г. Саратов |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А57-29335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-29335/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, тер. 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, оф. 506, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), Горбулина Надежда Михайловна (г. Саратов), Горбулина Е.С. (г. Саратов),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 06.09.2019 N 259-05-05.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 06.09.2019 N 259-05-05.
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 06.08.2019 N 961-05-07 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Т Плюс" с целью рассмотрения обращений граждан по вопросу соблюдения обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 6, по результатам которой составлен акт от 06.09.2019 N 592-05-06.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований пунктов 42(1), 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за период с января по апрель 2019 года.
06.09.2019 инспекцией ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 259-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 09.12.2019 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с января по апрель 2019 года в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 6, в соответствии с требованиями пунктов 42(1), 54 Правил предоставления коммунальных услуг: удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определить по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, при этом показатель Qот рассчитать как произведение общей площади жилых и нежилых помещений на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению; объем тепловой энергии, использованной на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного в многоквартирном доме, определить по формуле 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг; объем потребленной за расчетный период тепловой энергии на нужды отопления определить как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома; размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, объем тепловой энергии на нужды отопления распределить пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений.
ПАО "Т Плюс", полагая, что предписание инспекции от 06.09.2019 N 259-05-05 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основывался на том, что у ПАО "Т Плюс" отсутствовали основания для применения при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению формулы 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, поскольку в указанном многоквартирном доме используется централизованная система теплоснабжения и горячего водоснабжения, а имеющаяся в доме котельная, используемая для нагрева воды, не является автономной.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ходе проверки административным органом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 6, отсутствуют централизованная система отопления, централизованная система горячего водоснабжения, коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (теплообменник), дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (СПТ943.2), который фиксирует объем тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды для предоставления коммунальной услуг по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Поскольку оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, применение при расчете платы формул 20, 20(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, используемых для расчета размера платы за горячее водоснабжение, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
В акте проверки отсутствует обоснование применения формулы 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг при расчете платы за отопление.
Кроме того, из акта проверки от 06.09.2019 N 592-05-06 следует, что нарушение ПАО "Т Плюс" требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению выразилось в том, что при определении удельного расхода тепловой энергии, использованного за расчётный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг заявитель использовал неверное значение показателя Qот указанной формулы.
Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат: описания существа допущенного ПАО "Т Плюс" правонарушения (отсутствует описание порядка расчета платы, применяемого заявителем); доказательства, подтверждающие выводы инспекции об отсутствии в доме централизованной системы отопления и горячего водоснабжения (в акте указано на самостоятельное предоставление в доме только коммунальной услуги по горячему водоснабжению при помощи собственного оборудования - теплообменника и не указано, каким образом предоставляется коммунальная услуга по теплоснабжению), а также способы устранения правонарушения (описание порядка расчета, подлежащего применению).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, административный орган указывает, что поскольку многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 6, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, подлежит применению формула 20.1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Наличие либо отсутствие в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, автономной котельной, входящей в состав общего имущества дома, применяемой для приготовления горячей воды и теплоснабжения, не влияет на вывод о неправомерности применения формул 20, 20(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, используемых для расчета размера платы за горячее водоснабжение, для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы административного органа не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-29335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-29335/2019
Истец: ПАО Т Плюс
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Горбулина Е.С., Горбулина Надежда Михайловна, ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области