г. Красноярск |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А69-1194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Рукосуевым Л.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, г. Кызыл)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 24 июля 2020 года по делу N А69-1194/2019
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТЫВАЭНЕРГОСБЫТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СЕРВИС ПЛЮС" о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.02.2019 г. по 28.02.2019 г. в размере 249 859,46 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 июля 2020 года иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 186 458,62 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал следующее:
- в обоснование принятого судом контррасчета по нормативам потребления электрической энергии ответчиком не представлены размеры площадей мест общего пользования,
- при этом ответчиком применены иные размеры, чем указаны в технических паспортах, тогда как сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом (техпаспорте),
- в аналогичном деле А69-2621/2018 судом апелляционной инстанции применены данные технических паспортов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 26.11.2020.
Протокольным определением от 26.11.2020 в судебном заседании объявлен перерыв до 01 декабря 2020 года до 11 часов 00 минут.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон.
Истцом по запросу суда представлены копии технических паспортов, которые приобщены апелляционным судом в целях более полного и всестороннего исследования обстоятельств дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 09.01.2013 N 1115.
Согласно пункту 2.1. договора гарантирующий поставщик подает электроэнергию (мощность) в точки поставки потребителя, указанные в приложении N 4 в количестве, определенном на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета и (или) расчетными методами и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 4.2.1. договора гарантирующий поставщик имеет право произвести расчет фактического потребления электрической энергии на основании акта контрольного снятия показаний, оформленного и подписанного сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком.
Согласно пункту 5.1.1. договора потребитель обязуется потреблять и оплачивать электрическую энергию до окончания срока действия договора на электроснабжение.
Пунктом 5.1.11. договора предусмотрено, что потребитель обязан по объектам, перечисленным в приложении N 4 к договору снимать и предоставлять с 23 по 26 число каждого месяца гарантирующему поставщику показания расчетного, контрольного (при наличии) и коллективного (общедомового) прибора учета, в письменном виде за подписью ответственного лица потребителя и заверенные печатью, способом, позволяющим подтвердить факт их получения.
Порядок расчетов за пользование электрической энергией согласован сторонами в разделе 7 договора.
30.11.2016 стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которого Приложение N 4 к договору дополнено точками поставки: многоквартирный жилой дом по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д.70.
Согласно расчету электроэнергии за февраль 2019 года истец осуществлял поставку электрической энергии на объекты ответчика на сумму 249 859 рублей 46 копеек.
В подтверждение количества потребленной электрической энергии истцом в материалы дела представлены акты снятия показаний приборов учета электроэнергии, акты приема-передачи электрической энергии за спорный период.
Для оплаты потребленной электрической энергии истец выставил ответчику счет-фактуру от 28.02.2019 N 2833 и акт N 2833 на сумму 249 859 рублей 46 копеек.
Претензией от 23.03.2019 N 2185/11 истец предложил ответчику погасить имеющуюся у последнего задолженность в общем размере 3 191 234 рублей 52 копейки, в течение 30 дней со дня получения претензии.
За спорный период ответчиком не произведена оплата за потребленную электроэнергию, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами § 1, 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Факт поставки истцом в спорный период коммунальных ресурсов подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком, равно как и не оспаривается тот факт, что в спорный период, ответчик осуществлял управление спорными многоквартирными жилыми домами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела расчет и контррасчет, и установив, что объем электроэнергии определен расчетным способом, исходя из мест общего пользования в многоквартирном доме и установленного тарифа, суд первой инстанции произвел расчет, согласно которого, учитывая представленный контррасчет ответчика и данные технических паспортов, задолженность составила 186 458 рублей 62 копейки. В указанной части требования истца удовлетворены судом первой инстанции.
Возражая относительно указанной судом первой инстанции суммы задолженности, истец указал, что в контррасчете ответчиком не представлены размеры площадей мест общего пользования, при этом ответчиком применены иные размеры, чем указаны в технических паспортах, тогда как сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом (техпаспорте).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определяется по формуле 10, которая содержится в приложении N 1 к Правилам N 306 (пункт 9 приложения 1).
Составляющая данной формулы Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не была раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 08 февраля 2017 года N 303-КГ16-17972 указано, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
Для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в МКД, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом МКД, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом МКД, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного с учетом площади чердаков и подвалов.
Истец указывает, что ответчиком применены иные размеры, чем указаны в технических паспортах, тогда как сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом (техпаспорте).
Сведения о составе и состоянии общего имущества в соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - постановление N 491) отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение N 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Информация о составе общего имущества МКД и мест общего пользования содержится и на сайте ГИС ЖКХ.
При этом действующее законодательство не ограничивает стороны в представлении иных доказательств, подтверждающих достоверность используемых ими сведений о размере площадей мест общего пользования МКД и составе его общего имущества.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции определением от 28.09.2020 истцу предложено представить подробные расчеты с приложением технических паспортов в обоснование расчета.
16.10.2020 в материалы дела от истца поступил сравнительный расчет за февраль 2019 года и технические паспорта на спорные многоквартирные дома. С учетом данных, отраженных в технических паспортах спорных МКД, согласно сравнительному расчету истца задолженность за спорный период составляет 225 671 рубль 03 копейки.
Судом апелляционной инстанции при проверке расчета задолженности установлено, что в расчете имеются расхождения в части размера площади мест общего пользования с данными отраженными в технических паспортах, представленных в материалы дела.
Проверив представленный истцом сравнительный расчет задолженности на сумму 225 671 рубль 03 копейки, апелляционная коллегия признает его арифметически верным, выполненным с учетом действующего законодательства, а также с учетом данных, отраженных в технических паспортах объектов.
Указанный расчет ответчиком не оспорен, доводов и возражений относительно данного расчета не приведено.
С учетом изложенного на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части решения в измененной редакции.
На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По этим же правилам распределяются судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составляет 7 997 рублей. Истцу при подаче искового заявления, была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взыскать 7 223 рублей, с истца 774 рубля.
При подаче апелляционной жалобы, ответчику предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взыскать 2709 рублей 60 копеек, с истца 290 рублей 40 копеек.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 июля 2020 года по делу N А69-1194/2019 Исковое заявление Акционерного общества "Тываэнергосбыт" удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сервис Плюс" (ИНН 1701042667, ОГРН 1071701001701) в пользу акционерного общества "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065) задолженность в размере 225 671 рубль 03 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сервис Плюс" в доход федерального бюджета в размере 9932 руб. 60 коп. рублей государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с акционерного общества "Тываэнергосбыт" в доход федерального бюджета в размере 1064 руб. 40 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1194/2019
Истец: АО "Тываэнергосбыт"
Ответчик: ООО "СЕРВИС ПЛЮС"