г. Хабаровск |
|
06 февраля 2024 г. |
А73-11081/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Брагиной Т.Г., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Министерства строительства Хабаровского края: Соловых Ю.О., представитель по доверенности N 2 от 26.01.2024;
от ООО "Фонд жилищного строительства": Шестов В.Г., представитель по доверенности N 04/2 от 01.11.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства"
на решение от 23.11.2023
по делу N А73-11081/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства строительства Хабаровского края (ОГРН 1022700921231, ИНН 2721047591, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 32)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства" (ОГРН 1082700000900, ИНН 2721160974, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Московская, д. 7)
о взыскании 233 369 127 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Хабаровского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фонд жилищного строительства" (далее - ответчик, ООО "Фонд жилищного строительства") о взыскании субсидии в размере 233 369 127 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что достижение застройщиком показателей результативности по соглашению N 36 напрямую зависело от наличия граждан, имеющих право на приобретение жилья, так абзацем 2 пункта 2.2.7 соглашения N 36 была предусмотрена возможность реализации жилья любым лицам, обратившимся за его приобретением, в случае отсутствия спроса со стороны граждан, имеющим право на его приобретение по льготной цене. После удовлетворения спроса со стороны граждан, имеющих право на приобретение жилья по льготной цене, застройщик продавал квартиры иным лицам по рыночной цене. Учитывая изложенное, нарушений со стороны ООО "Фонд жилищного строительства" при реализации соглашения N 36 допущено не было. Как следствие основания для возврата 110 928 287 руб. 80 коп., предоставленных по соглашению N 36 отсутствуют.
Обращает также внимание на то, что предметом обоих соглашений о предоставлении субсидии N 36 и N 54 являлась компенсация затрат ответчика на осуществление строительства и технологическое присоединение одних и тех же объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175, 27:23:0000000:26176 и необходимых для их освоения, что видно из содержания вышеназванных соглашений.
Между тем, субсидия на строительство объектов инженерной инфраструктуры была предоставлена ООО "Фонд жилищного строительства" не в полном объеме.
Несмотря на то, что в рамках соглашения N 36 субсидия была предоставлена в сумме 160 051 000 рублей при существующей потребности 329 736 000 рублей (то есть 48% от имеющейся потребности) на застройщика была возложена обязанность строительства и реализации жилья в объеме 42 582 кв.м. Таким образом, 37% от общего объема вводимого жилья должно было быть реализовано ответчиком по цене значительно ниже рыночной.
Полагает, что исходя из того, что субсидия была предоставлена не в полном объеме, объем жилья, который должен был быть реализован застройщиком по льготной цене и пропорционален объему выделяемой субсидии -48%*30%*116 144 кв.м. = 16 560 кв.м. Однако объем обязательств, возложенных на ответчика Соглашением N 36, соответствовал предоставлению субсидии в полном объеме.
Соглашением N 54 ООО "Фонд жилищного строительства" предоставлены дополнительные (недостающие) 128 400 000 рублей на те же цели, для строительства тех же самых объектов коммунальной инфраструктуры (котельная и сети электроснабжения) в целях жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175, 27:23:0000000:26176. Общий объем вводимого жилья при этом не изменился.
Таким образом, учитывая компенсационную природу предоставленной субсидии, обязательства по строительству жилья по сниженной стоимости уже были в полном объеме заложены в соглашении N 36. Обязанность построить еще 50 712,3 кв. м. жилья по льготной цене в рамках соглашения N 54 была возложена на ООО "Фонд жилищного строительства" незаконно.
Вывод о том, что застройщик при отсутствии потребительского спроса со стороны граждан, имеющих право на приобретение жилья обязан реализовывать жилье любым обратившимся гражданам по сниженной цене сделан судом произвольно и необоснованно. Стороны при заключении соглашения N 36 не предусматривали такого правового регулирования отношений. В этой связи, положения пункта 2.2.7 соглашения N 36 необходимо толковать буквально, с учетом смысла, заложенного сторонами при его заключении, а именно, дающего застройщику возможность свободной реализации квартир по рыночной стоимости при удовлетворении спроса со стороны граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Указывает на то, что ни соглашение N 36, ни Порядок предоставления субсидии действительно не содержат положений, обязывающих Министерство направлять в адрес застройщика информацию о гражданах, относящихся к льготной категории. Между тем, получить указанную информацию из других источников ответчик не имел возможности. Таким образом, возможность достижения показателей результативности напрямую зависела от действий Министерства.
Несмотря на то, что денежные средства застройщику были представлены не в полном объеме (87% от требуемых денежных средств), почти весь объем вводимого жилья (92 582 кв.м. из 115 000 кв.м. - 81% от общего объема) должен был быть реализован застройщиком по льготной цене, что противоречит общим принципам государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" утв. постановлением Правительства Хабаровского края N 205-пр от 22.06.2012, является дискриминационным и ставит ответчика в неравные условия.
С учетом того, что реализации соглашений в части строительства жилья была запланирована на 2022-2023 годы разница в цене между рыночной стоимостью жилья и ценой определенной соглашением составляет: 109 194-57 000 = 52 194 рублей за каждый квадратный метр. Общие убытки общества в случае реализации всего объема жилья по сниженной стоимости составили бы: 52 194 * 92 582 = 4 832 224 908 рублей. За вычетом суммы предоставленной субсидии - более 4,5 миллиардов рублей.
При этом в момент заключения соглашений о предоставлении субсидий объективно невозможно было прогнозировать сложную экономическую ситуацию, связанную с новой коронавирусной инфекцией в 2020 году и широкомасштабными санкциями в связи с политической обстановкой в 2022 году, которые вызвали значительный рост цен на строительные материалы и готовую продукцию.
Обращает внимание на то, что объекты коммунальной инфраструктуры, предусмотренные соглашением построены истцом в полном объеме, технологическое присоединение к сетям осуществлено. Претензий по целевому назначению освоения субсидии у Министерства строительства края не имеется. Указанные объекты, являются инфраструктурными объектами социальной направленности. Ответчик, являясь коммерческой организацией, материальной выгоды от их строительства не получает поскольку после завершения строительства, инженерная инфраструктура (котельная со всеми сетями) будет безвозмездно передана в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск"
Кроме того, цены по которым ответчик реализовывал жилье в 2017-2023 годах являются одними из самых низких, по сравнению с ценами, установленными другими застройщиками.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе N б/н от 22.12.2023.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 30.01.2024, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
29.01.2024 в канцелярию апелляционного суда через систему "Мой арбитр" от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Фонд жилищного строительства" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.10.2016 между Министерством строительства Хабаровского края и ООО "Фонд жилищного строительства" заключено соглашение о предоставлении субсидии краевого бюджета на комплексное освоение и развитие территорий Хабаровского края в целях жилищного строительства на 2016 год N 36.
Соглашение заключено по результатам проведенного в 2016 году Министерством строительства Хабаровского края конкурсного отбора для предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам на возмещение части затрат или финансовое обеспечение затрат в связи с комплексным освоением и развитием территорий Хабаровского края в целях жилищного строительства в рамках реализации мероприятий Госпрограммы.
Предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета субсидии в размере 160 051 000 руб. на комплексное освоение и развитие Хабаровского края в целях жилищного строительства на 2016 год для строительства группы многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска на земельных участках с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26176, 27:23:0000000:26177, 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175 для возмещения части затрат:
- по строительству объекта капитального строительства "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска 1 этап строительства (котельная),
- по техническому присоединению для электроснабжения объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска (в соответствии с договором ОАО "Хабаровская горэлектросеть" об осуществлении технологического присоединения от 09.06.2016 N 779),
- по технологическому присоединению объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска I, II, III этапы строительства" к централизованной системе водоотведения города (в соответствии с договором МУП города Хабаровска "Водоканал" о подключении (технологическом присоединении) от 18.08.2016 N 543-К768),
- по технологическому присоединению объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска I, II, III этапы строительства" к централизованной системе холодного водоснабжения города (в соответствии с договором МУП города Хабаровска "Водоканал" о подключении (технологическом присоединении) от 18.08.2016 N 543-В/767).
Пунктом 9.1 соглашения предусмотрено, что соглашение считается исполненным в полном объеме после выполнения застройщиком обязательств по строительству на принадлежащих ему земельных участках, указанных в разделе 1 соглашения, жилья экономического класса льготной категории граждан, с учетом особенностей, установленных пунктом 2.2.7 соглашения, в объеме 42 582 квадратных метра и по стоимости одного квадратного метра такого жилья не более 49 000 руб., в том числе:
- 10 000 квадратных метров жилья экономического класса по стоимости одного квадратного метра такого жилья не более 35 000 руб. и сроком ввода жилья в эксплуатацию до 01.01.2018 года,
- 32 582 квадратных метров жилья экономического класса по стоимости одного квадратного метра такого жилья не более 57 000 руб. и сроком ввода жилья в эксплуатацию до 14.01.2023 года (в редакции дополнительных соглашений от 18.01.2019 N 1, от 22.01.2020 N 2).
Согласно пункту 2.2.7 соглашения, застройщик в первоочередном порядке реализует жилье экономического класса в объеме и по стоимости одного квадратного метра такого жилья, указанном в пункте 9.1 соглашения, гражданам, имеющим право на получение социальных выплат (субсидий) в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае". Если по независящим от застройщика обстоятельствам реализация указанного жилья льготной категории граждан невозможна (отсутствуют потребительский спрос), застройщик реализует его любым гражданам, обратившимся за его приобретением.
Денежные средства в сумме 160 051 000 руб. перечислены на счет застройщика.
Согласно отчету ООО "Фонд жилищного строительства" о реализации жилья от 05.06.2020 N 584-04 гражданам предоставлено:
- 165 квартир общей площадью 10 001,81 кв.м. по стоимости 35 000 руб. за 1 кв.м.,
- 57 квартир общей площадью 3 069,23 кв.м. по стоимости не превышающей 57 000 руб. за 1 кв.м.
Не предоставлено 29 512,77 кв.м. по стоимости, не превышающей 57 000 руб. за 1 кв.м.
15.12.2017 между Министерством строительства Хабаровского края и ООО "Фонд жилищного строительства" заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидии юридическому лицу на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг N 54.
Соглашение заключено по результатам проведенного в 4 квартале 2017 года конкурсного отбора для предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам на возмещение части затрат или финансовое обеспечение затрат в связи с комплексным освоением и развитием территорий Хабаровского края в целях жилищного строительства в рамках реализации мероприятий Госпрограммы.
Предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2017 году субсидии на сумму 128 400 000 руб.:
в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с выполнением работ по строительству и технологическому присоединению объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26176, 27:23:0000000:26177, 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175 для строительства группы многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в г. Хабаровске (пункт 1.1.1),
в целях реализации получателем следующих мероприятий:
- по строительству объектов капитального строительства "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска I этап строительства (котельная) (пункт 1.1.2.1),
- по оплате работ за технологическое присоединение к сетям электроснабжения объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска" по договору с АО ""Хабаровская горэлектросеть" от 09.06.2016 N 779.
Разделом 3 Соглашения предусмотрены условия и порядок предоставления субсидии. В том числе, определена необходимость соблюдения условия о достижении показателей результативности использования субсидии, установленных в Приложении N 1 к Соглашению (пункт 3.1.2.3.1).
Значение показателя результативности предоставления субсидии (приложение N 1) - I, II этапы - 4 квартал 2022, III, IV этапы - 4 квартал 2023, V, VI этапы - 4 квартал 2024 года (в редакции дополнительного соглашения от 20.01.2020 N 4).
Помимо указанных показателей результативности предоставления субсидии, приложением N 1 к соглашению N 54 установлен показатель результативности - строительство жилья гражданам, в объеме не менее 30% от общего объема вводимого жилья на земельном участке (всего 50 712,3 кв.м. (в редакции дополнительного соглашения от 20.01.2020 N4), 17 790,8 кв.м. - 4 квартал 2022 года, 16 695,9 кв.м. - 4 квартал 2023 года, 16 225,6 кв.м. - 4 квартал 2024 года) по стоимости одного квадратного метра 49 000 руб., не превышающей стоимость 1 квадратного метра, утвержденную приказом министерства строительства Хабаровского края от 27.10.2017 N 10.
Субсидия в сумме 128 400 000 руб. была перечислена застройщику, однако указанное жилье гражданам не предоставлено. Застройщиком осуществлен возврат денежных средств в сумме 5 959 159 руб. 84 коп. (образовавшаяся экономия).
Соглашения заключались в соответствии с Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий юридическим лицам на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства являющимся приложением N 13 к государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
В соответствии с Порядком (в редакции на момент заключения Соглашения N 36) условиями предоставления субсидии, в том числе, являлись:
- наличие на праве аренды (собственности) земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, или земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, либо договора о развитии застроенной территории,
- строительство жилья гражданам, имеющим право на получение социальных выплат (субсидий) в рамках реализации Программы, в объеме не менее 30% от общего объема вводимого жилья на земельном участке по стоимости одного квадратного метра жилья, не превышающей стоимость одного квадратного метра жилья, утвержденной уполномоченным органом на дату проведения конкурсного отбора застройщиков для предоставления субсидии.
В соответствии с Порядком (в редакции на момент заключения Соглашения N 54) условиями предоставления субсидии, в том числе, являлись:
- наличие на праве аренды (собственности) земельного участка;
- строительство жилья гражданам в объеме не менее 30 процентов от общего объема вводимого жилья на земельном участке по стоимости одного квадратного метра жилья, не превышающей стоимость одного квадратного метра жилья, утвержденной уполномоченным органом на дату проведения конкурсного отбора застройщиков для предоставления субсидии;
- достижение застройщиком значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении Субсидии, заключенным между уполномоченным органом и застройщиком;
- представление застройщиком в уполномоченный орган отчетов об использовании средств субсидии, о достижении значений показателей результативности использования субсидии, о выполнении графика строительства объектов; сведений о наличии остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.
Однако, выписка из ЕГРН о правах ООО "Фонд жилищного строительства" на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 03.10.2022 N КУВИ-001/2022-172967185 не содержит сведения о каких-либо правах ответчика на земельные участки, определенные соглашением с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26176, 27:23:0000000:26177, 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175.
Кроме того, согласно пункту 4 приложения N 1 к разрешению на строительство от 28.06.2018 N 27-23-318-2018, которым 27.11.2022 внесены изменения в указанное разрешение застройщиком объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска. I этап строительства" является ООО "Специализированный застройщик "Фонд жилищного строительства" (ИНН 2721242190) в связи с переходом права на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:26174 по договору аренды N 205 от 28.05.2019.
Таким образом, ответчик застройщиком указанного объекта не является.
Указанные обстоятельства установлены в рамках дела N А73-15436/2022.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств ответчиком не будут исполнены обязательства, установленные соглашениями N 36, N 54 в части предоставления жилья гражданам по определенной соглашениями стоимости квадратного метра, в связи с отсутствием у него земельных участков, определенных соглашениями.
В связи с нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в размере 233 369 127 руб. 96 коп.
Министерством в адрес ответчика направлено требование от 13.04.2023 о возврате субсидии, которое последним оставлено без удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке, ООО "Фонд жилищного строительства" требования Министерства по возврату денежных средств, предоставленных в виде субсидий на общую сумму 233 369 127 руб. 96 коп. не исполнило, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Вместе с тем, в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 названной статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий юридическим лицам на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства являющимся приложением N 13 к государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр была установлена воля законодателя относительно условий предоставления субсидии и критериев получателей субсидии, заявляющих к возмещению части затрат в связи с комплексным освоением и развитием территории.
Пунктом 4.5 соглашения N 36 и пунктом 4.3.8.2 соглашения N 54 предусмотрен возврат застройщиком субсидии в краевой бюджет по требованию министерства.
В связи с нарушением условий предоставления субсидий и недостижением показателей результативности, истец обратился к ответчику с требованием возвратить субсидию в сумме 233 369 127 руб. 96 коп., в том числе:
- по соглашению N 36 в размере 110 928 287 руб. 80 коп., которая рассчитанная исходя из квадратных метров не предоставленных гражданам 29 512 руб. 77 коп. (160 051 000 руб. х 29 512,77 кв.м. / 42 582 кв.м.)
- по соглашению N 54 в размере 122 440 840 руб. 16 коп. (не представлено 50 712,3 кв.м.).
Факт невозврата указанной денежной суммы ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, ответчик, возражая против требования Министерства о возврате субсидии, указывает на то, что возможность достижения показателей результативности по соглашению N 36 зависела от действий Министерства строительства края и граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации программы. Списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, истец в адрес ответчика не направлял, граждане самостоятельно к застройщику не обращались. Таким образом, по независящим от застройщика обстоятельствам реализация жилья льготной категории граждан была невозможна. В связи с отсутствием потребительского спроса застройщик реализовывал квартиры иным гражданам, обратившимся за его приобретением, что предусмотрено пунктом 2.2.7 соглашения. При этом, средства субсидии были полностью освоены в соответствии с целевым назначением.
Ответчик также указывает на то, что истцом был нарушен порядок возврата субсидии, предусмотренный разделом 4 соглашения N 36, а именно: акт о выявленных недостатках и сроках их устранения не составлялся и в адрес застройщика не направлялся.
Кроме того, ответчик указал, что в рамках соглашения N 36 субсидия была предоставлена не в полном объеме при существующей потребности 329 736 000 руб., фактически было предоставлено 160 051 000 руб. В связи с чем, в 2017 году было заключено соглашение N 54 о предоставлении дополнительных 128 400 000 руб. на те же цели для строительства тех же самых объектов. Несмотря на то, что финансирование было осуществлено не в полном объеме, на застройщика была возложена обязанность дополнительно реализовать 50 712,3 кв.м. жилья по цене 49 000 руб. за 1 кв.м. Таким образом, обязанность по реализации дополнительных 50 712,3 кв.м. является необоснованной.
Оценив данные доводы ответчика, аналогичные доводам жалобы, суд первой инстанции признал их несостоятельными ввиду следующего.
Так, выполнение условий предоставления субсидии в части: строительство котельной, осуществление технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, без выполнения обязательств, возложенных на застройщика пунктами 2.2.7, 9.1 соглашения N 36 не может расцениваться как исполнение условий соглашения.
Пунктом 2.2.7 соглашения предусмотрено, что если по независящим от застройщика обстоятельствам реализация жилья льготной категории граждан невозможна (отсутствуют потребительский спрос), застройщик реализует его любым гражданам, обратившимся за его приобретением.
При этом, пункт 2.2.7 необходимо толковать во взаимосвязи с пунктом 9.1, согласно которому соглашение считается исполненным в полном объеме после выполнения застройщиком обязательств по строительству на принадлежащих ему земельных участках, указанных в разделе 1 соглашения, жилья экономического класса льготной категории граждан, с учетом особенностей, установленных пунктом 2.2.7 соглашения, в объеме 42 582 квадратных метра и по стоимости одного квадратного метра такого жилья не более 49 000 руб.
Исходя из буквального толкования пунктов 2.2.7 и 9.1 соглашения N 36, застройщик в случае отсутствия потребительского спроса реализует квартиры любым гражданам, обратившимся за его приобретением, по заниженной цене.
Между тем, ответчик реализовал квартиры по стоимости превышающей, установленной соглашением, что подтверждается его отчетами, имеющимися в материалах дела.
Исходя из цели предоставления субсидии, ответчик должен был реализовать 30% площади льготного жилья, чего достигнуто не было.
При этом, судом принято во внимание, что ни соглашение N 36, ни Порядок N 05-пр не содержат положений, обязывающих Министерство направлять в адрес застройщика информацию о гражданах, относящихся к льготной категории.
Пунктом 4.3 соглашения N 36 предусмотрено, что при нарушении застройщиком условий предоставления субсидии министерство в течение семи рабочих дней с момента обнаружения соответствующих нарушений составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.
В случае не устранения застройщиком нарушений в сроки, указанные в акте, Министерство в течение трех рабочих дней принимает решение о возврате субсидии в краевой бюджет и направляет застройщику требование о ее возврате (пункт 4.4).
Застройщик в течение 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии обязан осуществить ее возврат в краевой бюджет (пункт 4.5).
Ссылка ответчика на нарушение порядка возврата субсидии правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку составление акта было нецелесообразно. Решением по делу N А73-15436/2022 установлено, что ООО "Фонд жилищного строительства" застройщиком объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Совхозной в Железнодорожном районе г. Хабаровска", правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0000000:26176, 27:23:0000000:26177, 27:23:0000000:26174, 27:23:0000000:26175 не является, возможности исполнения обязательств по строительству жилья гражданам,, исходя из стоимости 1 кв.м. 49 000 руб. не имеет.
При таких обстоятельствах, составление и направление акта с выявленными нарушениями и установлением сроков их устранения не привело бы к их устранению и исполнению условий соглашения N 36.
Довод ответчика, аналогичный доводу жалобы, о необоснованном возложении на него обязанности по дополнительной реализации жилья при недофинансировании, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку принятие решения о предоставлении субсидии является правом публичного субъекта, а не обязанностью, в связи с чем, Министерство не обязано было предоставлять застройщику субсидию в необходимом для него размере.
Ввиду изложенного, ответчику в рамках дела N А73-15436/2022 было отказано в понуждении Министерства - как уполномоченного органа к принятию решения об изменении (увеличении) размера предоставленной истцу субсидии и, внесения изменений в соглашение N 54 от 15.12.2017.
Условия предоставления субсидии, установленные соглашением N 54, соответствуют положениям пунктам 2.2, 2.6 Порядка N 205-пр.
Кроме того, судом принят во внимание возврат ответчиком денежных средств в сумме 5 959 159 руб. 84 коп., как образовавшуюся экономию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о о доказанности факта нарушения ответчиком условий предоставления субсидии по соглашениям N 36, N 54 и обоснованности требований Министерства о возврате субсидии, в связи с чем, обязал ООО "Фонд жилищного строительства" возвратить субсидию в размере 233 369 127 руб. 96 коп. в краевой бюджет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем определение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.11.2023 по делу N А73-11081/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11081/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФОНД ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"