г. Ессентуки |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А63-9357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании межрайонной инспекции представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю - Раевской М.С.. (доверенность от 01.01.2020), представителя общества с ограниченной ответственностью "Экстра" - Тихомирова А.И. (доверенность от 20.07.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экстра" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2020 по делу N А63-9357/2020,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ставропольского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Экстра" (далее - налогоплательщик, общество, заявитель, ООО "Экстра") с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2020 года N 1062 (далее - решение от 12.03.2020 года N 1062, оспариваемое решение, решение налогового органа), которым налогоплательщику начислен земельный налог в размере 920 176 рублей, а также общество привлечено к налоговой ответственности с назначением штрафа в размере 184 035 рублей за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), выразившегося в неполной уплате земельного налога за налоговый период 2018 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что выводы налогового органа о начале применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, установленной решением Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а-156/2019 года, в отношении принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 с 07.09.2018 года и 20.08.2018 года не основаны на сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и нормах налогового законодательства. По мнению общества, установленная указанным решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2015 года. В связи с чем заявитель полагает, что обществом верно определен размер подлежащего уплате за налоговый период 2018 года земельного налога, рассчитанный исходя из размера кадастровой стоимости, установленной решением Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а-156/2019 года.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2020, в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Экстра", г. Ставрополь, ИНН 2635095908, о признании недействительным проверенного на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю от 12.03.2020 N 1062 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" отказано.
Решение мотивировано тем, что датой начала применения для целей налогообложения оспоренной по делу N 3а-156/2019 кадастровой стоимости спорных земельных участков, ранее установленной в результате изменения разрешенного вида использования данных земельных участков является 20.08.2018 (земельный участок 26:12:010102:10) и 07.09.2018 года (земельный участок 26:12:010102:56), и на основании решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года, установленная кадастровая стоимость подлежит применению начиная с 20.08.2018 и 07.09.2018 года в отношении земельных участков с кадастровым номером 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 соответственно.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 31.08.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Представитель общества в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Считает оспариваемое решение незаконным, необоснованным и нарушающим права общества.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Межрайонной ИФНС России N 12 по СК проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2018 год.
По итогам проверки составлен акт от 05.12.2019 N 250, на который письменные возражения не подавались.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя инспекции вынесено решение от 12.03.2020 N 1062 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог на сумму 920 176 рублей, заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 184 035 рублей.
13.04.2020 налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю на решение инспекции.
Решением Управления ФНС по Ставропольскому краю от 15.06.2020 N 08-19/014148@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает принадлежащие заявителю права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, сославшись на положения ст. 64, ст. 71, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указал, что обществу в 2018 году на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56. В связи с чем, на основании норм ст. 388, 389 НК РФ заявитель в налоговом периоде 2018 года являлся плательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме этого, указанная категория налогоплательщиков земельного налога также самостоятельно исчисляет сумму подлежащего уплате в бюджет налога (п. 2 ст. 396 НК РФ).
В соответствии с представленным налоговым органом в материалы дела сведениям об изменении разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56, полученным в порядке межведомственного взаимодействия с органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (ст. 85 НК РФ), следует, что 20.08.2018 года и 07.09.2018 года произведено изменение установленного ранее вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 с земельных участков для размещения объектов общественно-делового значения (для продолжения строительства торгового центра, офисного здания, автомойки автомобилей) на предназначенные для размещения объектов торговли (объекты торговли, торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы).
Кроме того, из указанных сведений следует, что после изменения разрешенного вида использования земельных участков была изменена их кадастровая стоимость. Так, кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010102:10, утвержденная 29.11.2015 года и внесенная в ЕГРН 19.12.2015 года, до момента изменения 20.08.2018 года его разрешенного вида использования составляла 129 036 105 рублей, после изменения - 127 059 055,20 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010102:56, утвержденная 29.11.2015 года и внесенная в ЕГРН 19.12.2015 года, до момента изменения 07.09.2018 года его разрешенного вида использования составляла 62 662 074,70 рублей, после изменения - 62 138 460,72 рублей.
В соответствии с положениями абз. 7 п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции до внесении изменений в ст. 391 НК РФ на основании Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и подлежащие применению в соответствующей части к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 года), изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Аналогичная по содержанию правовая норма содержится в абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ, согласно которой изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Поскольку изменение разрешенного вида использования земельных участков произошло по основаниям, возникшим до 01.01.2019 года, определенная в результате изменения их вида разрешенного использования, то кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит применению для целей налогообложения со дня ее внесения в ЕГРН, а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:10 с 20.08.2018 года (127 059 055,20 рублей), в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:56 с 07.09.2018 года (62 138 460,72 рублей).
В соответствии с абз. 1 п. 1.1 ст. 391 НК РФ следует, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
Согласно абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указанный порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости соответствующих земельных участков в результате установления их рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда подлежит применению при возникновении основании для изменения кадастровой стоимости после 01.01.2019 года.
На основании решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а -156/2019 установлено, что заявитель обратился в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю с требованием об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56, исходя из их рыночной стоимости по состоянию на 20.08.2018 года и 07.09.2018 года соответственно.
Поскольку в рассматриваемом случае спорная кадастровая стоимость определена решением Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а-156/2019 года, вступившим в законную силу после 01.01.2019 года, то установленные п. 1.1 ст. 391 НК РФ правила определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости в результате установления рыночной стоимости земельных участков на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судов, подлежат применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, Ставропольским краевым судом при рассмотрении дела N 3а-156/2019 установлено, что согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 определена по состоянию на 20.08.2018 года и 07.09.2018 года в размере 127 059 055,20 рублей и 62 138 460,72 рублей соответственно. При этом рыночная стоимость данных земельных участков согласно отчету об оценке рыночной стоимости N КС 33/12/2018 от 17.12.2018 года, а также заключению эксперта N О 29-04-2019 от 29.04.2019 года, составила в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:10 на 20.08.2018 года 47 079 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:56 на 07.09.2018 года 23 024 000 рублей (стр. 3 решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а-156/2019).
Изложенные обстоятельства также подтверждаются представленными налоговым органом в материалы дела сведениями ЕГРН (полученными в порядке межведомственного взаимодействия с уполномоченным органом государственной власти в области кадастрового учета (85 НК РФ), согласно которым, являвшаяся предметом оспаривания по делу N 3а-156/2019 кадастровая стоимость земельных участков 26:12:010102:56 и 26:12:010102:10 в размере 127 059 055,20 рублей и 62 138 460,72 рублей соответственно, была внесена в ЕГРН 07.09.2018 года и 20.08.2018 года и подлежала применению для целей налогообложения начиная с указанных периодов времени.
Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, изложенными в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18.12.2019 исх. N 10/37838/19, согласно которым установленная на основании решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2020 года по делу N 3а-156/2019 в отношении спорных земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, кадастровая стоимость подлежит применению в отношении земельного участка 26:12:010102:56 с 07.09.2018 года, в отношении земельного участка 26:12:010102:10 с 20.08.2018 года.
В соответствии с выписками из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 от 19.12.2019 года следует, что по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018 кадастровая стоимость указанных земельных участков составляла 129 036 105 рублей и 62 662 074,70 рублей, что не тождественно оспоренной обществом кадастровой стоимости земельных участков в Ставропольском краевом суде по делу N 3а-156/2019 (127 059 055, 20 рублей и 62 138 460, 72 рублей в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 соответственно).
Из резолютивной части решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N 3а-156/2019 усматривается, что установленная исходя из рыночной стоимости кадастровая стоимость в размере 65 247 000 рублей подлежит применению в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:10 с 20.08.2018 года, кадастровая стоимость в размере 31 909 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:56 подлежит применению с 07.09.2018 года.
При таких обстоятельствах, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что предметом оспаривания по делу N 3а-156/2019 являлась кадастровая стоимость, определенная в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:10 по состоянию на 20.08.2018 года и в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:56 на 07.09.2018 года.
Согласно положению абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Поскольку датой начала применения для целей налогообложения оспоренной по делу N 3а-156/2019 кадастровой стоимости спорных земельных участков, ранее установленная в результате изменения разрешенного вида использования данных земельных участков 20.08.2018 (земельный участок 26:12:010102:10) и 07.09.2018 года земельный участок 26:12:010102:56), установленная решением Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года, то кадастровая стоимость подлежит применению начиная с 20.08.2018 и 07.09.2018 года в отношении земельных участков с кадастровым номером 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 соответственно.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств начала применения спорной кадастровой стоимости, в отношении указанных выше земельных участков начиная с 01.01.2015 года.
Соответственно, налоговый орган при определении размера, подлежащего уплате обществом за налоговый период 2018 года земельного налога, правомерно исходил из того, что установленная решением Ставропольского краевого суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 в размере 65 247 000 рублей и 31 909 000 рублей подлежит применению для целей налогообложения, начиная с 20.08.2018 и 07.09.2018 года соответственно.
В соответствии с п. 7.1 ст. 396 НК РФ в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ.
Таким образом, установленная решением Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года по делу N N 3а-156/2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:10 подлежит применению с 20.08.2018 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010102:56 с 07.09.2018 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями п. 7.1, 7 ст. 396 НК РФ налоговый орган обосновано исходил из того, что период владения обществом земельным участком 26:12:010102:10 с установленной судом общей юрисдикции кадастровой стоимостью в размере 65 247 000 рублей составляет 4 месяца, равно как и период владения земельным участком с 26:12:010102:56 с установленной судом кадастровой стоимостью 31 909 000 рублей.
Примененная налоговым органом для целей исчисления размера подлежащего уплате обществом за 2018 год земельного налога (установления размера налоговых обязательств за период владения спорными земельными участками равный первым 8 месяцам 2018 года) кадастровая стоимость земельных участков 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 в размере 127 059 055, 20 рублей и 62 138 460, 72 рублей и применяемая с 20.08.2018 и 07.09.2018 года до вступления в силу решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года является меньшей по размеру, чем кадастровая стоимость подлежащая применению за период с 01.01.2018 года по 20.08.2018 и 07.09.2018 года соответствующих земельных участков в размере 129 036 105 рублей и 62 662 074,70 рублей.
Ввиду чего произведенный налоговым органом расчет подлежащего уплате обществом за налоговый период 2018 года земельного налога не нарушает прав общества и не повлек начисление заявителю налога в излишнем размере.
Подлежат отклонению доводы общества о начале применения для целей налогообложения установленной на основании решения Ставропольского краевого суда от 31.05.2019 года кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 в размере 65 247 000 рублей и 31 909 000 рублей с 01.01.2015 года, поскольку являются несостоятельными, не основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах и нормах налогового законодательства.
В рассматриваемом случае, для целей определения налоговых последствий изменения кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Экстра" земельных участков с кадастровыми номерами (далее - КН) 26:12:010102:10 и 26:12:010102:56 подлежат применению правила, изложенные в действующей редакции абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
Согласно положениям абз. 7 п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции до внесения изменении в ст. 391 НК РФ на основании ФЗ от 03.08.2018 N 334. т.к. основания изменения кадастровой стоимости в виде изменения вида разрешенного использования возникли до 01.01.2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕЕРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков, применяемая до 20.08.2019 по земельному участку с КН 26:12:010102:10 и до 07.09.2018 по земельному участку с КН 26:12:010102:56, установленная 19.02.2015 в размере 129 036 105 руб. и 62 662 074,7 руб. заявителем не оспаривалась.
При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления земельного налога и применения штрафных санкций, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2020 по делу N А63-9357/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9357/2020
Истец: ООО "ЭКСТРА"
Ответчик: ИФНС N 12 по СК
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ