г. Москва |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А41-21370/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виа-Групп" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2020 по делу N А41-21370/20 по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Виа-Групп" о взыскании, третьи лица: администрация Солнечногорского городского округа Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского городского округа Московской области,
при участии в заседании:
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Юносова Л.А. по доверенности от 22.07.2019, диплом о высшем юридическом образовании,
от ООО "Виа-Групп" - извещено, представитель не явился,
от администрации Солнечногорского городского округа Московской области - извещено, представитель не явился,
от Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского городского округа Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Виа-Групп" (далее - ответчик, общество) с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 3 137 680 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в бюджет городского округа Солнечногорск Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Солнечногорского городского округа Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.09.2020 по делу N А41-21370/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Определением Министерства экологии и природопользования Московской области от 24.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении N 01/25/0108/2019, поводом к возбуждению которого является поступившее в адрес истца обращение от 16.07.2019 N 26ОГ-8779 о несанкционированном размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области (т. 1 л.д. 56, 57).
Определением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.08.2019 назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО "Экоцентр", по следующим вопросам: площадь (м2) и объем (м3) размещенных (складированных) отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области; размер вреда, причиненный окружающей среде размещением (складированием) отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области.
Согласно представленному Министерству экологии и природопользования Московской области экспертному заключению, выполненному ООО "Экоцентр", площадь складированных отходов на момент проведения 09.08.2019 маркшейдерских изысканий на исследуемой территории, расположенной в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской обл. на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984, составил 2 655 м. При ответе на второй вопрос, поставленный определением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.08.2019, ООО "Экоцентр" указал, что вопрос выходит за пределы компетенции экспертов, ответить на данный вопрос в рамках проведенного исследования не представляется возможным.
Определением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.08.2019 назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО "Экополигон", по следующим вопросам: определить компонентный состав, вид и класс опасности отходов, размещенных (складированных) на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области; определить размер вреда, причиненный окружающей среде размещением (складированием) отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области.
Согласно представленному Министерству экологии и природопользования Московской области экспертному заключению, выполненному ООО "Экополигон" по результатам лабораторных исследований установлено: по морфологическому составу объединенные пробы 4251035 и 4251036, отобранные на части земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области, представляют собой грунт с включением отходов строительства, ремонта, сноса, четверного класса опасности для окружающей природной среды; размер вреда, причиненный окружающей среде размещением (складированием) отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 в районе д. Мошницы г.о. Солнечногорск Московской области, составляет 3 137 680 руб.
Согласно представленной истцом в материалы дела выписке из ЕГРН от 24.07.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010501:984 данные о правообладателе отсутствуют.
Ответчик представил в материалы дела договор аренды земельного участка N 1024 от 01.11.2008, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района и ООО "Трастлайн", согласно п. 1.1 которого Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района предоставляет, а ООО "Трастлайн" принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 29 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:09:0010501:984, расположенный: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Смирновское, деревня Мошницы, для общественно-делового и гражданского строительства (размещение многофункционального торгово-бытового комплекса, включающего в себя пункты быстрого питания, магазины по продаже различных товаров, АЗС, общественные туалеты, складские помещения, отделения банков и банкоматы, службу оказания экстренной помощи на дорогах, медпункт и аптеку, опорный пункт милиции и иные услуги придорожного комплекса), который был зарегистрирован в установленном законом порядке 14.05.2009.
Ответчиком в материалы дела также представлен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка N 1024 от 01.11.2008, заключенный между ООО "Трастлайн" и ответчиком 01.10.2012, зарегистрированный Управлением Росреестра по Московской области 31.10.2012, согласно которому ООО "Трастлайн" уступает ответчику все свои права и обязанности по договору аренды земельного участка N 1024 от 01.11.2008.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2019, договор аренды земельного участка N 1024 от 01.11.2008 был расторгнут.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области N 01/25/0108/2019 от 15.11.2019 о назначении административного наказания ООО "ВиаГрупп" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 (т. 1 л.д. 20-29).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании 3 137 680 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 6 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с п. 14.5 Постановления Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области" министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п. 12.2 Постановления Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области" к полномочиям министерства относится осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0010501:984 был передан ООО "Трастлайн" по передаточному акту N 304 от 01.11.2008, при этом акт обследования земельного участка о наличии либо отсутствии на земельном участке построек размещенных строительных и иных материалов/отходов между сторонами не пописывался, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку из содержания передаточного акта N 304 от 01.11.2008 следует, что земельный участок пригоден для использования по назначению, указанному в договоре, претензий со стороны ООО "Трастлайн" не имеется.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в материалах дела имеется также акт приема-передачи земельного участка от 01.10.2012, из содержания которого следует, что ООО "Трастлайн" и ответчик взаимных претензий по поводу состояния земельного участка не имеют. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0010501:984 был передан ответчику в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.
Довод ответчика об отсутствии претензий со стороны арендодателя и лица, осуществляющего полномочия по распоряжению земельным участком, не влияет на законность выводов суда первой инстанции.
Ответчик не опроверг надлежащими доказательствами факт использования участка для размещения отходов 4 класса опасности без наличия оформленных в установленном порядке разрешений для использования спорного участка в указанных целях.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что, как было указано выше, Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области N 01/25/0108/2019 от 15.11.2019 о назначении административного наказания, ООО "Виа-Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010501:984 (т. 1 л.д. 20-29).
Данное постановление вступило в законную силу.
Обстоятельства, изложенные в представленных истцом в материалы дела протоколах, постановлении об административном правонарушении, ответчиком надлежащим образом также не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление N 01/25/0108/2019 от 15.11.2019 о назначении административного наказания является незаконным, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку законность данного постановления не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
При этом постановление N 01/25/0108/2019 от 15.11.2019 о назначении административного наказания не было оспорено ни в порядке подчиненности, ни в судебном порядке, не признано незаконным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, на наличие таких обстоятельств заявитель апелляционной жалобы не ссылался.
С учетом изложенного, факт допущенного ответчиком нарушения подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу и представленных доказательств не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2020 по делу N А41-21370/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21370/2020
Истец: Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: ООО "ВИА-ГРУПП"