г. Чита |
|
2 декабря 2020 г. |
Дело N А78-4908/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "РУЭК-ГРЭС" Утюжниковой И.Л. (доверенность от 17.02.2020), Государственной инспекции Забайкальского края Серебровой В.В. (доверенность от 28.09.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУЭК-ГРЭС" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2020 года по делу N А78-4908/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУЭК-ГРЭС" (ОГРН 1147536003196, ИНН 7536143349, далее - ООО "РУЭК-ГРЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983, далее - инспекция) о признании незаконными действий по проведению внеплановой проверки и предписания об устранении нарушений жилищного законодательства N 218 от 25 мая 2020 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Забайкальского края (ОГРН 1087536002905, ИНН 7536090055).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2020 года по делу N А78-4908/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что материалами дела не подтверждаются выявленные инспекцией нарушения. Полагает, что инспекцией при проведении проверки допущены грубые нарушения процедуры проведения проверки, в том числе выразившиеся в неизвещении о начале проверки, ненадлежащем вручении обществу акта проверки N 710 от 25.05.2020.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.11.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Прокуратура Забайкальского края явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23 апреля 2015 года заявителю бессрочно выдана лицензия N 58 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "РУЭК-ГРЭС" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 30, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Ползунова, в соответствии с договором.
В адрес инспекции из Прокуратуры Забайкальского края поступило требование N 07-1-32-2020 от 10.04.2020 (т.1 л.д.67) о проведении проверки в отношении управляющей компании - ООО "РУЭК-ГРЭС", в связи с жалобами граждан, поступающими на телефоны горячей линии и заявленными в открытых источниках информации (скриншоты с сайта в сети Интернет), в связи с угрозой новой коронавирусной инфекции (т.1 л.д.130-134).
Распоряжением от 21.04.2020 N 696 (т.1 л.д.66) назначено проведение внеплановой выездной проверки. По результатам внеплановой проверки составлен акт от 25.05.2020 N 710 (т.1 л.д.64-65), которым установлены нарушения п.11, п.23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013, п.п. 3.2.1, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
На основании проведенной проверки инспекцией выдано заявителю предписание N 218 от 25.05.2020 (т.1 л.д.22), которым заявителю предписано в срок до 25.06.2020 устранить нарушения в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5 в доме 30 по ул. Ползунова на всех этажах, на поверхности стен, потолков повреждение отделочных, окрасочных слоев, следы грязи, копоти, пыли; в срок до 29.05.2020 устранить нарушения в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5 на поверхности пола, подоконниках, окнах наличие пыли, грязи, сажи.
Не согласившись с выданным предписанием и действиями инспекции в ходе проведенной проверки, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса случая (часть 1.3).
В соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся также в пунктах 10 и 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с подпунктом а) пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Как следует из материалов дела, 23 апреля 2015 года Обществу бессрочно выдана лицензия N 58 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1, л.д. 69).
Согласно договору управления многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г.Чита, ул. Ползунова, 30 общество с ограниченной ответственностью "РУЭК-ГРЭС" с 2019 года приступило к осуществлению деятельности по управлению МКД и его обслуживанию на основании заключенного договора управления.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться, в том числе, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно подпунктам "а" и "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе: межквартирные лестничные площадки, коридоры, а также электрическое оборудование.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу абзаца третьего пункта 1.1 Правил и норм N 170 настоящие Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Следовательно, такие Правила и нормы обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющей компанией.
Пунктом 1.8 Правил и норм N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
- управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами;
- техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт;
- санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
Согласно разделу II Правил и норм N 170 Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В частности, содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования) (пункт 3.2.1 Правил и норм N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток (пункт 3.2.2 Правил и норм N 170).
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (пункт 3.2.7 Правил и норм N 170).
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки (пункт 3.2.8 Правил и норм N 170).
Работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 10 приложения N 7 Правил и норм N 170).
Согласно пункту 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, входит в Минимальный перечень (п. 23 раздела III).
По результатам внеплановой проверки установлены нарушения п.11, п.23 Минимального перечня, п.п. 3.2.1, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.16 Правил и норм N 170.
Материалами дела, а именно: актом проверки N 710, фотоматериалами проверки от 23.04.2020 (т.1, л.д.116-120) подтверждаются допущенные нарушения управляющей компанией.
Как следует из материалов дела, названные обстоятельства управляющей организацией не оспариваются, однако заявитель жалобы ссылается, что работы и услуги по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме, их периодичность заложены в тарифы, уборки мест общего пользования в домах с большей периодичностью тарифами не предусмотрены, собственники помещений дома не принимали решения об увеличении периодичности проведения работ и размера тарифов.
Названные доводы отклоняются судебной коллегией с учетом сохраняющей силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 сентября 2010 года N 6464/10, согласно которой требования Правил и норм N 170 обязательны для управляющей организации. В данном случае независимо от волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязана принять необходимые меры для соблюдения императивных требований действующего законодательства, в частности, содержать лестничные площадки многоквартирного дома в надлежащем состоянии и своевременно устранять какие-либо недостатки.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, ООО "РУЭК-ГРЭС", будучи управляющей организацией, обязано надлежащим образом, в том числе в соответствии с требованиями Правил и норм N 170, осуществлять содержание и ремонт общего имущества вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
При этом в рассматриваемом случае заявителем не доказано, что нарушение обязательных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Общество, заключив договор управления многоквартирным домом, в силу статьи 161 Жилищного кодекса приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом отсутствие у собственников помещений денежных средств, как и отказ собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ, а также непроведение соответствующего собрания такими лицами, не могут рассматриваться как обстоятельства, освобождающие управляющую компанию, имеющую соответствующую лицензию на выполняемый ею вид деятельности, от соблюдения положений Жилищного кодекса и принятых в соответствии с ним технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
ООО "РУЭК-ГРЭС" является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли, заявителем не представлено доказательств того, что в целях осуществления указанной деятельности и выполнения принятых на себя в соответствии с договором управления обязательств последнее приняло надлежащие меры к соблюдению положений Правил и норм N 170 и Минимального перечня N 290 до вынесения оспариваемого предписания.
В оспариваемом предписании Обществу установлен достаточный срок для устранения выявленных нарушений. Более того, вопреки утверждению апеллянта, спорное предписание управляющей организацией исполнено, что подтверждается актом проверки от 14.09.2020 (т.1, л.д.135-137).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 Жилищного кодекса, которая в редакции, действующей с 01.05.2015 года, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании N 1110).
В пункте 3 названного Положения определено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.
Таким образом, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом положения Правил и норм N 170 и Минимального перечня, нарушение которых также выявлено Инспекцией в ходе проведенных проверки, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, которые в силу названных норм Жилищного кодекса, в числе прочих, должны соблюдаться управляющими организациями при управлении многоквартирными домами, следовательно, названные нормы также входят в круг требований, которым в обязательном порядке должна соответствовать лицензируемая деятельность управляющей организации, то есть являются лицензионными требованиями.
Следовательно, с 1 мая 2015 года в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии по управлению многоквартирными домами, осуществляется лицензионный контроль на предмет соблюдения лицензионных требований, что и имело место в рассматриваемом случае.
В силу пункт 2 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 N 443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным осуществлять на территории Забайкальского края региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно части 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ (действует 1 апреля 2020 года) если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "РУЭК-ГРЭС" с 1 августа 2016 года является субъектом малого предпринимательства с присвоением категории - малое предприятие.
Следовательно, вопреки утверждению апеллянта, в отношении заявителя могут проводиться внеплановые проверки по требованию прокуратуры.
Частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено извещение юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Однако в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (часть 17 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, что распоряжение от 21 апреля 2020 года N 696 (т. 1, л.д. 28) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества издано Инспекцией в связи с поступлением требования прокуратуры Забайкальского края от 10 апреля 2020 года N 07-1-32-2020 (т. 1, л.д. 29).
В частности, в требовании прокуратуры Забайкальского края от 10 апреля 2020 года N 07-1-32-2020 указано, что, несмотря на продолжающуюся угрозу распространения новой коронавирусной инфекции, управляющие организации обязаны в соответствии с требованиями действующего законодательства надлежащим образом осуществлять свои обязанности по управлению и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Учитывая поступление информации о нарушениях законодательства со стороны управляющих организаций, прокуратура на основании статьей 6 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в рамках надзора за исполнением законов вынесла настоящее требование о проведении внеплановой проверки, в том числе, в отношении ООО "РУЭК-ГРЭС".
Судебная коллегия также учитывает позицию прокуратуры, согласно которой решением оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации "О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере соблюдения прав граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции" от 10 апреля 2020 года, прокурорам субъектов Российской Федерации с целью принятия дополнительных мер по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции поручено надзорными мероприятиями добиваться законности в жилищной сфере, бесперебойной работы коммунальных служб, в том числе по вывозу бытовых отходов и обеззараживанию мест общего пользования. Также вопрос о необходимости организации работы управляющих компаний по санитарной обработке мест общего пользования жилого фонда, находящегося на их обслуживании, поднимался на заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края, проводившихся с участием прокуратуры Забайкальского края (пункт 8 протокола N 24 от 4 апреля 2020 года, т. 1, л.д. 108-110).
Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что требование о проведении внеплановой проверки вынесено, в том числе, в связи с поступающими обращениями (жалобами) жильцов многоквартирных домов, по результатам анализа информации в сети "Интернет" (т.1 л.д.133-134).
В этой связи судебная коллегия, отклоняя соответствующие доводы апеллянта, исходит из того, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.02.2015 N 2-П применительно к осуществлению органами прокуратуры проверок в рамках надзора за исполнением законов пришел к выводу о том, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания); соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок и в инициативном порядке, основания и поводы для которых, тем не менее, не могут определяться произвольно, - они должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности проверяемых субъектов признаков нарушений законов.
Поскольку проведение внеплановой проверки по требованию прокуратуры, поступившему в связи с осуществлением надзора за исполнением законодательства управляющими организациями в условиях распространения коронавирусной инфекции, вызвано угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан (собственников помещений в многоквартирных домах), предварительное уведомление лица о проведении такой проверки не требуется.
Несостоятельным в правовом отношении является довод Общества о том, что требование прокуратуры Забайкальского края N 07-1-32-2020 от 10 апреля 2020 года не содержит оснований и подлежащих проверке вопросов, а Инспекция самостоятельно определила цель и предмет проверки, что свидетельствует о проведении проверки без требования прокуратуры.
Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена форма требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки (приложение N 4 к приказу).
В частности, в требовании прокуратуры подлежат указанию основание для проведения проверки (обращение физического, юридического, должностного лица, сообщение средств массовой информации, другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона), нарушение законодательства, объект, предмет проверки, существо нарушения, мотивацию необходимости совершения проверочных действий именно тем органом, которому адресуется требование.
В свою очередь, требование прокуратуры Забайкальского края N 07-1-32-2020 от 10 апреля 2020 года соответствует приведенным положениям. В нем указаны основание для проведения проверки и нарушение законодательства (поступление информации о нарушениях законодательства со стороны управляющих организаций), объект проверки (перечень управляющих компаний, среди которых указано ООО "РУЭК-ГРЭС"), предмет проверки и существо нарушения (обязанность управляющих организаций в соответствии с требованиями действующего законодательства надлежащим образом осуществлять свои обязанности по управлению и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
Отсутствие в таком требовании конкретного перечня многоквартирных домов не свидетельствует о нарушении Инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, поскольку фактически Инспекцией проведена проверка в отношении Общества при осуществлении последним своих обязанностей по управлению и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящимся под его управлением.
Судебная коллегия также отклоняет доводы Общества о том, что требованием прокуратуры Забайкальского края не предусмотрена возможность выезда должностных лиц Инспекции при проведении проверки.
Действительно, в силу пункта 6 Постановления N 438 проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.
В подпункте "б" пункта 7 Постановления N 438 предусмотрено, что выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении проверки допускается в случае, если возможность выезда предусмотрена требованием прокурора о проведении проверок, указанным в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления.
Требование прокуратуры Забайкальского края N 07-1-32-2020 от 10 апреля 2020 года, послужившее основанием для проведения внеплановой проверки, действительно не содержит указание на возможность выезда должностных лиц Инспекции.
В тоже время отсутствие в требовании прокуратуры указания на выезд не свидетельствует о нарушении положений Постановления N 438, поскольку проведение подобного рода проверок за исполнением управляющими организациями своих обязанностей по управлению и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме предполагает выезд должностных лиц органа государственного контроля (надзора) для обследования общего имущества в многоквартирном жилом доме, что также подтверждено позицией прокуратуры (т.1 л.д.108-110).
Судом учитывается, что подтвердить либо опровергнуть надлежащее содержание управляющей организацией находящегося в ее управлении общего имущества помещений собственников посредством дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, невозможно, поскольку такие средства взаимодействия исключают объективность обследования (осмотра) соответствующих помещений.
При этом направление требования и проведение проверки было обусловлено необходимостью контроля за организацией работы управляющих компаний по санитарной обработке мест общего пользования жилого фонда, находящегося на их обслуживании, в условиях распространения коронавирусной инфекции. Следовательно, установить факт соблюдения управляющей компанией своих обязанностей в отношении общего имущества в многоквартирных домах без визуального осмотра уполномоченным органом вообще не представляется возможным.
Необоснованной также является ссылка общества на нарушение Инспекцией при вынесении распоряжения положений пункта 9 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, в соответствии с которыми при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (пункт 10 части 2).
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя согласно приложению 1, в пункте 13 которой предусмотрено указывать в распоряжении (приказе) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Так, в пункте 13 распоряжения от 21 апреля 2020 года N 696 Инспекцией у Общества запрошены заверенная копия доверенности законности представителя; заверенная копия договора управления МКД; акт выполненных работ (оказания услуг) по дезинфекции (2019-nCov) МОП с указанием лица, принявшего работы; акт выполненных работ (оказания услуг) по влажной и сухой уборке МОП с указанием лица, принявшего работы; информацию, каким образом осуществляется уборка (самостоятельно, клининговая компания и др.) с приложением подтверждающих документов (договор и иные); утвержденный график уборки (влажной и сухой); информацию, каким образом и с какой периодичностью осуществляется дезинфекция (2019-nCov).
Информацию необходимо было предоставить за период с 30.03.2020 по настоящее время (по состоянию на 21.04.2020).
Действия Инспекции по запросу перечисленных сведений и документов, которые должны быть оформлены (составлены) с 30.03.2020 по дату вынесения распоряжения, учитывая, что предметом проверки является соблюдение управляющей организацией своих обязанностей по управлению и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствуют положениям статьи 14 и пункта 9 статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
Доказательств того, что Инспекция требовала от Общества представить названные документы до 23 апреля 2020 года (даты начала проведения проверки), заявителем не представлено.
Статьей 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом (часть 2).
Вопреки утверждению заявителя жалобы, акт проверки N 710 с предписанием направлены в адрес ООО "РУЭС-ГРЭС" заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 27.05.2020 (т.1 л.д.128).
Согласно распоряжению Инспекции от 21 апреля 2020 года N 696 срок проведения проверки составляет 20 рабочих дней (с 23 апреля по 25 мая 2020 года), что соответствует требованиям части 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
Следовательно, составление акта проверки N 710 должностным лицом Инспекции 25 мая 2020 года (в день окончания срока проведения проверки в соответствии с распоряжением), вопреки доводам Общества, не является нарушением.
То обстоятельство, что обследование многоквартирного дома производилось 23 апреля 2020 года, не свидетельствует об окончании внеплановой выездной проверки в этот же день, поскольку Инспекцией также оценивались запрошенные и впоследствии представленные Обществом документы, касающиеся проведения работ по уборке подъездов спорного дома (заказы-наряды, графики уборки и др.).
Таким образом, следует признать, что требования Закона N 294-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Жилищного кодекса и Постановления N 438 Инспекцией соблюдены, процедура проведения внеплановой выездной документарной проверки не нарушена, внеплановая проверка проведена и предписание выдано уполномоченным органом и, следовательно, действия Инспекции по проведению проверки и выданное по ее результатам предписание соответствуют требованиям действующего законодательства, предписание является исполнимым, в связи с чем судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заявленные ООО "РУЭК-ГРЭС" требования удовлетворению не подлежат.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
ООО "РУЭК-ГРЭС" по чек-ордеру от 09.10.2020 года операция 55 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по чек-ордеру от 09.10.2020 года операция 55 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2020 года по делу N А78-4908/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РУЭК-ГРЭС" (ОГРН 1147536003196, ИНН 7536143349) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4908/2020
Истец: ООО "РУЭК-ГРЭС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ