г. Вологда |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А13-7943/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" представителя Новиковой О.Н. по доверенности от 01.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Вологодской области" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 октября 2020 года по делу N А13-7943/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Вологодской области" (адрес: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 34; ОГРН 1033500050154, ИНН 3525055710; далее - Учреждение) о взыскании 5 714 руб. 10 коп. в возмещение расходов, связанных с исполнением воинской обязанности работника за период с 12.08.2019 по 21.08.2019.
Решением суда от 06 октября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, также с ответчика в пользу истца взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Выражает несогласие с размеров выплаты среднего заработка истцом своему работнику. Полагает, что если время сборов совпало с выходными днями, эти дни не подлежат оплате. Указывает, что суд не рассмотрел доводы ответчика об отнесении на основании части 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебных издержек на истца.
В судебном заседании представитель истца доводы ответчика отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, работник Общества Иванов П.В.в период с 12.08.2019 по 21.08.2019 проходил учебные сборы приписного состава в воинской части 28792 по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 22.
Общество выставило Учреждению счет от 08.10.2019 N 3050/П/102 на возмещение расходов, связанных с исполнением воинской обязанности.
Впоследствии Общество письмом от 03.12.2019 N 01-10-05/011738 уточнило расчет по размеру страховых взносов и выставило новый счет от 27.11.2019 N 3050/П/102.
Сумма заявленных к возмещению расходов составила 16 332 руб. 01 коп., из которых 12 169 руб. 90 коп. - сумма средней заработной платы, 4 162 руб. 11 коп. - сумма страховых взносов (34,2 %).
Учреждение частично компенсировало расходы по выплате средней заработной платы на период военных сборов в размере 10 617 руб. 91 коп., что подтверждается платежным поручением от 20.12.2019 N 115188.
Неоплаченная сумма компенсации составила 5 714 руб. 10 коп., из которых 1 551 руб. 99 коп. часть суммы средней заработной платы, 4 162 руб. 11 коп. сумма страховых взносов.
Общество направило в адрес Учреждения претензионное письмо от 02.03.2020 с требованием оплатить подлежащую возмещению сумму.
Неисполнение Учреждением претензионных требований послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
При этом в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 56 названного Закона материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о прохождении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение).
Подпунктом "а" пункта 25 Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, в том числе среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно пункту 26 Положения осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление N 704). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подпункта 2 пункта 2 Постановления N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Постановления N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 Постановления N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Постановления N 704).
Ограничения для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов в Постановлении N 704 не предусмотрены.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 9 Положения N 922 при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты: компенсаций за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных ТК РФ, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
При этом средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. В то же время средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты: отпусков и выплаты: компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы. Фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
В рассматриваемом случае Общество при расчете и выплате среднего заработка работнику в связи с прохождением мероприятий, связанных с призывом на военные сборы в период с 12.08.2019 по 21.08.2019, руководствовалось вышеприведенными нормами действующего законодательства.
Довод апеллянта о том, что при расчете среднего дневного заработка Общество должно было использовать только рабочие дни, приходящиеся на период нахождения его работника на сборах является необоснованным, поскольку компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах исходя из сведений, отраженных в справках военкомата, а не только за рабочие дни, поскольку законодательством не предусмотрено исключение из этого периода выходных дней.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2017 N 308-ЭС17-19872.
Поскольку Учреждение не представило документы о предоставлении лицу, проходившему сборы, выходных дней, суд правомерно взыскал с него в пользу Общества 5 714 руб. 10 коп. в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работнику за время пребывания на военных сборах.
Согласно части 1 статьи 111 АПК РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.
Отнесение расходов в случае злоупотребления стороной своими процессуальными правами в силу положений статьи 111 АПК РФ является правом суда.
В рассматриваемом случае злоупотребление истцом процессуальными правами судом не установлено, наличие оснований для возложения на Общество судебных расходов по настоящему делу не доказано.
В апелляционной жалобе ответчиком не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не установлено, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 октября 2020 года по делу N А13-7943/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Вологодской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7943/2020
Истец: ПАО "ТГК-2", ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: ФКУ "Военный комиссариат Вологодской области"