г. Саратов |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А12-12005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Дзержинского района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 октября 2020 года по делу N А12-12005/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Намазова Илькин Аяз оглы (г. Волгоград, ОГРНИП 317344300012134, ИНН 344114584992)
к администрации Дзержинского района Волгограда (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Намазов Илькин Аяз оглы (далее - ИП Намазов И.А., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения администрации Дзержинского района Волгограда (далее - администрация, орган местного самоуправления), выраженное в письме от 29.04.2020 N 01-21-Ж/1547-20 об отказе в предоставлении компенсационного места, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40, площадью 18 кв.м, N 1.1716 в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (далее - Схема размещения НТО), обязании администрации устранить допущенные нарушения и предоставить предпринимателю компенсационное место, расположенное по адресу: Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40, площадью 18 кв.м, N 1.1716 в Схеме НТО.
Решением суда первой инстанции от 15 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации, выраженное в письме от 29.04.2020 N 01-21-Ж/1547-20 об отказе в предоставлении компенсационного места, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, д. 40, площадью 18 кв.м, N 1.1716 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда, обязал администрацию принять решение по обращению ИП Намазова И.А.о. о предоставлении компенсационного места, расположенного по адресу: ул. 8-й Воздушной Армии, д. 40, площадью 18 кв.м (номер в Схеме 1.1716) в порядке пункта 2.13 Решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда".
Кроме того, с администрации в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ИП Намазов И.А. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП Намазовым И.А. и администрацией Тракторозаводского района г. Волгограда заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда от 04.02.2019 N 251, согласно которому предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта - киоска для реализации продовольственных и непродовольственных товаров по адресу: г. Волгоград, ул. им. Менжинского, д. 23 (номер в Схеме размещения НТО 1.1018) на срок до 31.12.2021.
Уведомлением от 04.02.2020 N 13/443 администрация Тракторозаводского района г. Волгограда сообщила предпринимателю о том, что решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" (далее - межведомственная комиссия) определено несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта: номер места 1.1018 по адресу: г. Волгоград, ул. им. Менжинского, д. 23, киоск, продовольственные непродовольственные товары, в связи с чем данное место исключено из Схемы размещения НТО в соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии от 24.01.2020 N 1/2020.
Также в указанном уведомлении предпринимателю предложено в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления об исключении из Схемы размещения НТО места размещения нестационарного торгового объекта направить уведомление о выборе места из числа свободных мест в Схеме или в случае отсутствия свободных мест, либо отказа хозяйствующего субъекта от такого места - предложение о предоставлении иного компенсационного места в администрацию Тракторозаводского района, либо в администрацию другого района Волгограда.
02.03.2020 ИП Намазов И.А. обратился в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о предоставлении компенсационного места по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40 (номер в Схеме размещения НТО 1.1716), площадью 18 кв.м, специализация - продовольственные и непродовольственные товары, вид объекта - павильон.
Письмом от 04.03.2020 N 01-21-Ж/742-20 администрация сообщила заявителю, что согласно акту визуального осмотра от 02.03.2020 по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40 (место в Схеме размещения НТО N 1.1716) незаконно размещен павильон, в связи с чем администрация в настоящее время не может реализовать право заявителя на предоставление выбранного компенсационного места (л.д. 42).
В данном письме ИП Намазову И.А. сообщено, что в соответствии с пунктом 2.13 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда" (далее - Порядок размещения НТО) процедура предоставления компенсационного места начинается заново, заявитель имеет право направить в уполномоченный орган уведомление о выборе места из числа свободных мест в Схеме, или в случае отсутствия свободных мест, либо отказа от такого места предложение о предоставлении иного компенсационного места в администрацию Дзержинского района Волгограда, либо в администрацию другого района Волгограда, направить уведомление о своем выборе в управление экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда.
05.03.2020 администрацией принято распоряжение N 94-20-р "О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда", согласно которому собственнику незаконно установленного нестационарного объекта по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40, предложено в течение пяти рабочих дней осуществить добровольный демонтаж объекта (пункт 1); в случае неисполнения - демонтировать самовольно установленный объект в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока на добровольный демонтаж (пункт 2) (л.д. 64-65).
Письмом от 16.04.2020 N 704ж2020 прокуратура Дзержинского района Волгограда сообщила ИП Намазову И.А. о том, что в настоящее время самовольно установленный объект в добровольном и принудительном порядке не демонтирован, согласно информации администрации района в связи с изданием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" принудительный демонтаж будет произведен после снятия ограничительных мер (л.д. 32).
24.04.2020 ИП Намазов И.А. повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40 (номер в Схеме размещения НТО 1.1716), площадью 18 кв.м, и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (л.д. 33).
Письмом от 29.04.2020 N 01-21-Ж/1547-20 администрация сообщила ИП Намазову И.А. об отсутствии у него права на получение компенсационного места размещения НТО в связи пропуском установленного пунктом 2.13 Порядка размещения НТО тридцатидневного срока на обращение с соответствующим заяволением.
ИП Намазов И.А., полагая, что отказ администрации в предоставлении компенсационного места, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 40, площадью 18 кв.м, N 1.1716 в Схеме размещения НТО, изложенный в письме от 29.04.2020 N 01-21-Ж/1547-20, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что заявление о предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта подано предпринимателем в пределах установленного срока, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 1.2.8. Порядка размещения НТО определено, что размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда без оформления земельно-правовых отношений.
В соответствии с подпунктом 2.5.2 пункта 2.5. Порядка размещения НТО договор на размещение заключается без проведения конкурса в случае предоставления хозяйствующему субъекту компенсационного места в порядке, установленном пунктом 2.13 Порядка размещения НТО.
Согласно пункту 2.13 Порядка размещения НТО компенсационное место предоставляется хозяйствующему субъекту в случаях прекращения договора на размещение в связи с исключением места размещения нестационарного торгового объекта, в отношении которого с хозяйствующим субъектом заключен соответствующий договор, из Схемы по следующим основаниям: принято решение об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд, о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей); место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям действующего законодательства.
Хозяйствующий субъект вправе выбрать компенсационное место, расположенное в границах Волгограда.
Уполномоченными органами по организации предоставления компенсационных мест являются администрации районов Волгограда.
Администрация района Волгограда не позднее чем за 10 рабочих дней до принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы надлежащим образом уведомляет лицо, с которым заключен договор на размещение, об исключении места размещения такого объекта из Схемы с указанием основания исключения.
Уведомление об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы должно содержать предложение хозяйствующему субъекту о выборе компенсационного места из числа свободных мест в Схеме или выборе иного компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта, включая право обращения в администрацию другого района Волгограда за получением компенсационного места взамен места, исключаемого из Схемы.
Хозяйствующий субъект не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы направляет в уполномоченный орган уведомление о выборе места из числа свободных мест в Схеме или в случае отсутствия свободных мест либо отказа хозяйствующего субъекта от такого места - предложение о предоставлении иного компенсационного места. Указанное уведомление может быть направлено как в администрацию района Волгограда по месту нахождения нестационарного торгового объекта, так и в администрацию другого района Волгограда. Иное компенсационное место может быть выбрано хозяйствующим субъектом самостоятельно.
В случае если хозяйствующий субъект выбрал компенсационное место из числа свободных мест в Схеме, администрация соответствующего района Волгограда в течение 3 рабочих дней надлежащим образом уведомляет хозяйствующего субъекта о необходимости заключения договора на размещение.
Хозяйствующий субъект или его представитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления должен заключить договор на размещение.
Предложение о предоставлении иного компенсационного места подлежит проверке администрацией соответствующего района Волгограда, на территории которого выбрано компенсационное место, на соответствие требованиям, установленным Приказом комитета. Указанное предложение может содержать несколько вариантов иных компенсационных мест размещения нестационарного торгового объекта.
Рассмотрение предложения хозяйствующего субъекта и принятие решения по результатам его рассмотрения осуществляются в порядке, установленном Приказом комитета.
В случае возможности включения в Схему нескольких компенсационных мест размещения нестационарных торговых объектов, предложенных хозяйствующим субъектом, уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возможности включения указанных мест в Схему надлежащим образом уведомляет Хозяйствующего субъекта о компенсационных местах, которые возможно включить в Схему.
В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о возможности включения в Схему нескольких предложенных им компенсационных мест Хозяйствующий субъект обязан направить в письменной форме в уполномоченный орган уведомление о выборе одного из компенсационных мест.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления хозяйствующего субъекта о выборе одного из компенсационных мест направляет материалы в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденную постановлением администрации Волгограда (далее - межведомственная комиссия), уполномоченную на рассмотрение вопросов о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему, для принятия решения о включении компенсационного места в Схему.
В течение 3 рабочих дней после включения компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта в Схему администрация соответствующего района Волгограда надлежащим образом уведомляет об этом хозяйствующего субъекта. Хозяйствующий субъект или его представитель в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления должен прибыть в администрацию соответствующего района Волгограда для заключения Договора на размещение.
В случае невозможности включения компенсационных мест размещения нестационарных торговых объектов, предложенных Хозяйствующим субъектом, в Схему уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения надлежащим образом уведомляет Хозяйствующего субъекта, после чего Хозяйствующий субъект в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления вправе заключить Договор на размещение в отношении любого свободного места, определенного Схемой.
В случае подачи несколькими хозяйствующими субъектами заявлений о выборе одного и того же места из числа свободных мест размещения нестационарных торговых объектов в действующей Схеме подлежит рассмотрению заявление или заключается Договор на размещение с Хозяйствующим субъектом, который подал заявление ранее других Хозяйствующих субъектов.
В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков, установленных пунктом 2.13 Порядка размещения НТО, он утрачивает право на предоставление компенсационного места.
Из материалов дела следует, что ИП Намазов И.А., получив уведомление администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 04.02.2020, выбрал место в Схеме размещения НТО из числа свободных мест и 02.03.2020, то есть в пределах установленного пунктом 2.13 Порядка размещение НТО, обратился в администрацию Дзержинского района с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения НТО.
Отсутствие у администрации возможности предоставить заявителю выбранное компенсационное место по причине нахождения на данном месте самовольно установленного нестационарного объекта, в отношении которого в сроки, определенные распоряжением администрации от 05.03.2020 N 94-20-р, не осуществлена процедура принудительного демонтажа, не может являться основанием для начала процедуры предоставления компенсационного места начинается заново, поскольку Порядок размещения НТО не содержит норм, устанавливающих начало процедуры предоставления компенсационного места заново по результатам рассмотрения уведомления о выборе места из числа свободных мест в Схеме.
Поскольку первоначально заявление о предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта подано ИП Намазовым И.А. в пределах установленного пунктом 2.13 Порядка размещение НТО срока, у администрации отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении компенсационного места, изложенного в письме от 29.04.2020 N 01-21-Ж/1547-20.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация указывает, что при обращении с заявлением от 27.04.2020 ИП Намазовым И.А. пропущен предусмотренный пунктом 2.13 Порядка размещение НТО срок на обращение с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения НТО, который должен исчисляться с 04.02.2020.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку 27.04.2020 ИП Намазовым И.А. подано повторное заявление о предоставлении компенсационного места, не имеющее самостоятельного правопорождающего значения, являющееся напоминанием о заявлении, поданном 02.03.2020.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы администрации не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 сентября 2020 года по делу N А12-12005/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12005/2020
Истец: Намазов Илькин Аяз Оглы
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА