г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-26190/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020
по делу N А40-26190/20-28-188, принятое судьей Хорлиной С.С.
по иску ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "ЛУКОЙЛ" (ИНН 7708004767, ОГРН 1027700035769)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании за ПАО "ЛУКОЙЛ" права вносить арендную плату по договору аренды земельного участка от 28.12.2012 N М-01-039921 начиная с 14.02.2017, исходя из кадастровой стоимости в размере 129 497 000 руб., а именно за первый год после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 942 455 руб. за период с 14.02.2017 по 13.02.2018 и 60% от кадастровой стоимости земельного участка за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления, что составляет 77 698 200 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кодоев А.А. по доверенности от 18 августа 2020 года, диплом N 107704 0134086 от 13 февраля 2019 года;
от ответчика: Стародубцев М.Е. по доверенности от 25 ноября 2019 года, диплом N ВСА 0008294 от 20 июня 2003 года;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о:
- признании за истцом права вносить арендную плату по договору аренды земельного участка от 28.12.2012 N М-01-039921 начиная с 14.02.2017 исходя из кадастровой стоимости в размере 129497000 руб., а именно за первый год после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1942455 руб. за период с 14.02.2017 по 13.02.2018 и 60% от кадастровой стоимости земельного участка за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления, что составляет 77698200 руб.
- обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы, подлежащей уплате Обществом по указанному договору за период с 14.02.2017 по 13.02.2018 исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка в размере 129497000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020 по делу N А40-26190/20 исковые требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.12.2012 г. между истцом (арендатором) и Московским земельным комитетом (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключён договор аренды земельного участка N М-01-039921 (далее - Договор), по которому истцу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1298 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Уланский пер., вл. 5, стр. 1,2, кадастровый номер 77:01:0001086:3040 (далее - Земельный участок).
01.10.2014 между сторонами было заключено дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение), согласно п. 1.2. которого срок действия Договора установлен до 24.07.2020 года.
Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения изменена цель предоставления аренды земельного участка на проектирование и строительство (реконструкция) объекта капитального строительства.
На основании п. 4.11 Дополнительного соглашения арендная плата по Договору после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в сумме 60,0% от кадастровой стоимости земельного участка и 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления. За второй год срока действия договора аренды, а также с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, годовой размер арендной платы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу п. 5 Дополнительного соглашения оно вступает в силу с момента государственной регистрации.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Москве 14.02.2017.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец посчитал, что расчет арендных платежей исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка должен производиться начиная с 14.02.2017 г.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в 2017 году значительно превышает его рыночную стоимость, реализуя право, предоставленное статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ), Общество обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением от 13.11.2017 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установленной по итогам государственной оценки по состоянию на 01.01.2016, и приведению ее в соответствие с рыночной стоимостью.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 28.11.2018 N 3а-4050/2018 кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 129497000 руб. Установленная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2017 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В связи с этим Общество обратилось в Департамент с письмом от 18.09.2019 N 17-04-718 bЛ, в которой просил произвести перерасчет арендных платежей за 2017 и 2018 годы.
Письмом от 25.09.2019 N ДГИ-167602/19-(0)-1 Департамент отказал в перерасчёте арендных платежей за указанный период.
В досудебном порядке истцом направлена претензия от 20.11.2019 N 17-215аЛ с требованием о перерасчете арендной платы, которая ответчиком не исполнена.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу п. 12 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
На основании п.п. 3, 5 ст. 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
То есть, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи, с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Согласно п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном, на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как указано в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Частями 1, 3 статьи 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" указано, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как указано выше, вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 28.11.2018 N 3а-4050/2018 кадастровая стоимость Земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года установлена равной его рыночной стоимости в размере 129497000 руб.
Принятое решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ.
Установленная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2017 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановлением Правительства от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" введен принцип исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец с учетом положений п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", п. 3.4 и приложения N 2 к Договору имеет право вносить арендную плату за первый год срока аренды после изменения цели предоставления земельного участка в размере, определяемом в соответствии с Постановлением N 273-ПП и условиями Договора в размере суммы 1,5% и 60% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной по результатам оспаривания кадастровой стоимости решением Московского городского суда от 28.11.2018 N 3а-4050/2018, а именно: в размере 129497000 руб.
При этом заключение дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы не требуется.
Отклоняя довод ответчика о ненадлежащем способе защиты права, суд первой инстанции посчитал, что судебная защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права принадлежат истцу.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020 по делу N А40-26190/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26190/2020
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "ЛУКОЙЛ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ