г. Владивосток |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А51-7926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей В.В. Верещагиной, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-7004/2020
на решение от 01.10.2020
судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-7926/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску по иску Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
о взыскании 930 041 рубль 94 копейки,
третье лицо: Управление муниципальной собственности г. Владивостока,
при участии:
от истца: представитель Бородина А.Ю. по доверенности от 26.11.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании в ВСГ 5843538, паспорт.
от ответчика, третьего лица: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации города Владивостока (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 930 041 рубль 94 копейки за период с января по октябрь 2019 года (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 29.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственности по г.Владивостока.
Решением арбитражного суда от 01.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства, в обоснование доводов ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, а учитывая, условия заключенных договоров аренды и безвозмездного пользования обязанность по уплате взносов возложена на арендаторов и пользователей, следовательно, ответственность за образовавшуюся задолженность лежит на последних.
В письменном отзыве истец по доводам жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, изложенную письменно.
Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ), субъектом Российской Федерации - администрацией Приморского края создана специализированная некоммерческая организация - Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирного дома Приморского края" (региональный оператор), к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
Перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы, утвержден постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па.
Согласно постановлению администрации города Владивостока от23.09.2014 N 8597 фонд капитального ремонта домов, указанных в перечне помещений (приложение к исковому заявлению) формируется на счете регионального оператора.
В домах, указанных в перечне имеются помещения, принадлежащие Владивостокскому городскому округу, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно доводам иска, ответчик имеет задолженность по взносам на капитальный ремонт за период январь 2019 по октябрь 2019 в сумме 930 041 рубль 94 копейки (в расчете истцом учтены произведенные ответчиком частичные оплаты).
Уклонение ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности и оставление претензий без удовлетворения послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон возникли в связи с просрочкой оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, применил нормы разделов XII и IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и ответственности за их нарушение.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании Закона Приморского края от 07.08.213 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" (далее - Закон N 227-КЗ), у собственников помещений в многоквартирных домах с 01.10.2014 наступила обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением администрации Приморского края от 22.01.2019 N 21-па установлен минимальный взнос на капитальный ремонт на 2019 год в размере 7 рублей 73 копейки в расчет на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
В соответствии со статьей 7 Закона Приморского края N 227-КЗ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что фонд капитального ремонта в спорных домах, в которых находятся принадлежащие ответчику на праве собственности помещения, формируется на счете регионального оператора в соответствии с постановлением администрации города Владивостока от 23.09.2014 N 8597.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам Фондом в адрес администрации выставлены платежные документы, а именно счета за период с января по октябрь 2019 года на общую сумму 930 041 рубль 94 копейки.
Размер требований истца рассчитан с учетом площади спорных помещений, с применением установленных постановлениями Администрации Приморского края от 22.01.2019 N 21-па тарифов. Расчет проверен судом, признан верным, ответчиком не опровергнут.
Доводы апеллянта, повторно заявленные в апелляционной инстанции о том, что он является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению как безосновательные, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, из пункта 2 статьи 125, пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ, пункта 6 части 1 статьи 32 Устава г. Владивостока и части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в совокупности следует, что муниципальное образование не участвует непосредственно в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от его имени осуществляют права и обязанности органы местного самоуправления, к которым относится администрация, осуществляющая весь объем полномочий собственника в отношении имущества Владивостокского городского округа, а делегирование таких полномочий (либо их части) создаваемым структурным подразделениям (к каковым относится и УМС г. Владивостока) само по себе не влечет утрату администрацией своих обязанностей как собственника соответствующего имущества и прекращение вытекающих из такого положения гражданско-правовых обязательств.
Доводы апеллянта со ссылкой на передачу в аренду помещений, в безвозмездное пользование, идентичны возражениям ответчика, оцененным и отклоненным при рассмотрении дела судом первой инстанции с учетом того обстоятельства, что вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств наличия права собственности на спорные помещения у иных лиц, а равно и прекращения права муниципальной собственности на эти помещения либо передачи их в спорный период на каком-либо вещном праве третьим лицам, что могло бы свидетельствовать о переходе обязанности по содержанию помещений от администрации к иным лицам, за исключением помещений по адресам: г. Владивосток, ул. Енисейская, д. 18 (площадь 55,2 кв.м.); г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 16 (площадь 76,8 кв.м.); г. Владивосток, ул. Русская, д. 17А (площадь 10,8 кв.м.), задолженность по которым начислена Фондом за период до передачи права муниципальной собственности иным лицам.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 5).
При указанных обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о правомерности заявленных требований истца к ответчику о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт спорных помещений.
Принимая во внимание, что факт наличия задолженности, а также отсутствие доказательств уплаты долга в полном объеме подтверждается материалами дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в уточненном размере.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2020 по делу N А51-7926/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7926/2020
Истец: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА