г. Хабаровск |
|
02 декабря 2020 г. |
А73-4729/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае": Сизова Марина Ивановна, представитель по доверенности от 07.09.2020 N 10.
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Васина Наталья Александровна, представитель по доверенности от 03.08.2020 N 98.
от Министерства обороны Российской Федерации: Солдатенко Дмитрий Александрович, представитель по доверенности от 10.11.2020 N 207/4/75д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 06.10.2020
по делу N А73-4729/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 1132700001917, ИНН 2722999970)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115); Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 005 468 руб.11 коп.
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (далее - истец, НО "Фонд капитального ремонта") обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, с учетом уточнения, задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2018 г. по 29.02.2020 г. в размере 973 816 руб. 85 коп., пени в размере 31 651 руб. 26 коп.
Решением суда от 06.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратились ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ и МО РФ с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда, принять решение суда об отказе в удовлетворении иска.
ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ в жалобе приводит доводы о том, что право оперативного управления на спорные объекты зарегистрировано за Учреждением 17.04.2019, следовательно, до указанного периода на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт. Заявитель обратил внимание на то, что содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности Учреждения согласно его Уставу, в связи с чем финансирование на эти цели не выделяется.
МО РФ в жалобе приводит доводы об отсутствии в деле доказательств принадлежности спорных помещений Министерству обороны РФ. Ввиду предъявления истцом требования о взыскании долга за иной период, истец должен подтвердить, что в указанный период спорные помещения принадлежали ответчикам. При этом, ссылка на судебные акты по иным делам, по мнению заявителя жалобы, необоснована. Кроме этого, как указано МО РФ, платежные документы по оплате взносов на капитальный ремонт в адрес Учреждения не направлялись. МО РФ возражало также в части привлечения его к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика.
НО "Фонд капительного ремонта" в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, МО РФ настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзывах.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.09.2013 N 260-пр учреждена Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", осуществляющая свою деятельность на территории Хабаровского края.
В соответствии со статьей 180 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких МКД, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт региональный фонд в судебном порядке вправе потребовать их принудительного взыскания в фонд капитального ремонта.
Как следует из перечня объектов жилищного фонда, находящегося в собственности или на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, а также выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ находятся помещения, расположенные по адресам: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, д.25, корпус 2, кв. 1, 10, 100-109, 11, 110-119, 12, 120-129, 13, 130-139, 14, 140-149, 15, 150, 151, 152, 153-159, 16, 160-169, 17, 170-179, 18, 180-189, 19., 190-199, 2, 20, 200-211, 21-29, 3, 30-39, 4, 40-49, 5, 50-69, 6, 7, 70-79, 8, 80-89, 9, 90-95, 97- 99, пом.1001. При этом перечень объектов жилищного фонда передан истцу в целях начисления взносов на капитальный ремонт обособленным подразделением "Хабаровский" ООО "ГУЖФ".
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.05.2014 N 1847-па в отношении МКД, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре помещения, в которых находятся в оперативном управлении (собственности) ответчика, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В период с октября 2018 года по февраль 2020 года НП "Фонд капитального ремонта", руководствуясь предписаниями жилищного законодательства, производил начисление взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ взносы на капитальный ремонт не перечислило, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ, статьями 36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению.
Статьей 169 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии со статьей 180 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких МКД, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт региональный фонд в судебном порядке вправе потребовать их принудительного взыскания в фонд капитального ремонта.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе судебные акты, принятые по делам А73- 14088/2017, А73-17078/2018 по искам НО "Фонд капитального ремонта" о взыскании с ответчиков задолженности за иной период, суд установил, что ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ на праве оперативного управления владеет спорными помещениями.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу, как противоречащие установленным судом по делу обстоятельствам и положениям статьи 296 ГК РФ.
При этом суд на основании положений статей 169, 170, 180 ЖК РФ пришел к выводу о том, что региональным оператором, на счет которого собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт, является Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".
Согласно уточненному расчету иска сумма начисленных ответчику в период взносов на капитальный ремонт в отношении указанных помещений за период с 01.03.2017 по 29.02.2020 составила 973 816 руб. 85 коп. При проверке расчета установлено, что таковой осуществлен исходя из минимальных нормативных показателей, последовательно утверждавшихся Постановлениями Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 N 192-пр, от 13.06.2018 N 214-пр, от 19.06.2019 N 243-пр.
Суд, проверив уточненный расчет, признал его верным. При этом, доказательств оплаты долга в полном объеме ответчиком в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание наличие у ответчика установленной законом обязанности по уплате спорных взносов, доказанность принадлежности Учреждению поименованных в иске и уточнениях к нему объектов, соответствие избранного истцом механизма определения платы предусмотренному законом порядку, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании долга в сумме 973 816 руб. 85 коп.
Поскольку материалами дела подтвержден факт неоплаты учреждением взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, судами обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании пени на основании статьи 330 ГК РФ, ст. 155 ЖК РФ.
Согласно расчету истца, пени, исходя из ключевой ставки Банка России 4,25% за период с 11.12.2018 по 05.04.2020 составили 31 651 руб. 26 коп.
Расчет проверен судом и признан верным.
В силу статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
На основании статьи 158 БК РФ субсидиарную ответственность должен нести собственник имущества бюджетного учреждения - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом указанных норм права, суд пришел к верному выводу о том, что в случае недостаточности у ответчика денежных средств для уплаты долга и пени к субсидиарной ответственности следует привлечь соответчика.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии прав Учреждения, МО РФ на соответствующие помещения не могут быть приняты апелляционным судом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является право оперативного управления имуществом (статья 296).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Кроме того, на основании пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.21996 N 61- ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Заявляя в апелляционных жалобах об отсутствии прав на соответствующие помещения, соответчики в нарушение статьи 65 АПК РФ не представили в суд первой инстанции какие-либо доказательства того, что помещения, расположенные по адресам: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, д.25, корпус 2, кв. 1, 10, 100-109, 11, 110-119, 12, 120-129, 13, 130-139, 14, 140-149, 15, 150, 151, 152, 153-159, 16, 160-169, 17, 170-179, 18, 180-189, 19., 190-199, 2, 20, 200-211, 21-29, 3, 30-39, 4, 40-49, 5, 50-69, 6, 7, 70-79, 8, 80-89, 9, 90-95, 97- 99, пом.1001 не находятся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, не указали собственника указанных помещений.
Доводы жалобы о том, что содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности учреждения, определенных Уставом, в связи с чем возложение обязанности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта многоквартирных домов не входит в полномочия ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ; бюджетная система учреждения не предусматривает средства на оплату взносов в фонд капремонта МКД, подлежат отклонению, поскольку не освобождают ответчика от обязанности как собственника помещений вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Довод Минобороны России об отсутствии доказательств направления платежных документов (счетов) не может быть принят во внимание, учитывая установленную законом обязанность собственника по внесению взносов на капитальный ремонт, минимальный размер которых установлен Постановлениями Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 N 192-пр, от 13.06.2018 N 214-пр, от 19.06.2019 N 243-пр.
На основании вышеизложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому жалобы удовлетворению не подлежат.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб заявители освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.10.2020 по делу А73-4729/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4729/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР-ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Ответчик: Министерство обороны РФ, РФ в лице Министерства обороны РФ, ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ