город Омск |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А46-7631/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Дубок О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12337/2020) Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-7631/2020 (судья М.А. Третинник), принятое по заявлению Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области (ИНН 5538002156, ОГРН 1025502091735, адрес: 646580, Омская область, Усть-Ишимский район, село Усть-Ишим, улица Советская, дом 33) к Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925, адрес: 644099, город Омск, улица П. Некрасова, дом 6) о взыскании 113 353 руб. 29 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - ответчик, Министерство) субсидии на организацию транспортного обслуживания населения за август 2019 года в размере 113 353 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-7631/2020 исковые требования удовлетворены. С Министерства в пользу Администрации взыскана субсидия на организацию транспортного обслуживания населения за август 2019 года в размере 113 353 руб. 29 коп.
Возражая против принятого судебного акта, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей жалобы ее податель ссылается на то, что представленные Администрацией отчеты поступили 18.09.2019, не содержали подписи Главы муниципального района Омской области А.С. Седельникова (далее - Глава), оттиска печати, а также отсутствовала квалифицированная электронная подпись. Отчеты представлены с нарушением сроков, и, как следствие, нарушение условий предоставления субсидий, предусмотренных государственной программой Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п (далее - постановление N 262-п). Податель жалобы обращает внимание, что в письме от 11.11.2019 N УСТШ-2320 истец пояснил, что отчет за август 2019 года был предоставлен по системе электронного документооборота 13.09.2019 и доставлен в канцелярию ответчика в указанный день в 17 час. 46 мин. Так как 13.09.2019 являлось пятницей, то срок завершение рабочего времени - 16 час. 30 мин., соответственно, отчет предоставлен после завершения рабочего дня, в связи с чем зарегистрирован 16.09.2019.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 21.03.2019 N 88-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета в 2019 году на организацию транспортного обслуживания населения" Усть-Ишимскому муниципальному району были предусмотрены субсидии на 2019 год в размере 1 532 539 руб. 81 коп.
Между Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области и Министерством строительства, транспорта и инновационных технологий Омской области заключено Соглашение от 22.03.2019 N 28 о представлении в 2019 году субсидий из областного бюджета местному бюджету Усть-Ишимского муниципального района Омской области на организацию транспортного обслуживания населения.
Также Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области постановлением от 26.12.2016 N 535-п утвержден Порядок представления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.
27.05.2019 заключен муниципальный контракт N ф.2019.274602 на оказание услуг населению, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Согласно пункту 6.2 муниципального контракта АО "Омскоблавтотранс" не позднее 5 рабочих дней с момента окончания календарного месяца предоставляет в Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области финансовые документы за фактически оказанные услуги.
Данные документы за август 2019 года были предоставлены 10.09.2019. Средства местного бюджета были перечислены АО "Омскоблавтотранс".
Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области направлены 13.09.2019 в 16 час. 34 мин. в адрес Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области заверенные электронной подписью документы (сведения о стоимости выполненных работ, фактических объемах недополученных доходов перевозчика, отчет об исполнении условий предоставления и расходования субсидий из областного бюджета за август 2019 года). Данные документы были Министерством зарегистрированы 16.09.2019.
Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области указанные документы в Министерство также были направлены 18.09.2019.
Вместе с тем, Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области было принято решение о непредоставлении Усть-Ишимскому муниципальному району Омской области субсидии за август 2019 года со ссылкой на нарушение сроков представления отчетности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
09.10.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжаловано Министерством в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а выводы суда считает правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 15, пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения.
В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
По правилам части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 3 статьи 86 БК РФ).
В соответствии с государственной программой Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п, предусмотрена подпрограмма "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области", согласно которой предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование отдельных видов расходов, в том числе субсидии местным бюджетам на организацию транспортного обслуживания населения.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Омской области по обеспечению регулярным транспортным сообщением сельских (городских) населенных пунктов или городских административных районов (административных округов) в границах i-го муниципального образования Омской области.
За счет субсидий осуществляется софинансирование части расходов муниципальных образований Омской области:
1) на оплату выполненных работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам в рамках муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на компенсацию недополученных доходов перевозчиков в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам или по ограниченному органом местного самоуправления муниципального образования Омской области размеру оплаты проезда по муниципальным маршрутам по договору (соглашению), заключенному в соответствии с законодательством.
Субсидии предоставляются Минстроем Омской области, до которого как до получателя бюджетных средств доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 50 подраздела 10.2 Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на организацию транспортного обслуживания населения предусмотрено, что муниципальные образования Омской области предоставляют по формам, установленным Минстроем Омской области:
1) отчеты об осуществлении расходов бюджета муниципального образования Омской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, - ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а также не позднее 15 января года, следующего за отчетным, за декабрь и отчетный год;
2) отчеты о достижении значений результатов использования субсидий по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии - ежегодно, в срок не позднее 15 января текущего года.
3) сведения о стоимости выполненных работ по муниципальному контракту и (или) об объемах недополученных доходов перевозчиков:
- фактических, за предыдущий месяц и нарастающим итогом с начала года и по предыдущий месяц включительно - ежемесячно, в срок не позднее 15 числа текущего месяца, а также не позднее 15 января года, следующего за отчетным, за декабрь и отчетный год;
- расчетных, за декабрь текущего года - в срок не позднее 15 декабря текущего года.
Фактические сведения о стоимости выполненных работ по муниципальному контракту и (или) об объемах недополученных доходов перевозчиков подготавливаются на основании отчетов перевозчиков, представляемых в соответствующее муниципальное образование Омской области, расчетные сведения за декабрь текущего года - на основании расчетов муниципального образования Омской области;
4) отчеты об использовании субсидий за 6, 9 месяцев текущего года - в срок соответственно не позднее 15 августа и 15 ноября текущего года.
Материалами дела подтверждается, что между Министерством и Администрацией (получатель субсидий) заключено соглашение от 22.03.2019 N 28, предметом которого является представление Министерством в 2019 году получателю субсидии на организацию транспортного обслуживания населения с целью софинансирования части расходов на оплату выполненных работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Омской области по муниципальному контракту, заключенному в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и (или) на компенсацию недополученных доходов перевозчиков в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Усть-Ишимского муниципального образования Омской области в размере 1 756 760 руб., получатель обязуется принять субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения получатель обязуется представлять в Министерство сведения о стоимости выполненных работ по муниципальному контракту и (или) объемах недополученных доходов перевозчиков по формам, установленным Министерством: фактических, за предыдущий месяц и нарастающим итогом с начала года по предыдущий месяц включительно - ежемесячно, в срок до 15 числа текущего месяца, а также до 15 января года, следующего за отчетным, за декабрь и отчетный год; расчетных, за декабрь, текущего года - в срок до 15 декабря текущего года; отчеты об исполнении условий представления и расходования субсидий за предыдущий месяц по форме, установленной Министерством - ежемесячно, в срок до 15 числа текущего месяца.
Между Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области (заказчик) и АО "Омскоблавтотранс" был заключен муниципальный контракт N ф.2019.274602 от 27.05.2019 на оказание услуг населению, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
10.09.2019 АО "Омскоблавтотранс" направило Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области (исх.N 05/1676) отчеты об объемах недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области за август 2019 года.
13.09.2019 Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области в адрес Министерства в электронном виде посредством системы Lotus Notus (исх.N УСТШ1847) были направлены сведения о стоимости выполненных работ, фактических объемах недополученных доходов перевозчикам и отчет об исполнении условий представления расходования субсидий из областного бюджета за август 2019 года.
Министерство настаивает на том, что Администрацией отчеты представлены с нарушением сроков, и, как следствие, нарушением условий предоставления субсидий. Отчет за август 2019 года был предоставлен по системе электронного документооборота 13.09.2019 и доставлен в канцелярию ответчика в указанный день в 17 час. 46 мин. Так как 13.09.2019 являлось пятницей, то срок завершения рабочего времени - 16 час. 30 мин., соответственно, отчет предоставлен после завершения рабочего дня, в связи с чем зарегистрирован 16.09.2019, то есть за пропуском срока для предоставления отчетности.
Между тем, в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку 15.09.2019 являлось выходным днём (воскресенье), то сроком предоставления отчета полагается 16.09.2019.
Кроме того, доводы Министерства о том, что документы представлены после завершения рабочего дня, оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции по мотивам того, что при разрешении вопроса об исполнении обязанности получателем субсидии по представлению отчетности в установленный срок, правовое значение имеет своевременность действий получателя субсидии по представлению отчетности, а не сведения о дате принятия их Министерством.
Кроме того, Администрация продублировала отчетность, представив её в Министерство 18.09.2019.
Ссылки ответчика на то, что представленные Администрацией отчеты поступили 18.09.2019, не содержали подписи Главы района, оттиска печати, а также отсутствовала квалифицированная электронная подпись, не принимаются судом во внимание, поскольку, во-первых, противоречат представленному в материалы дела отчету от 18.09.2019, во-вторых, на данные обстоятельства, как основание для отказа в выплате субсидии Администрации за август 2019 года, Министерство в письме от 23.09.2019 N ИСТД-2922 не ссылалось.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может служить причиной для отмены судебного решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением Министерства от уплаты таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-7631/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7631/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ