г. Самара |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А65-13281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Николаевой С.Ю., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "АльСтоун" - представитель Абдуллин Наиль Азатович (доверенность от 05.06.2020),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань - представитель Бондаренко Елена Александровна (доверенность от 14.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по делу N А65-13281/2020 (судья Гилялов И.Т.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АльСтоун", г. Альметьевск, (ОГРН 1131644001060, ИНН 1644067824)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508)
о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АльСтоун" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, (ответчик, Министерство) о признании решения исх. N 5118/11 от 20.05.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашское", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения "Южно-Ямашское", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан с приложением Свидетельства на имя Заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года заявление удовлетворено.
Признано незаконным решение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исх. N 5118/11 от 20.05.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Возложена обязанность на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью "АльСтоун", г.Альметьевск, путем предоставления в установленном порядке государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашское", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.
Взыскано с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АльСтоун", 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что при вынесении решения, суд первой инстанции руководствовался Административным регламентом по оказанию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в использование участков недр местного значения, утвержденным Приказом Министерства от 18.11.2013 N665-п, при том, что порядок предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения предусмотрен Регламентом, утвержденным Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 N 666-п.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "АльСтоун" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании лицензии ТАТ АЛМ N 01474 ТП от 18.12.2015 (далее - лицензия) предоставлено право пользования недрами для геологического изучения песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашский", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан. В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода. Лицензия выдана на срок до 30.12.2019.
Пунктом 2.1 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязан до 30.09.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан материалы подсчета запасов промышленных категорий.
Дополнением N 1 к лицензии на основании приказа Министерства от 09.04.2019 N 363-п указанный пункт сформулирован в новой редакции, согласно которой владелец лицензии обязан до 20.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ материалы подсчета запасов промышленных категорий.
20.11.2019 Общество обратилось в Министерство с заявлением с исх. N 8 от 20.11.2019 о проведении государственной экспертизы документов и материалов по подсчету запасов песка для строительных работ по отчету "Геологическое изучение (оценка) песчано-гравийных пород для строительных работ на участке недр "Южно-Ямашский" в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан". Данное заявление получено Министерством 20.11.2019 (вх. N22854), однако, результат данной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых Обществу не направлен.
Ввиду длительного отсутствия информации о результатах оказания услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, Общество 12.03.2020 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении протокола. Данный протокол N 618 заседания Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр по участку недр "Южно-Ямашский" от 13.12.2019 Министерством направлен Обществу лишь 15.04.2020 (исх. N 3872/11).
Получив результат указанной экспертизы 15.04.2020, Общество в пределах 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратилось в Министерство с заявлением N 1 от 24.04.2020 о признании факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашский", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 N 5118/11 Министерство отказало Обществу в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на п. 2.9 Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 N 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых", указав, что данное заявление подано Обществом позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протокол РКЗ N 618 от 13.12.2019).
Полагая, что отказ в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженный в решении Министерства N 5118/11 от 20.05.2020 является незаконным и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) (в редакции на дату принятия оспариваемого решения).
Статьей 29 Закона о недрах установлено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
Статьей 29 Закона о недрах также установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение установлены Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Пунктом 3 данного Положения установлено, что государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
При этом согласно п. 4. Положения, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (п. 5 Положения).
Как установлено п. 7 Положения, объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Согласно п. 8. Положения государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:
а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.
Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 9 Положения).
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 N 665-п (зарегистрировано в Минюсте Республики Татарстан 17.12.2013 N 2132) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - Административный регламент), устанавливающий стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан.
Согласно п. 1.3 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Результатом исполнения Министерством государственной услуги является выдача заявителю заключения государственной экспертизы общераспространенных полезных ископаемых (п.2.3). Срок предоставления Министерством государственной услуги составляет 30 дней с момента регистрации заявления (п. 2.4).
В соответствии с п. 2.5 Административного регламента для получения государственной услуги необходимы следующие документы:
- заявление (приложение N 1) владельца лицензии на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан;
- материалы подсчета запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения и обоснования эксплуатационных кондиций на минеральное сырье, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов Российской Федерации (2 экземпляра на бумажном носителе и 1 экземпляр в электронном виде) (далее - Отчет);
- документы, подтверждающие оплату государственной услуги.
Как следует из материалов дела, Обществом представлены в экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства: заявление, отчет "Геологическое изучение (оценка) песчано-гравийных пород для строительных работ на участке недр "Южно-Ямашский" в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан" в 2-х экземплярах; отчет в электронном виде на CD-дисках в 1-м экземпляре; копия платежного поручения оплаты экспертизы подсчета запасов N 312 от 19.11.2019.
При этом пунктом 3.1.1 Административного регламента определены административные процедуры по предоставлению государственной услуги, которые включает в себя:
консультирование заявителя, оказание помощи заявителю, в том числе в части оформления заявления;
принятие документов и регистрация заявления;
подготовка и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом;
вручение (направление) заявителю:
- заключения государственной экспертизы,
- письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги;
исправление технической ошибки.
Пунктом 3.4 Административного регламента предусмотрена процедура подготовки и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом. Результатом данной процедуры является Заключение государственной экспертизы, утвержденное руководителем Уполномоченного экспертного органа.
Пунктом 3.5 Административного регламента установлен порядок вручения (направления) заявителю:
- заключения государственной экспертизы;
- письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги,
Согласно пункту 3.5.1 Административного регламента специалист Уполномоченного экспертного органа направляет заявителю заключение государственной экспертизы, утвержденное руководителем Уполномоченного экспертного органа, в течение 3 дней с момента окончания предыдущей процедуры, то есть утверждения руководителем Уполномоченного экспертного органа заключения государственной экспертизы.
В материалы дела представлен утвержденный заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан протокол N 618 от 13.12.2019 заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Республиканская комиссия по запасам, РКЗ), которой рассмотрены материалы отчета: "Геологическое изучение (оценка) песчано-гравийных пород для строительных работ на участке недр "Южно-Ямашский" в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан" и экспертное заключение.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3.5 Административного регламента заключение государственной экспертизы в адрес заявителя не направлено. Данное обстоятельство подтверждено представителем ответчика в судебном заседании. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика, что согласно явочному листу на заседании Республиканской комиссии по запасам присутствовали как ответственный исполнитель работ - ООО "ГеоМаркСервис", так и представитель Общества Салихов И.М. и Николаев Д.А., что на заседании Республиканской комиссии по запасам было озвучено положительное экспертное заключение и решение о постановке на государственный баланс выявленных запасов ОПИ месторождения "Южно-Ямашский", о чем сообщено представителю недропользователя, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку пунктом 3.5 Административного регламента установлена специальная процедура, которой именно на Министерство возложена обязанность по направлению заявителю заключения государственной экспертизы либо письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
Суд первой инстанции верно отметил, что указание в явочном листе к заседанию указанной Республиканской комиссии по запасам 13.12.2019 в столбце 3 строки 29 "ООО "АльСтоун" под фамилией Салихова И.М. не освобождает Министерство от соблюдения требований Административного регламента, поскольку устное оглашение содержания означенного протокола от 13.12.2019 N 618 не освобождает Министерство от направления заявителю утвержденного заключения государственной экспертизы.
К тому же, представителем ответчика не представлены доказательства наличия у присутствовавших 13.12.2019 на заседании Республиканской комиссии по запасам лиц полномочий представлять интересы Общества.
Довод ответчика, что заявитель обладал информацией о протоколе от 13.12.2019 N 618, поскольку руководитель Общества лично подписал и заверил печатью организации от 11.02.2020 паспорт Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых РФ, который в последующем был направлен на хранение в Татарстанский филиал ФБУ "ТФГИ по ПФО" 14.02.2020 за N 452, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, поскольку в указанном документе имеется лишь ссылка на протокол Республиканской комиссии по запасам.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что данный паспорт составлен автором подсчета запасов геологом Гараевым Р.Р. - работником ООО "ГеоМаркСервис" (разведывающей организации), что следует из содержания данного паспорта и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании. К тому же, наличие у заявителя неподтвержденных документально сведений о номере и дате протокола заседания Республиканской комиссии по запасам не свидетельствует о том, что заявителем получено заключения государственной экспертизы. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно счел обоснованными и документально подтвержденными доводы Общества, что оно ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых 12.03.2020 обратилось в адрес Министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по участку недр "Южно-Ямашский", которое получено Министерством 13.03.2020 вх. N 5040, что копия протокола заседания Республиканской комиссии по запасам N 618 от 13.12.2019 направлена Министерством в адрес Общества лишь 15.04.2020 письмо исх. N 3872/11, что Общество в пределах 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратилось в Министерство с заявлением N 1 от 24.04.2020 о признании факта открытия месторождения ОПИ песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашское", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.
Доказательств того, что заявителем заключение государственной экспертизы (протокол от 13.12.2019 N 618) получено ранее 15.04.2020, в материалы дела не представлено.
Письмом от 20.05.2020 N 5118/1 Министерством отказано Обществу в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на п.2.9 Приказа Министерства от 18.11.2013 N 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых" и указанием, что заявление Общества от 24.04.2020 N 1 подано позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ N 618 от 13.12.2019).
Административным регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 N 666-п (зарегистрировано в Минюсте Республики Татарстан 06.12.2013 N 2111) (далее - Регламент) установлен стандарт и порядок предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Татарстан.
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента для получения государственной услуги необходимы следующие документы:
- заявление (приложение N 1) владельца лицензии на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
- краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках);
- геологическая карта с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Пунктом 2.9 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- заявление на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых подано заявителем позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения;
- представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Обществом необходимые для получения государственной услуги документы в адрес Министерства представлены с соответствующим заявлением N 1 от 24.04.2020.
Вместе с тем, обращение Общества в Министерство с указанным заявлением лишь 15.04.2020 было вызвано отсутствием у Общества результатов оказания услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, в связи с чем Обществом были предприняты меры для самостоятельного получения результатов по указанной услуге путем направления 12.03.2020 запроса в Министерство о предоставлении копии протокола заседания Республиканской комиссии по запасам. Министерство в свою очередь, получив данное заявление 13.03.2020, лишь 15.04.2020 направило указанный протокол Обществу по истечении месяца со дня получения заявления - письмом исх. N 3872/11.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с момента направления Обществом заявления о предоставлении услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых 20.11.2019 и до 15.04.2020 Обществу не было известно о результате оказания данной государственной услуги, результат оказания данной услуги стал известен Обществу лишь 15.04.2020 по получении заключения государственной экспертизы, то есть спустя 147 дней (с 20.11.2019 до 15.04.2020).
Тем самым, Министерство, нарушив требования Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части порядка вручения (направления) заявителю заключения государственной экспертизы, фактически лишило Общество возможности выполнить последующие действия, связанные с подачей заявления по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Так, именно неисполнение Министерством пункта 3.5 Административного регламента, а именно, ненаправление Обществу в установленный данным Административным регламентом трехдневный срок протокола Республиканской комиссии по запасам N 618 от 13.12.2019 повлекло обращение Общества с указанным заявлением позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, и, как следствие, вынесение Министерством оспариваемого отказа в предоставлении Обществу государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Доказательства применения Министерством необходимых мер по законному предоставлению государственных услуг с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, в материалы дела не представлены.
Ответчиком в материалы дела не представлены также надлежащие доказательства правомерности отказа в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, изложенного в решении от 20.05.2020 N 5118/11.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Суд первой инстанции в рассматриваемом случае пришел к правильному выводу, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ будет возложение на ответчика обязанности предоставить заявителю в установленном порядке государственную услугу по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр "Южно-Ямашское", расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по делу N А65-13281/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13281/2020
Истец: ООО "АЛЬ СТОУН", ООО "АльСтоун", г.Казань
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Центральное Территориальное управление, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара