществом в апелляционной жалобе конкретные судебные акты не могут быть приняты судом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как они приняты по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик возражений относительно требований Инспекции не заявил.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 августа 2020 года по делу N А56-130669/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Наш Дом Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130669/2019
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УК "НАШ ДОМ СЕВЕРО-ЗАПАД"