г. Воронеж |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А35-5087/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области: Оголяр Д.С. - директор, на основании выписки из ЕГРЮЛ (до перерыва), Скрипина С.В. - представитель по доверенности б/н от 16.11.2020 (до перерыва);
от Администрации города Железногорска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Железногорска на решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2020 по делу N А35-5087/2019 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области к Администрации города Железногорска о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (далее - МУП "Транспортные линии", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации города Железногорска Курской области (далее - Администрация г. Железногорска, ответчик) о взыскании суммы недополученных доходов от перевозок муниципальных городских маршрутов в размере 18 674 576 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Администрация г. Железногорска в пользу МУП "Транспортные линии" взысканы денежные средства в размере 18 674 576 руб., расходы на оплату судебной экспертизы в размере 50 000 руб. С Администрация г.Железногорска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" взыскано 5000 руб. в качестве вознаграждения эксперту.
Не согласившись с указанным решением, Администрация г. Железногорска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает решение суда необоснованным и незаконным, принятым с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда.
МУП "Транспортные линии" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда представители МУП "Транспортные линии" возражали против удовлетворения доводов жалобы.
Администрация г. Железногорска явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав в совокупности материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 30.12.2015 между Администрацией г. Железногорска (заказчик) и МУП "Транспортные линии" (перевозчик) был заключен муниципальный контракт на транспортное обслуживание пассажиров транспортном общего пользования в г. Железногорске.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта в целях удовлетворения потребностей населения города Железногорска в пассажирских перевозках перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам, включенным в объем услуг транспорта общего пользования в городе Желёзногорске на 2016 год, в соответствии с приложением N 1 к контракту, являющимся неотъемлемой частью контракта.
В силу пункта 2.1 перевозчик обязуется: осуществлять транспортное обслуживание пассажиров на маршрутах, включенных в объем услуг транспорта общего пользования, по расписанию, утвержденному заказчиком, согласно приложению N 2 к контракту (пункт 2.1.1); осуществлять пассажирские перевозки в соответствии с нормами и правилами, определенными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими пассажирские перевозки (пункт 2.1.2); осуществлять перевозку пассажиров по утвержденным в установленном порядке маршрутам и графикам (пункт 2.1.6); предоставлять отдельным категориям граждан право проезда по единому социальному месячному проездному билету в соответствии с нормативно-правовыми актами Курской области и органов местного самоуправления (пункт 2.1.7).
Согласно пункту 3.1 контракта Управление городского хозяйства администрация города Железногорска Курской области перечисляет на счет перевозчика денежные средства на возмещение затрат, связанных с разницей между экономически обоснованным и установленным в соответствии с действующим законодательством тарифами на проезд пассажиров в автобусах городских маршрутов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете на 2016 год; субсидии на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города.
30.12.2016 между Администрацией г. Железногорска (заказчик) и МУП "Транспортные линии" (перевозчик) было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту на транспортное обслуживание пассажиров транспортом общего пользования в г. Железногорске от 31.12.2015, согласно которому контракт заключен на срок с 01.01.2017 по 31.12.2021.
Администрацией г. Железногорска и МУП "Транспортные линии" были согласованы: сводное расписание движения автобусов МУП "Транспортные линии" на городских маршрутах на 2018 год и Графики движения автобусов МУП "Транспортные линии" на садово-огородные участки в весенне-летний период.
Письмом от 10.11.2017 N 623 МУП "Транспортные линии" в Администрацию г. Железногорска были представлены обосновывающие материалы для утверждения экономически обоснованного тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "город Железногорск",
На основании представленных расчетных материалов на 2018 год, Управлением экономики и инвестиционной политики администрации г. Железногорска было составлено экономическое обоснование к проекту решения Железногорской городской Думы "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", согласно которому ЭОТ на 2018 год составил 25 руб. 59 коп., тариф на одну поездку в размере 15 руб., сумма выпадающих доходов составит 20 188,3 тыс. руб. (разница в тарифах - 18 986 руб. 80 коп.; субсидии из бюджета г. Железногорска на обеспечение бесплатного проезда учащихся - 1201,5 тыс. руб.).
Решением Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области", вступающим в силу с 01.01.2018, для МУП "Транспортные линии" был утвержден экономически обоснованный тариф за одну поездку, провоз багажа (одно место) в автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области, в размере 25 руб. 59 коп.; тариф на проезд пассажиров за одну поездку, провоз багажа (одно место) в автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области, в размере 15 руб.
Истец считает, что расчет экономически обоснованного тарифа на провоз 1 пассажира по городским маршрутам (заказ администрации) на 2018 год, предоставленный МУП "Транспортные линии" на рассмотрение (письмо от 30.08.2017 N 427) и утвержденный решением Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД был произведен согласно Постановлению Комитета по тарифам и ценам администрации Курской области от 31.03.2010 N 9 "О методических рекомендациях по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в Курской области, регулируемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которые утратили законную силу с 2014 года.
Ссылаясь также на то, что расчет экономически обоснованного тарифа был произведен некорректно, МУП "Транспортные линии" направило в адрес Администрации г. Железногорска письмо от 26.01.2018 N 34, в котором предлагало осуществить расчет тарифа в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса РФ от 25.12.2013 N НА-143-р.
Письмом от 31.01.2018 N Г/02-230 Администрация г. Железногорска предложила представить новый расчет в соответствии с нормативной документацией.
Письмом от 23.04.2018 N 225. МУП "Транспортные линии" направило в Управление экономики и инвестиционной политики администрации г. Железногорска новый расчет экономически обоснованной стоимости проезда одного пассажира по городским маршрутам.
Письмом от 22.05.2018 N И/ОЦТ-176 Управление экономики и инвестиционной политики администрации г. Железногорска сообщило о несоответствии представленного расчета Методическим рекомендациям, в связи с чем письмом от 27.06.2018 N 345 предприятием был направлен новый вариант расчета экономически обоснованного тарифа по вышеуказанной методике с учётом замечаний Управления экономики и инвестиционной политики.
Письмом от 12.07.2018 N И/ОЦТ-262 Управление экономики и инвестиционной политики администрации г. Железногорска сообщило о том, что производится альтернативный вариант расчета ЭОТ в соответствии с Методическими рекомендациями с целью согласования и выработки единого решения по расчету ЭОТ на 2018 год.
Письмом от 28.08.2018 N 437 МУП "Транспортные линии" был направлен новый расчет ЭОТ на 1 поездку, который предприятие просило утвердить с 01.05.2018 с возможностью перерасчета суммы возмещаемой субсидии по разнице в тарифе.
Кроме того, МУП "Транспортные линии" направило в адрес Администрации г. Железногорска досудебную претензию от 29.08.2018 N 440, в которой предлагало компенсировать расходы, понесенные в 2018 году в результате исполнения условий контракта.
Письмом от 03.09.2018 N К/02-2440 Администрация г. Железногорска сослалась на то, что установление тарифов может осуществляться не чаще 1 раза в год.
Письмом от 13.09.2018 N 478 МУП "Транспортные линии" повторно обратилось в Администрацию г.Железногорска с предложением пересмотреть ЭОТ на 2018 год и возместить предприятию разницу в тарифах, заложенных в бюджет города Железногорска на 2018 год.
Письмом от 13.10.2018 N К/02-2857 Администрация г. Железногорска сослалась на не предоставление предприятием обоснованных причин пересмотра ЭОТ.
Как следует из искового заявления, в 2018 году МУП "Транспортные линии" выполнило все запланированные рейсы и осуществило транспортное обслуживание пассажиров по муниципальным маршрутам в количестве 1871,2 тыс. пассажиров, однако убытки от осуществления перевозок составили 11 005,9 тыс. руб.
Ссылаясь на возникшие у предприятия убытки в связи с бездействием администрации городского округа по выплате перевозчику полного возмещения экономических потерь, возникших вследствие установления экономически необоснованного тарифа, МУП "Транспортные линии" обратилось в арбитражный суд с уточненным иском о взыскании суммы недополученных доходов от перевозок муниципальных городских маршрутов в размере 18 674 576 руб.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если Законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Требуя возмещения убытков, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, также их должностными лицами").
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (подпункт 17 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Курской области от 31.03.2016 N 16-ЗКО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Курской области" регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городских округов устанавливаются органами местного самоуправления этих муниципальных образований.
Решением Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области", вступающим в силу с 01.01.2018, для МУП "Транспортные линии" был утвержден экономически обоснованный тариф за одну поездку, провоз багажа (одно место) в автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области, в размере 25 руб. 59 коп.; тариф на проезд пассажиров за одну поездку, провоз багажа (одно место) в автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области, в размере 15 руб.
В настоящем деле общество заявило о наличии у него убытков, возникших в результате перевозки по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного тарифа, с учетом всех необходимых затрат на транспортное обслуживание за вычетом полученной из бюджета субсидии.
Истец сослался на то, что решением Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области" для МУП "Транспортные линии" был утвержден тариф за одну поездку, провоз багажа (одно место) в автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области, не соответствующий требованиям Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденных распоряжением Минтранса России от 25.12.2013 N НА-143-р, в результате чего истцу были причинены убытки в виде недополученных доходов от перевозок муниципальных городских маршрутов.
Между тем, решение Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области" для МУП "Транспортные линии" в установленном порядке никем из заинтересованных лиц, в том числе и истцом не оспорено и недействующим не признано.
Ссылка истца на разъяснения в пункте 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2011 N 145 о том, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием), не является основанием для удовлетворения иска.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 АПК РФ.
Решение Железногорской городской Думы от 12.12.2017 N 33-6-РД "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую МУП "Транспортные линии", по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах границ муниципального образования "город Железногорск" Курской области" является нормативно правовым актом.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На 2018 год решением Железногорской городской Думы в бюджете города Железногорска предусмотрена субсидия в размере 20 435123,08 руб., которая выплачена МУП "Транспортные линии" в полном объеме.
Согласно пункту 3.1 контракта Управление городского хозяйства администраций города Железногорска Курской области перечисляет на счет перевозчика субсидии на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города.
В соответствии с пунктом 2.3.3 контракта перевозчик имеет право при изменении объема финансирования корректировать объем перевозок и согласовывать его с заказчиком.
Однако истец, располагая информацией о размере установленного тарифа, по которому он будет взимать плату за проезд, не обращался к ответчику с предложением о расторжении контракта в связи с наличием убытков, продолжал осуществлять перевозки, тем самым не предпринимая меры к недопущению увеличения размера убытков.
Поскольку между сторонами возник спор относительно размера экономически обоснованного тарифа, расчет которого требует специальных познаний, судом первой инстанции была назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон", эксперту Полякову Анатолию Александровичу.
Согласно заключению эксперта Полякова А.А. N 126/Э от 13.01.2020, в целом расчет тарифа МУП "Транспортные линии" проводился согласно методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 25.12.2013 N НА-143-рВ правильно, без отклонений от установленных пунктов в указанных методических рекомендациях, но при расчетах: заработной платы кондукторов, водителей и ремонтных рабочих были разногласия с расчетами произведенными специалистом; при расчетах: расходов на эксплуатационный ремонт автобусов и амортизационных отчислений установлены некоторые отклонения в расчетах, по этим видам расходов, от расчетов, указанных в соответствующем пункте методических рекомендаций; при расчетах экономически обоснованная величина прибыли перевозчиков, то есть рентабельности, не включены такие её составляющие как рентабельность услуг и оборота и инвестиционная составляющая пассивной части основных средств МУП "Транспортные линии".
При этом экспертом установлено, что размер экономически обоснованного тарифа (стоимости) проезда пассажиров в автобусах городских маршрутов на 2018 год, исключая из расчета тарифа рентабельность предприятия и с учетом расходов на заработную плату водителей, кондукторов и ремонтных рабочих по окладам (ставкам), которые были предусмотрены в 2018 году составит 35 руб. 57 коп. Сумма предполагаемых убытков (то есть упущенной выгоды), без учета рентабельности предприятия, и с учетом расхода на заработную плату водителей, кондукторов и ремонтных рабочих по окладам (ставкам), которые были предусмотрены в 2018 году, составила 18 674 576 руб.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленное экспертное заключение, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае прийти к выводу о том, что по результатам экспертного исследования был установлен и доказан факт взыскиваемых истцом убытков, не представляется возможным по следующим основаниям.
Согласно экспертному заключению и расчету Администрации при определении тарифа, в состав экономически обоснованных затрат включены: расходы на оплату труда водителей и кондукторов, которые составили 9 058 611 руб.; отчисления на социальные нужды от величины расходов на оплату труда - 3 121 124 руб.; расходы на топливо - 11 479 950 руб.; расходы на смазочные и другие эксплуатационные материалы - 860 996 руб.; расходы на износ и ремонт шин - 779 816 руб.; расходы на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт - 10 016 309 руб. (расходы на оплату труда ремонтных рабочих - 4 643 866 руб.; расходы на запчасти и материалы - 5 372 443 руб.).
Месте с тем расходы на амортизацию по расчету эксперта составили 12 497 509 руб., а по расчету Администрации - 5795 976 руб., прочие расходы составили у эксперта 18 741 027 руб., а у Администрации 15 270 466 руб.; себестоимость у эксперта - 66 555 342 руб.; экономически обоснованная стоимость перевозки - 66 555 342 руб., а у Администрации - 56 383 248 руб.
Амортизация транспортных средств на предприятии МУП "Транспортные линии" начисляется по линейному методу исходя из балансовой стоимости амортизируемых транспортных средств, нормы амортизационных отчислений и календарных дней нахождения транспортных средств в хозяйстве.
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России N НА-143-р от 25.12.2013 расчет амортизации пассажирских транспортных средств для включения в экономически обоснованный тариф производится на 1 км. пробега.
МУП "Транспортные линии" одними и теми же транспортными средствами осуществляет как городские перевозки, так и заказные, а так же перевозки по пригородным маршрутам.
Ответчик утверждает, что на предприятии нет закрепления определенного транспортного средства за конкретным маршрутом. Иное истцом не доказано.
Согласно предоставленных предприятием данных годовой пробег рассматриваемых одних и тех же транспортных средств, используемых на городских, заказных, пригородных маршрутах, составил 1 561 822 км ( в т.ч. по городским - 724 327 км.). Для определения амортизации на 1 км пробега общую сумму начисленной амортизации за год следует разделить на годовой пробег рассматриваемых транспортных средств, то есть на 1 561 822 км. Экспертом данное обстоятельство не учтено и вся годовая сумма затрат на амортизационные отчисления учтена в составе расходов по городским перевозкам, то есть для приведения к удельным затратам на 1 км разделена на пробег по городским маршрутам 724 327 км.
Фактические затраты на амортизационные отчисления предприятием рассчитываются на км пробега и распределяются между всеми видами перевозок в зависимости от пробега по конкретному виду перевозок.
Определение величины прочих расходов в сумме с косвенными расходами по направлениям деятельности осуществляется посредством применения коэффициента (Опкрп) к прямым расходам по направлениям деятельности.
Величина (Опкрп) (отношение суммы прочих расходов по обычным видам деятельности и косвенных расходов к переменным расходам) устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями с учетом планируемого суммарного пробега перевозчика по маршрутной сети для перевозки автобусом.
Суммарный годовой пробег всех транспортных средств перевозчика МУП "Транспортные линии" по маршрутной сети, согласно данных предприятия, составляет 1 708,2 тыс.км, в том числе по городским маршрутам 724,3 тыс.км. Указанному пробегу соответствует коэффициент 0,66. То есть прочие расходы в сумме с косвенными должны быть распределены по всем маршрутам (городским, заказным, пригородным) коэффициентом (Опкрп) 0,66. Экспертом применена величина (Опкрп) 0,81 при пробеге 724,3 тыс. км.
С учетом изложенного, рассчитанная экспертом сумма предполагаемых убытков (упущенной выгоды) МУП "Транспортные линии" значительно завышена.
С учетом такого подхода эксперта к определению экономически обоснованного тарифа возникает двойное финансирование затрат по указанным статьям как из областного бюджета так и бюджета города Железногорска.
В рассматриваемом деле на ответчика - Администрацию города Железногорска не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого истца (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение имущества, неэффективное использование транспорта, неполной загруженности маршрутов и т.п.).
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, осуществляемую по муниципальным маршрутам, истец, имея полную правовую и финансовую самостоятельность, не был ограничен в правах по принятию решений, не предусмотренных в тарифе, следовательно, он несет полную самостоятельную ответственность по убыткам, возникшим в процессе осуществления им коммерческой деятельности. В целях предотвращения возникновения убытков от своей деятельности истцом могли быть скорректированы расходы, которые не запланированы в составе тарифа и не были обеспечены источниками их финансирования.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд полагает требования истца неподлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт следует отменить, а апелляционную жалобу Администрации города Железногорска удовлетворить.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статья 101 АПК РФ закрепляет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", на основании положений статьи 106, частей 1 и 2 статьи 107 АПК РФ эксперту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные)), и выплачивается вознаграждение за работу, выполненную им по поручению суда. При определении размера вознаграждения эксперту учитываются также его расходы, связанные с выездом к объекту исследования. Денежные суммы, причитающиеся эксперту, выплачиваются в соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 109 АПК РФ.
Истцом при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 78 030 руб. по платежному поручению от 18.04.2019 N 402. Кроме того, истцом на депозит арбитражного суда по платежному поручению от 21.10.2019 N 1187 были перечислены денежные средства за проведение экспертизы в размере 50 000 руб., которые на основании определения суда от 16.01.2020 были перечислены обществу с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" за проведение экспертизы по настоящему делу.
Согласно приказу общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" от 02.06.2020 N 07 вознаграждение за вызов эксперта в судебное заседание составляет 5 000 руб., в связи с чем обществом с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" был выставлен счет от 19.06.2020 N 19 на оплату услуг эксперта на сумму 5 000 руб. (за подготовку и участие эксперта в судебном заседании).
При подаче апелляционной жалобы заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 38 343 руб. за рассмотрение иска и в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы; с истца в пользу ООО "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" подлежит взысканию 5 000 руб. в качестве вознаграждения эксперту.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Железногорска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2020 по делу N А35-5087/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (ОГРН 1064633000475, ИНН 4633017626) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в сумме 38 343 руб.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (ОГРН 1064633000475, ИНН 4633017626) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон" (ИНН 4632207790) 5 000 руб. в качестве вознаграждения эксперту.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Транспортные линии" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (ОГРН 1064633000475, ИНН 4633017626) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5087/2019
Истец: МУП "Транспортные Линии"
Ответчик: Администрация города Железногорска Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Экспертно-исследовательский центр "Пантеон"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-745/2021
30.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5237/20
29.07.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5087/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5087/19