г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А56-23154/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фолленвейдер Р.А.
при участии:
от истца: Лакомов А.В. по доверенности от 25.01.2024;
Евсеев А.В. генеральный директор - по паспорту;
от ответчика: Черновол И.В. по доверенности от 21.12.2023;
от третьих лиц:
от Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу - не явился, извещен;
от Комитета финансов Санкт-Петербурга - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43413/2023) общества с ограниченной ответственностью "Любимый город" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2023 по делу N А56-23154/2023 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Любимый город"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
третьи лица: 1. Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу; 2. Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Любимый город" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет, ответчик) с заявлением о взыскании 1 973 216 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов), Управление Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда от 02.11.2023 в удовлетворении заявленных требований оказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 29.01.2024.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2022 N 502 "О предоставлении в 2022 году субсидий в виде грантов Санкт-Петербурга в целях возмещения затрат в сфере средств массовой информации" между Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет) и ООО "Любимый город" 25.10.2022 заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение расходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг N 22-с 162 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из бюджета Санкт-Петербурга в 2022 году ООО "Любимый город" гранта в форме субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством информационно-публицистических материалов о социальных проблемах и путях их разрешения по проекту "Объявления петербужцев - как социальный барометр жизни города".
12.12.2022 в Комитет поступили отчетные документы по соглашению о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидии, в ходе проверки которых были выявлены нарушения условий предоставления субсидий, установленных п.2 Порядка предоставления субсидий в виде грантов Санкт-Петербурга в целях возмещения затрат в сфере СМИ, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2022 N 502, а именно недостижение значений результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата, установленных в приложении N 2 к Соглашению. В частности, было установлено, что из 48 представленных полос на 17 полосах опубликованы информационно-публицистические материалы, остальные полосы содержат объявления частного характера, преимущественно коммерческих - о продаже товаров, аренде недвижимого имущества и оказании услуг.
Письмом от 21.12.2022 N 01-35-3731/22 получателю субсидии было предложено в срок не позднее 23.12.2022 устранить выявленные нарушения, либо заключить дополнительное соглашение с изменением количественных параметров по проекту и с уменьшением сметы проекта пропорционально измененному объему.
В связи с отказом истца от предложенных вариантов, на основании распоряжения председателя Комитета "Об отказе в предоставлении субсидии и расторжении соглашения от 25.10.2022 N 22-С-162" от 27.12.2022 N 60-р ООО "Любимый город" отказано в предоставлении субсидии, Соглашение расторгнуто, о чем заявитель проинформирован письмом Комитета от 27.12.2022 N 01-31-3802/22.
Полагая, что в результате неисполнения Комитетом обязательств по Соглашению, истцу был причинены убытки в виде неполученной субсидии в размере 1 973 216 руб. Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
Из статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в силу пункта 2 Приложения N 1 к Соглашению, возмещение затрат Получателю субсидии производится в течение срока действия Соглашения, в соответствии с утвержденной сметой расходов, календарным планом и целями проекта.
Согласно пункту 5 Паспорта проекта (Приложение N 2 к Соглашению), содержание проекта определено как "Выпуск трех номеров газеты "Из рук в руки. Санкт-Петербург", посвященных изучению информационных потребностей целевых аудиторий жителей и предпринимателей города.
Пунктом 6 Паспорта проекта цели и задачи проекта определены как: "Предоставить жителям (прежде всего в возрасте 50 лет и старше) и предпринимателям Санкт-Петербурга эффективный и безопасный инструмент решения повседневных проблем посредством распространения социально значимой информации и подготовить аудиторию 50 + к цифровой трансформации региона и развитию государственных электронных услуг".
Указанные цели и задачи должны быть достигнуты посредством 3-х выпусков формата A3 газеты "Из рук в руки. Санкт-Петербург", размещение материалов в выпусках газеты общим объемом 48 полос, тираж каждого выпуска - 30 000 экземпляров (выход в сентябре-декабре 2022 года).
Пунктом 9 Паспорта проекта предусмотрено также освещение мероприятий, проводимых в Официальном Медиацентре Правительства Санкт-Петербурга (круглые столы, брифинги, пресс-конференции) по тематике, соответствующей проекту. Аналогичное положение об обязанности принимать участие в круглых столах, брифингах, пресс-конференциях в Официальном Медиацентре Правительства СанктПетербурга в целях их дальнейшего освещения в проекте содержится в пункте 5.3. Приложения N 1 к Соглашению. Ни в одном из представленных Истцом номеров газеты подобные мероприятия не освещаются.
В силу пункта 3.1.2 Соглашения, Комитет устанавливает значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии согласно Приложению N 6.
В соответствии с пунктом 3.1.5 Соглашения, в случае выявления при проведении проверки нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении Субсидии, Комитет как главный распорядитель бюджетных средств направляет Получателю субсидии уведомление о нарушении условий предоставления субсидии, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения Получателем субсидии.
Согласно пункту 3.1.7 Соглашения, при недостижении получателем субсидии значения результатов предоставления субсидии принимается решение в форме распоряжения о возврате в бюджет Санкт-Петербурга средств субсидии.
Комитетом было установлено, что из 48 представленных полос на 17 полосах опубликованы информационно-публицистические материалы, остальные полосы содержат объявления частного характера, преимущественно коммерческих - о продаже товаров, аренде недвижимого имущества и оказании услуг.
Вопреки пункту 6 Паспорта проекта, подобного рода информация не может быть отнесена к социально значимой, поскольку социально значимая информация - это информация, включающая в себя следующие сведения: о состоянии экономической сферы; об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом; о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства; о рынке труда и капитала и тому подобная информация
Согласно пункту 5.5. Соглашения, публикуемые за счет субсидии материалы и программы не должны содержать рекламы деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, в них не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Как усматривается из материалов дела, номер от 7 декабря 2022 года, представленный Истцом как доказательство выполнения условий Соглашения, уже на второй полосе содержит занимающую половину полосы рекламу недвижимости в Дубае, размещенную агентством недвижимости "Департаментом красивой жизни", что прямо противоречит пункту 5.5 Соглашения.
Кроме того, факт несоблюдения истцом условий предоставления субсидии и нарушения условий Соглашения дополнительно подтверждается ответом председателя Контрольно-счетной палаты от 27.12.2022 N 1-1154/22-2 на запрос Комитета о направлении компетентного мнения относительно возможности предоставления субсидии, направленный 26.12.2022 после предоставления получателем субсидии отчетной документации ввиду возникших сомнений. Председателем Контрольно-счетной палаты сообщено, что только на 17 полосах опубликованы информационно-публицистические материалы в соответствии с паспортом проекта, остальные полосы содержат объявления частного характера. Учитывая, что основная цель объявлений, размещаемых в рассматриваемом печатном издании, это предоставление возможности познакомить продавца и покупателя на одной площадке и оказать помощь быстро продать и выгодно купить, размещение объявлений не может соответствовать цели, указанной в паспорте проекта, а предоставление субсидии в этой части может быть оценено Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга как нецелевое.
Поскольку Обществом были нарушены условия Соглашения о выпуске и распространении 3-х номеров газеты "Из рук в руки Санкт-Петербург" Комитет отказал Обществу в предоставлении субсидии.
Вместе с тем, распоряжение Комитета "Об отказе в предоставлении субсидии и расторжении соглашения от 25.10.2022 N 22-С-162" от 27.12.2022 N 60-р Обществом в судебном порядке не оспаривалось.
Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 64 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании доказательств, которыми являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции верно указано на то, что право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию по строго целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.
В рассматриваемом случае, Обществом не представлены достоверные доказательства того, что действия Комитета являются незаконными, нарушающими его право на получение субсидии. Субсидия, на которую претендовало Общество, не является безусловной, полученная субсидия не является результатом хозяйственной деятельности общества, компенсация затрат не может рассматриваться как получение дохода, а финансовые последствия, связанные с неполучением субсидии не могут квалифицироваться, как убытки.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и основаны на неверно толковании норм права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 02.11.2023 судом также не допущено, а потому у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы истца и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 ноября 2023 года по делу N А56-23154/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23154/2023
Истец: ООО "ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга, Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11992/2024
29.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43413/2023
06.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43413/2023
02.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23154/2023