г. Хабаровск |
|
03 декабря 2020 г. |
А73-12221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры: Саблин А.П. прокурор, представлено служебное удостоверение;
от администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 29.09.2020
по делу N А73-12221/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора
к администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
природоохранная прокуратура Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольская-на-Амуре межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Амурский городской суд Хабаровского края о признании незаконным бездействия администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 29.06.2020 по делу N 2а-510/2020 заявление Комсомольского-на-Амуре межрайоного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации передано на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве заявителя вступил в дело заместитель природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2020 заявленные Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой, Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.09.2020 по делу N А73-12221/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2020 по делу N А73-12221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, Комсомольская-на-Амуре межрайонной природоохранная прокуратура в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
При проведении прокуратурой проверки в отношении администрации Амурского муниципального района Хабаровского края по вопросам исполнения полномочий в сфере недропользования, муниципального контроля установлено, что администрацией не разработан правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По результатам проверки главе Амурского муниципального района Хабаровского края направлено представление от 27.02.2020 N 2-16в-2020 об устранении нарушений федерального законодательства. В ответ 27.03.2020 администрация пояснила, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится издание каких-либо актов по вопросам пользования недрами.
О признания незаконным бездействия администрации прокурор обратился в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6.1 устава Амурского муниципального района Хабаровского края, принятого решением собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 20.06.2005 N 40, органы местного самоуправления Амурского муниципального района организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Хабаровского края.
На основании пункта 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Отсутствие правового акта о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, создает неопределенность в отношении требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Доводы жалобы администрации об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в данной сфере со ссылкой на перечень полномочий, содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отклоняются, поскольку отсутствие в Законе N 131-ФЗ прямого указания на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, не освобождает администрацию от исполнения п.5 ст.5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Доводы жалобы противоречат нормам действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм законодательства и сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и сделанных судом выводов, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2020 по делу N А73-12221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12221/2020
Истец: Комсомольский-на-Амуре межрайонный природожранный прокурор, Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор
Ответчик: Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Амурская бассейновая природоохранная прокуратура