город Томск |
|
2 декабря 2020 г. |
Дело N А45-3317/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал 21) (N 07АП-9714/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.09.2020 по делу N А45-3317/2020 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению акционерного общества "Ремонтэнергомонтаж и сервис" (ОГРН 1125476147730) с. Толмачево к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал 21)о признании решения от 15.11.2019 N 60 н/с недействительным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ремонтэнергомонтаж и сервис" (далее - общество, ООО "Ремонтэнергомонтаж и сервис") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 21 (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 15.11.2019 N 60 н/с.
Решением от 17.09.2020 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что предусмотренная коллективным договором денежная выплата работникам на содержание детей в детских дошкольных учреждениях не относится к компенсационным выплатам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) является исчерпывающим.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
От общества поступило ходатайство об участии в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы путем онлайн-заседания, оформленного ненадлежащим образом, о чем по телефону извещено, предложено надлежащим образом оформить ходатайство.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечивших явку своих представителей, в том числе не представлено ходатайств о проведении судебного заседания в режиме онлайн-заседания. Фондом социального страхования заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС России по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 22.10.2019 N 60 н/с.
По результатам проверки Фондом вынесено решение от 15.11.2019 N 60 н/с о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому обществу начислены страховые взносы в размере 931,56 руб., пени в размере 113,90 руб., а также общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 186, 31 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что материальная помощь, выплачиваемая работникам общества в связи с проведением дорогостоящего лечения (предусмотрена коллективным договором) имеет своей целью оказание им помощи в обустройстве, оздоровлении, а частичная компенсация расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (предусмотрена коллективным договором) имеет целью оказание помощи работникам, имеющим детей; данные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеют нерегулярный характер, производятся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, подразумевают в данном случае безвозмездную передачу денежных средств (то есть, какое-либо вознаграждение отсутствует), носят социальный характер, следовательно, спорные выплаты не должны учитываться при расчете базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности доказывания обстоятельств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 20.2 указанного закона не подлежат обложению страховыми взносами:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации),
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Фонд, доначисляя страховые взносы, указывает, что произведенные обществом выплаты не входят в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Компенсация стоимости услуг, связанных с содержанием детей в муниципальных дошкольных учреждениях, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Материальная помощь, выплачиваемая работникам общества в связи с проведением дорогостоящего лечения (предусмотрена коллективным договором) имеет своей целью оказание им помощи в обустройстве, оздоровлении, а частичная компенсация расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (предусмотрена коллективным договором) имеет целью оказание помощи работникам, имеющим детей.
Предусмотренные коллективным договором материальная помощь, выплачиваемая работникам АО "РЭМиС" в связи с проведением дорогостоящего лечения и частичная компенсация расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, носят социальный характер, следовательно, спорные выплаты не должны учитываться при расчете базы по страховым взносам.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер и зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Данные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеют нерегулярный характер, производятся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, подразумевают в данном случае безвозмездную передачу денежных средств (то есть, какое-либо вознаграждение отсутствует), носят социальный характер, следовательно, спорные выплаты не должны учитываться при расчете базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего до 01.01.2017), так и в соответствии с частью 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, признаются только выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Заявителем соблюдены все условия для исключения указанных выплат из базы для начисления страховых взносов, предусмотренные статьями 20.1, 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ. Основания для взыскания суммы не уплаченных страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 931,56 руб., а также для взыскания штрафа и пеней у Фонда отсутствуют.
Довод о том, что суд допустил противоречия в своих выводах относительно объема удовлетворенных требований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно резолютивной части заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признано недействительным решение Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 21) от 15.11.2019 N 60 н/с.
Указание в описательно-мотивировочной части "_суд считает их подлежащими удовлетворению в части_" свидетельствует о допущенной описке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства в рассматриваемой ситуации Фондом не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.09.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3317/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал 21) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3317/2020
Истец: АО "РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС", АО "РЭМиС"
Ответчик: ГУ Новосибирское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд