г. Самара |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А55-28260/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от акционерного общества "Транснефть-Приволга" - представитель Корнеев В.В.(доверенность от 29.08.2019),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель Объедкова И.В.(доверенность от 09.01.2020),
от Администрации городского округа Новокуйбышевск - представитель не явился, извещена,
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на определение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2020 года по делу N А55-28260/2016, рассмотренному по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о прекращении исполнительного производства (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга", г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации городского округа Новокуйбышевск, г. Новокуйбышевск,
Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации городского округа Новокуйбышевск, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее - третьи лица), о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2020 года заявление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016 удовлетворено. Прекращено исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС 031821286, выданного 03.03.2020 по делу N А55-28260/2016.
Не согласившись с выводами суда, акционерное общество "Транснефть-Приволга" подало апелляционную жалобу, в которой просит определение арбитражного суда Самарской области от 0510.2020 г. по делу N А55-28260/2016 о прекращении исполнительного производства по исполнительному листу от 03.03.2020 г. серии ФС N 031821286 отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", объективно свидетельствующих об утрате возможности исполнения исполнительного документа.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
Представитель акционерного общества "Транснефть-Приволга" в судебном заседании просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Администрации городского округа Новокуйбышевск, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Согласно материалам дела Акционерное общество "Транснефть-Приволга" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило: признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.09.2016 N 270401/21369. Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О порядке и заключении договора водопользования", заявления АО "Транснефть - Приволга" от 12.09.2016 (вх.N 27/21555 от 20.09.2016) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО "Транснефть - Приволга" акватории водного объекта -р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км. от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 -53°07'32" - С.Ш, 49°54'25МВ.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49054'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20''В.Д., т. 5 - 53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
03.03.2020 Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист серии ФС 031821286.
29.04.2020 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и продовольствия Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016, отмене постановления судебного пристава исполнителя от 17.03.2020.
Определением суда от 29.06.2020 требование об отмене постановления судебного пристава исполнителя от 17.03.2020 выделено в отдельное производство (дело N А55-16504/2020).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 производство по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-16504/2020.
Решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-16504/2020 от 10.08.2020 вступило в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом -исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном производстве.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Следовательно, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ, должник должен доказать наличие обстоятельств, объективно свидетельствующих об утрате им возможности исполнения исполнительного документа.
По смыслу указанной статьи прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.09.2016 N 270401/21369.
Суд обязал Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О порядке и заключении договора водопользования", заявления АО "Транснефть - Приволга" от 12.09.2016 (вх.N 27/21555 от 20.09.2016) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО "Транснефть - Приволга" акватории водного объекта - р. Кривуша для использования акватории водного объекта с целью размещения причала.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее - Правила).
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А55-28260/2016 сделан вывод о том, что в данном случае предусмотренная Правилами N 165 процедура предполагает проведение процедуры по размещению в официальном источнике соответствующего извещения. И только после этого будет установлено, имеются ли еще претенденты на данную акваторию.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемой акваторией может пользоваться не только заявитель в случае наличия других претендентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в настоящее время имеются несколько претендентов на право заключения договора водопользования на испрашиваемую акваторию, о чем свидетельствует заявка ООО "Ремстрой".
Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017 по делу N А55-28260/2016 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исполнено путем размещения извещения в официальном источнике.
Согласно пункту 23 Правил, в случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 (далее - Правила аукциона).
Таким образом, договор водопользования при наличии нескольких претендентов может быть заключен только по результатам аукциона в соответствии с нормами пункта 23 Правил, пунктам 8, 9 Правил аукциона.
Письмами от 25.07.2017 N 270401/16716, от 04.07.2019 исх. N 2704-01/15426, от 15.01.2020 исх. N 27-04-01/507 министерство сообщило заявителю о наличии иных претендентов на акваторию и необходимости проведения аукциона (л.д.60 -61,62-63, 64-67 т.3). При этом срок проведения аукциона законодательством не установлен.
Как пояснил представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в 2017 году министерством за счет средств федерального бюджета проведены работы по определению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Кривуша в пределах Самарской области, которые выполнены и оплачены в июле 2017 года.
Материалы по определению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Кривуша выполнены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" и переданы в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления для внесения сведений в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости. Данные сведения внесены в государственный водный реестр.
В результате выполнения указанных работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Кривуша установлено, что данная река находится в постоянном подпоре и является протокой Саратовского водохранилища.
Таким образом, водоохранная зона для реки Кривуша по данным водного реестра определена как для Саратовского водохранилища.
Как верно указал суд, данное обстоятельство свидетельствует о том, что органом, уполномоченным на предоставление в пользование акватории Саратовского водохранилища является Нижнее-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Самарской области).
Следовательно, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению спорным водным объектом. Письмом от 15.01.2020 исх. N 27-04-01/507 министерство сообщило заявителю о том, что для оформления права пользования водным объектом (река Кривуша) необходимо обращаться в Отдел водных ресурсов по Самарской области (л.д.64-67 т.3).
С учетом изложенного, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не является уполномоченным органом на предоставление испрашиваемой заявителем акватории, в связи с чем не имеет возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
При таких обстоятельствах заявление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016 является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.
Поскольку судом первой инстанции заявление рассмотрено полно и всесторонне, определение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего, подлежит оставлению без изменения на основании пункта 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы заявителя не подтверждены имеющими в материалах дела при вынесении обжалуемого определения доказательствами, в связи с чем, в силу положений статей 65, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и подлежат отклонению.
Определение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2020 года по делу N А55-28260/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28260/2016
Истец: АО "Транснефть-Приволга"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и продовольсвия Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Новокуйбышевск, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-239/2021
30.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15727/20
29.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23251/17
23.05.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4981/17
13.03.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28260/16