г. Владивосток |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А59-2178/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента землепользования города Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-6243/2020,
на решение от 08.09.2020
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-2178/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЦ Хомутово" (ОГРН 1116501004520, ИНН 6501239601)
к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780)
о признании недействительным отказа от 26.03.2019 N 1239-014/07 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0405004:122 на праве аренды, возложении обязанности предоставить проект договора аренды данного земельного участка, взыскании судебных расходов,
при участии:
от Департамента землепользования города Южно-Сахалинска: Васильченко О.В. по доверенности от 15.09.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер ЕЮ4699), удостоверение;
от ООО "ЛЦ Хомутово": Адылов Д.В. по доверенности от 07.12.2018 сроком действия на 3 года, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЦ Хомутово" (далее - истец, Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (далее - административный ответчик, Департамент) о признании недействительным отказа от 26.03.2019 N 1239-014/07 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0405004:122 на праве аренды; обязании Департамент предоставить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0405004:122, взыскании судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 08.09.2020. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности оспариваемого в рамках настоящего спора отказа, Департамент указывает на то, что для целей реализации права собственника объектов недвижимости на приобретение прав на земельный участок, последний должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости с учетом фактического землепользования, в связи с чем собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность или аренду земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере. В рассматриваемом случае, занимаемая площадь объекта составляет 4,5% от площади испрашиваемого земельного участка, безусловного обоснования необходимости предоставления оставшихся 95,5% земельного участка, свободного от застройки, Обществом не представлено.
Департамент обращает внимание суда на то, что Обществом не оспаривались отказ от 11.10.2018 в предоставлении земельного участка в аренду, ни отказ от 27.02.2019 в предоставлении земельного участка в собственность. Кроме того, Общество не воспользовалось предложением по осуществлению мероприятий, направленных на межевание испрашиваемого земельного участка, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания юго-западного района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па. Полагает, что довод Общества о неделимости спорного земельного участка несостоятелен.
Отмечает, что разрешенное использование земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, не соответствуют целям, указанным ООО "ЛЦ Хомутово" в заявлении о предоставлении участка в аренду от 07.03.2019 N 44416, для эксплуатации логистического центра "Хомутово".
Департамент полагает, что нормами земельного законодательства не предусмотрена возможность определения площади испрашиваемого земельного участка с учетом "перспективы его модернизации, реконструкции, перевооружения и строительства сооружений вспомогательного использования "складов)". Соответственно, ссылка заявителя на то обстоятельство, что на указанном земельном участке планируется строительство объектов вспомогательного использования - складских сооружений, по мнению административного ответчика, несостоятельна.
Кроме того, административный ответчик ставит в известность суд, что 02.03.2020 Росреестром по Сахалинской области вынесено решение о прекращении государственной регистрации ограничения права, обременения объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0405004:122, регистрационная запись права аренды за ООО "ЛЦ Хомутово" по договору аренды от 12.11.2015 N 00201/15 погашена.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 26.11.2020 произведена её замена на судью А.В. Гончарову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было начато сначала.
В судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме.
Представитель Общества в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании договора аренды от 06.11.2008 N 00201 ООО "Вектор" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0405004:122, разрешенное использование - "для строительства коммерческо-складского комплекса".
Соглашением от 24.05.2012 права и обязанности по указанному договору перешли к ООО "ЛЦ Хомутово", получено свидетельство о государственной регистрации права N 65-65/001-65/001/041/2015-882/1 от 21.10.2015.
13.08.2015 Департаментом выдано разрешение N 65-64701000-05559-2015 на строительство объекта капитального строительства: "Коммерческо-складской комплекс "Логистический центр "Хомутово" по южной стороне автодороги на аэропорт, восточнее территории аэропорта в г. Южно-Сахалинске, первая очередь строительства - административное здание. Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта недвижимости - 65:01:0405004:122.
12.11.2015 между Департаментом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 00201/15, в соответствии с пунктом 1.1 которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды с 23.10.2015 по 22.10.2018 земельный участок, относящийся к категории земель Земли населённых пунктов с кадастровым номером 65:01:0405004:122 площадью 59 792 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск по южной стороне автодороги на аэропорт, восточнее территории аэропорта (строительный номер - пер. 2-й Заречный, 58). Разрешенное использование - "для/под завершение строительства коммерческо-складского комплекса".
16.11.2017 Департаментом выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - коммерческо-складского комплекса, логистического центра "Хомутово".
11.09.2018 ООО "ЛЦ Хомутово" обратилось с заявлением о предоставлении в аренду указанного участка на основании п.п.9 п.2 статьи 39.6 ЗК РФ, указав, что на земельном участке расположен объект недвижимости (Административное здание площадью 528,7 кв.м), принадлежащий на праве собственности.
Департамент письмом от 11.10.2018 отказал заявителю на том основании, что не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости. 31.01.2019 общество вновь обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, мотивировав обращение расположением на участке объекта недвижимости - Единого недвижимого комплекса логистический центр Хомутово с кадастровым N 65:01:0405004:485, общей площадью 2 707 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 16.01.2019 за Обществом зарегистрирован расположенный на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0405004:122 объект недвижимости - Единый недвижимый комплекс- логистический центр "Хомутово". В состав данного комплекса входят: 1. иное сооружение (открытая площадка для складирования строительного материала) с кадастровым номером 65:01:0405004:481; 2. иное сооружение (подземные резервуары противопожарного запаса воды) с кадастровым номером 65:01:0405004:479; 3. иное сооружение (РП - распределительный пункт, линия электропередач) с кадастровым номером 65:01:0405004:480; 4. нежилое (контрольно-пропускной пункт) с кадастровым номером 65:01:0405004:478; 5. нежилое (административное здание) с кадастровым номером 65:01:0405004:269.
27.02.2019 Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый участок находится в границах красных линий. Кроме того, заявителю предложено осуществить мероприятия по межеванию участка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания юго-западного района города ЮжноСахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па, после чего вновь обратиться с заявлением о предоставлении участка в собственность за плату.
07.03.2019 ООО "ЛЦ Хомутово" обратилось с заявлением о предоставлении участка с кадастровым N 65:01:0405004:122 на праве аренды в соответствии с п.п. 9 п.2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ для дальнейшей эксплуатации единого недвижимого комплекса, с перспективой его модернизации, реконструкции, перевооружения и строительства сооружений вспомогательного использования (складов).
26.03.2019 письмом N 1239-014/07 от 26.03.2019 Департамент землепользования проинформировал об отказе в предоставлении земельного участка, в обоснование указав, что заявитель не представил доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "ЛЦ Хомутово" требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ Департамента является немотивированным, необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель оспаривает ненормативный правовой акт - отказ Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, выраженный в письме от 26.03.2016 N 1239-014/07, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:0160405004:112, общей площадью 59792 кв. м, расположенного по адресу: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, по южной стороне автодороги на аэропорт, восточнее территории аэропорта (строительный номер - пер.2-й Заречный, 58*).
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из оспариваемого в рамках настоящего спора отказа Департамента, последний исходил из того, что предоставление в аренду земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества собственникам соответствующего имущества, осуществляется с учетом фактического землепользования; собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением земельного участка на праве аренды, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере.
Учитывая, что Обществом не обоснована необходимость предоставления земельного участка площадью 59792 кв. м для обслуживания объекта недвижимости общей площадью 2702 кв. м, расположенного на части испрашиваемого земельного участка, при этом земельный участок площадью 59792 кв. м предоставлялся ранее в аренду для строительства коммерческо-складского комплекса согласно представленной проектной документации, а не для строительства одного здания - административное здание, 1-й этап строительства, а также подземных резервуаров противопожарного запаса воды, РП-распределительный пункт, линии электропередач, открытой площадки для складирования строительных материалов, контрольно пропускного пункта, на которые было зарегистрировано право собственности ООО "ЛЦ Хомутово" как на единый объект недвижимости - логистический центр "Хомутово".
Указанную позицию представитель административного ответчика поддержал и в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Коллегия апелляционного суда в рассматриваемом случае приходит к выводу о правомерности оспариваемого отказа Департамента в предоставлении земельного участка на праве аренды ООО "ЛЦ Хомутово".
Не соглашаясь с выводами сделанными судом первой инстанции, коллегия руководствуется следующим:
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В указанной норме закреплен еще один принцип, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Положения части 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, устанавливали, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции после 01.03.2015, так же не позволяют приобретать в собственность земельные участки, на которых находятся объекты недвижимого имущества без учета фактического землепользования, на основании следующего.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (часть 3).
В силу части 4 названной статьи отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, по общему правилу проводится вместе с земельным участком.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Исходя из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с положениями статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации, иных правил, определенных в статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление в собственность (аренду) земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества собственникам соответствующего имущества, осуществляется с учетом фактического землепользования.
При этом, собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность (аренду) земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.03.2013 N 12668/12.
Судом апелляционной инстанции установлено, что первоначально испрашиваемый земельный участок был сформирован и предоставлен в аренду для использования в целях строительства коммерческо-складского комплекса в границах участка общей площадью 59792 кв. м.
Очевидно, что участок формировался исходя из тех данных о планируемом к строительству объекте, которые отражены в проектной документации на весь комплекс в целом.
Фактически, ООО "ЛЦ Хомутово" на указанном земельном участке построен и введен в эксплуатацию объект: "Логистический цент "Хомутово", в состав которого входят:
1. Здание - Административное здание, кадастровый номер 65:01:04050004:269, I очередь строительства, на которое было получено разрешение на строительство от 13.08.2015 N 65-64701000-05559-2015 (л.д. 94-95 т.1) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.11.2017 N 65-64701000-05559-2015 (л.д. 97-98 т.1);
2. Сооружение - Подземные резервуары противопожарного запаса воды, кадастровый номер 65:01:04050004:479, I очередь строительства;
3. Сооружение - РП-распределительный пункт, линия электропередачи, кадастровый номер 65:01:04050004:480, II очередь строительства;
4. Сооружение - Открытая площадка для складирования строительных материалов, кадастровый номер 65:01:04050004:481, II очередь строительства;
5. Здание - Контрольно-пропускной пункт, кадастровый номер 65:01:04050004:478, I очередь строительства.
Указанный объект: "Логистический цент "Хомутово" общей площадью 2707 кв. м зарегистрирован на праве собственности за Обществом по адресу: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, по южной стороне автодороги на аэропорт, восточнее территории аэропорта (строительный номер - пер.2-й Заречный, 58*).
07.03.2019 Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0405004:122, площадью 59792 кв. м, без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду для эксплуатации логистического центра "Хомутово".
Оспариваемый отказ Департамент обосновал тем, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0405004:122 был поставлен на кадастровый учет в существующих границах для строительства коммерческо-складского комплекса, а не для строительства тех объектов, на которые было зарегистрировано право собственности ООО "ЛЦ Хомутово" - "Логистический цент "Хомутово"; цель использования участка не была достигнута, т.к. расположенные на нем объекты не являются тем коммерческо-складским комплексом, который был запроектирован.
Создание на земельном участке некоего объекта на представленном в аренду для строительства коммерческо-складского комплекса земельном участке, не влечет в рассматриваемом случае возникновение у заявителя права на аренду всего земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Как следует из материалов дела и Обществом не оспаривается, те объекты, которые в настоящее время возведены на спорном земельном участке и на которые оформлено право собственности заявителя как на единый объект - "Логистический цент "Хомутово", фактически являются лишь частью запроектированного коммерческо-складского комплекса.
Как указало само Общество и подтверждается материалами дела, работа по строительству коммерческо-складского комплекса не ограничена первым этапом строительства; запланированы работы по второму этапу строительства, следовательно, коммерческо-складской комплекс в настоящее время не окончен строительством.
Вместе с тем, заявитель просит предоставить ему в аренду земельный участок, общей площадью 59792 кв. м, при этом указывает на наличие на данном участке на праве собственности объекта недвижимого имущества площадью 2707 кв. м.
Вместе с тем, исходя из того, для чего и с какой целью данный участок формировался изначально, определялась его площадь, он передавался в аренду, учитывая его вид разрешенного использования - "для строительства коммерческо-складского комплекса", ничего иного, кроме как строительство такого комплекса согласно проектной документации на такой комплекс на данном участке в указанной площади осуществлять невозможно.
Ссылка апеллянта на то, что для достижения целевого назначения земельного участка (строительства коммерческо-складского комплекса) необходима аренда земельного участка, в предоставлении которой Департамент отказал заявителю, не может быть принята во внимание апелляционного суда, поскольку, указывая в заявлении о предоставлении в аренду земельного участка в качестве фактического использования участка - "Логистический цент "Хомутово", Общество не представило доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимости в заявленных целях.
Ссылки заявителя на то, что им представлены доказательства обоснованности площади испрашиваемого земельного участка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в Департамент не представлялись, при принятии оспариваемого отказа не учитывались, в его основу не положены.
Кроме того, апелляционная коллегия, изучив представленные Обществом документы и выслушав его представителя, установила, что выводы об обоснованности площади испрашиваемого участка в размере 59792 кв. м сделаны исходя из того, что еще планируется ведение строительных работ - строительство складских помещений, II этап строительства.
Таким образом, Обществом фактически признан тот факт, что тот объект, который в настоящее время возведен на спорном земельном участке и на который зарегистрировано право собственности ООО "ЛЦ Хомутово", не представляет собой полноценный единый недвижимый комплекс либо предприятие как имущественный комплекс, как тот, что был запроектирован к строительству.
Заявителем не был представлен в материалы дела проект строительства объекта недвижимого имущества, который бы содержал в себе условия, обосновывающие размер земельного участка в целях его эксплуатации.
Не представлены также и документы, подтверждающие, что цели строительства, под которые формировался и предоставлялся земельный участок площадью 59792 кв. м, в полном объеме им достигнуты.
Кроме того, возможность предоставления земельного участка, на котором находятся объекты, введенные в эксплуатацию, и на котором только запланировано строительство других объектов, в целях возведения которых этот участок формировался, действующим законодательством не предусмотрено. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации N 12668/2012 от 19.03.2013.
Доводы Общества о том, что в настоящее время "Логистический цент "Хомутово" является комплексом, состоящим из объектов, которые функционируют как единое целое, не подлежат переносу либо разделу, коллегией отклоняются.
Спорный земельный участок был изначально предоставлен в аренду для строительства комплекса объектов - коммерческо-складской комплекс; для указанных целей использования осуществлено как формирование участка, так и постановка участка на кадастровый учет.
Фактическое размещение на спорном земельном участке помимо административного здания с кадастровым номером 65:01:0405004:269, подземных резервуаров противопожарного запаса воды, распределительного пункта, линии электропередачи, открытой площадки для складирования строительных материалов, контрольно - пропускного пункта. не наделяет заявителя безусловным правом на приобретение земельного участка в аренду, так как указанные объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы в целях улучшения качества земельного участка, обслуживания складского комплекса, благоустройства земельного участка, имеют вспомогательное использование.
Доводы Общества об обратном со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-6356/2019, коллегией отклоняются.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение имеют только обстоятельства, установленные по делу, а не выводы арбитражного суда по этому делу.
Так, в рамках указанного арбитражного дела N А59-6356/2019 рассмотрен иск Департамента к ООО "ЛЦ Хомутово" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на объект "Логистический цент "Хомутово". Арбитражные суды пришли к выводу о том, что регистрация 16.01.2019 единого комплекса, в состав которого входит 2-х этажное нежилое здание площадью 528,7 кв.м и спорные объекты. имеющие вспомогательное назначение, не противоречит пункту 2 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Какие-либо обстоятельства применительно к площади, необходимой для эксплуатации такого объекта судами в рамках рассмотрения дела N А59-6356/2019 не установлены.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом не обоснована необходимость предоставления в аренду земельного участка площадью 59792 кв. м для обслуживания объекта недвижимости, расположенного на части испрашиваемого земельного участка, общей площадью 2707 кв. м.
Учитывая установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, а также приведенное выше нормативное правовое регулирование, апелляционная коллегия отклоняет доводы Общества о том, что заявитель просит предоставить земельный участок в аренду, так как у ООО "ЛЦ Хомутово" нет оснований просить продлить аренду земельного участка для завершения строительства, в связи с отсутствием такого объекта.
Собственник здания, сооружения вправе претендовать на земельный участок, необходимый для использования здания, сооружения; собственник здания, сооружения должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере; возможность предоставления земельного участка, на котором находятся объекты, введенные в эксплуатацию, и на котором только запланировано строительство других объектов, в целях возведения которых этот участок формировался, действующим законодательством не предусмотрено.
Иные доводы, приведенные как обществом, так и Департаментом. правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого в рамках настоящего спора отказа Департамента от 26.03.2019 по приведенному в нем основанию.
В рассматриваемом случае у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого отказа противоречащим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также затрагивающим права и законные интересы заявителя.
На основании части 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются судебном апелляционной инстанции частично обоснованными, а обжалуемое решение подлежит отмене ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии с п.3 части 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составляет 3.000 рублей.
Как следует из представленного Обществом платежного поручения от 01.04.2019 N 9, при обращении в суд обществом оплачена государственная пошлина в размере 6.000 рублей. Соответственно излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3.000 рублей подлежит возврату заявителю на основании п. 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.09.2020 по делу N А59-2178/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛЦ Хомутово" (ОГРН 1116501004520, ИНН 6501239601) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 (три тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче заявления по платёжному поручению N 9 от 01.04.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2178/2019
Истец: ООО "ЛЦ Хомутово"
Ответчик: Департамент землепользования города Южно-Сахалинска
Третье лицо: Адылов Денис Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1076/2021
03.12.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6243/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2178/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2178/19
26.09.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2178/19