г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А56-19341/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Халов Д.В. по доверенности от 01.02.2020
от заинтересованного лица: Нейсалова О.М. по доверенности от 13.05.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28830/2020) ООО "Траст Лес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-19341/2020, принятое
по заявлению ООО "Траст Лес"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траст Лес" (ОГРН: 1084706001710, адрес: 187340, Ленинградская обл., г. Кировск, наб.р. Невы, д. 19; далее - заявитель, Общество, ООО "Траст Лес") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании действия должностных лиц Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее - таможенный орган, таможня) не соответствующими требованиям ТК ЕАЭС и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ по 100 % таможенного досмотра партий грузов, заявленных в таможенных декларациях ООО "Траст Лес", выпущенных в период с 01.07.2019 по 10.10.2019.
Решением от 27.08.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Траст Лес" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Траст Лес" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "ТРАСТ ЛЕС" является организацией, одним из направлений деятельности которой, является внешнеэкономическая по экспорту бревен березы за пределы РФ.
В период с 01.07.2019 по 10.10.2019 на таможенный пост Гавань и Турухтанный таможенный пост поступили товары "бревна из березы", задекларированные по декларациям на товары N N 10206080/010719/0006869, 10206080/050719/0007072, 10206080/050719/0007077, 10206080/050719/0007076, 10206080/200719/0007563, 10206080/200719/0007563, 10206080/200719/0007565, 10206080/290719/0007834, 10206080/030819/0008005, 10206080/040819/0008027, 10206080/290719/0007834, 10206080/050919/0009045, 10206080/040819/0008027, 10206080/210919/0009531, 10206080/210919/0009532, 102060680/101019/0010218 (далее - ДТ) и помещенные ООО "Траст Лес" под таможенную процедуру экспорта для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза.
В период с 01.07.2019 по 10.10.2019 таможенным постом Гавань и Турухтанным таможенным постом на основании системы управления рисками проведен таможенный контроль товаров задекларированных по указанным ДТ в форме таможенного досмотра.
В ходе проверки спорных ДТ представителю ООО "Траст Лес" вручены уведомления таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнерах, товаров, отправителем которых и декларантом является ООО "Траст Лес".
Обществу также были вручены требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств, согласно которым требуется проведение операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем: разделить товарные партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров, произвести вскрытие тары товара, находящегося в контейнерах.
Таможней проведены таможенные досмотры по актам таможенного досмотра (таможенного осмотра), в ходе которых установлено, что в отношении товара, отправленного ООО "Траст Лес" необходимо в определенный срок произвести разделение товарной партии по отдельным видам и наименованиям товаров.
Определение количества товара невозможно, в связи с тем, что предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, что не позволяет установить соответствие товаров сведениям о них.
По актам таможенного наблюдения произведен осмотр содержимого контейнеров, по результатам таможенного досмотра составлен Акт таможенного досмотра (таможенного осмотра) вышеуказанных контейнеров, из которых в полном объеме выгружен товар (лесоматериалы) и произведено его взвешивание.
Актом об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации на вскрытых контейнерах заменены средства идентификации.
Нарушений таможенного законодательства по таможенному оформлению вывозимых товаров с территории РФ не выявлено. Весь товар выпущен за пределы РФ.
Аналогичные действия таможенного органа происходили со всеми грузами ООО "Траст Лес", подлежащими таможенному контролю, а именно: сотрудники Балтийской таможни провели досмотр 101 транспортной единицы из 317 заявленных в таможенных декларациях ООО "Траст Лес", выпущенных в период с 01.07.2019 по 10.10.2019.
Общество, считая, что производство таможенным органом сплошного досмотра товаров по всем ДТ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности действий должностных лиц таможенного органа, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с этим Кодексом.
Положениями пунктов 1 - 4 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено проведение таможенными органами таможенного контроля в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных этим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАСЭ, а в части, не урегулированной им, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочных объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Управление рисками - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления (абзац 10 статьи 376 ТК ЕАЭС).
Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя: сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров; оценку риска; описание индикатора риска; определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер; разработку и утверждение профилей рисков; выбор объектов таможенного контроля; применение мер по минимизации рисков; анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков (пункт 1 статьи 377 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 3 статьи 314 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации (статья 315 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 224 Закона N 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС.
В силу статьи 322 ТК ЕАЭС одними из форм таможенного контроля являются таможенный досмотр, получение объяснений и проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (часть 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.
Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:
1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;
2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;
3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Таможенный досмотр в случаях, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 6 настоящей статьи, проводится в присутствии 2 понятых, а в случае, указанном в подпункте 3 пункта 6 настоящей статьи, - в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии - в присутствии 2 понятых.
Результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 317 настоящего Кодекса, либо оформляются иным способом, предусмотренным в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
3) результаты таможенного досмотра;
4) иные сведения, предусмотренные формой акта.
Акт таможенного досмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям, если эти лица установлены.
Форма таможенного контроля в виде таможенного досмотра применена таможенным постом Гавань и Турухтанным таможенным постом в рамках системы управления рисками.
На товары, задекларированные по вышеуказанным ДТ, сработали профили рисков.
Объем проведенных таможенных досмотров, а также объекты таможенного контроля были определены данными профилями рисков.
Суд первой инстанции, установив, что при проведении таможенного контроля товаров по спорной ДТ Таможней выявлен риск возможного несоблюдения таможенного законодательства, пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии в действиях Таможни нарушений таможенного законодательства в действиях таможенного органа. Оспариваемые решения (действия) Таможни приняты в рамках полномочий, целей и задач таможенного контроля.
Как верно указал суд первой инстанции, проведение таможенного контроля в форме таможенного досмотра в рассматриваемом случае не является избыточной мерой и отвечает требованиям права Союза.
Учитывая, что необходимость проведения таможенного досмотра выявлена с использованием системы управления рисками (СУР), действия Балтийской таможни по проведению 100 % таможенного досмотра партий грузов, заявленных в ДТ Общества, выпущенных в период с 01.07.2019 по 10.10.2019, отвечают требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Довод апелляционной жалобы о том, что деятельность Общества необоснованно поставлена на особый контроль, при этом никаких нарушений таможенным органом не выявлено, отклоняется, поскольку результаты предыдущего таможенного контроля аналогичного товара не освобождают участника внешнеэкономической деятельности от проведения в отношении него таможенного контроля с применением тех форм таможенного контроля, которые необходимы для подтверждения соответствия заявленных им сведений в декларации на товары.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 августа 2020 года по делу N А56-19341/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст Лес" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Траст Лес" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19341/2020
Истец: ООО "ТРАСТ ЛЕС"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ