г. Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-195040/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Никифоровой Г.М.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРАНЗАС НАВИГАТОР" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2020 г.
по делу N А40-195040/20 по заявлению ООО "ТРАНЗАС НАВИГАТОР"
к 1) Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, 2) Министерству цифрового развития, связи и массовых телекоммуникаций
третье лицо: ФАС России о признании недействительным решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транзас Навигатор" (далее, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций о признании недействительным п. 8 решения N 12-15-05-6 от 02.10.2012 (в редакции Решения ГКРЧ от 13.07.2020 г. N 20-55-01).
Определением от 16.10.2020 Арбитражный суд г.Москвы указанное заявление возвратил в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, поскольку пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Суд указал, что в рассматриваемом случае заявитель в качестве способа защиты нарушенного права избрал признание недействительным п. 8 решения N 12-15-05-6 от 02.10.2012 Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (в редакции Решения ГКРЧ от 13.07.2020 г. N 20-55-01), который исходя из его содержания является нормативным актом. Положения данного пункта распространяют свое действие на неограниченный круг лиц, устанавливая правовой режим конкретного объекта публичного права.
Согласно апелляционной жалобе оспариваемый акт (решение N 12-15-05-6 от 02.10.2012 (в редакции Решения ГКРЧ от 13.07.2020 г. N 20-55-01) не является нормативным правовым актом.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее -Министерство), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 Минкомсвязь России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2004 N 336, утверждено Положение о государственной комиссии по радиочастотам, согласно которому государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 Регламента Министерства, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 31.08.2017 N 453 "О Регламенте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2017 N 48263), нормативные правовые акты Министерства издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе Министерства в пределах его компетенции.
Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Поскольку из содержания заявления Общества не следует, что оно оспаривает нормативный правовой акт органа государственной власти, и реализация оспариваемого решения ГКЧ затрагивает права и законные интересы Общества как хозяйствующего субъекта в области поставки навигационного оборудования, поставка которого связана с оформлением разрешительной документации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежало рассмотрению Арбитражным судом г.Москвы в порядке главы 24 АПК РФ.
Обращение Общества в арбитражный суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов его как хозяйствующего субъекта.
Вопреки выводам суда, рассматриваемый спор непосредственно не связан с защитой прав неограниченного круга лиц, предметом спора является незаконное действие, по мнению Общества, исполнительного органа власти.
В этой связи суд апелляционной инстанции находит ошибочными изложенные в определении суда выводы, в связи с чем основания для возвращения заявления Общества у суда первой инстанции отсутствовали.
Неправильное применение или нарушение норм процессуального права, приведшее к принятию неправильного судебного акта, в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2020 по настоящему делу подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Учитывая, что судом первой инстанции спор по существу не был рассмотрен, дело подлежит направлению на рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2020 г. по делу N А40-195040/20 отменить.
Направить дело N А40-195040/20 на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195040/2020
Истец: ООО "ТРАНЗАС НАВИГАТОР"
Ответчик: Государственная комиссия по радиочастотам при Министерсве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА