г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2020 г. |
дело N А21-13549/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Князевым С.С.
при участии в судебном заседании:
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30039/2020) АКБ "Инвестбанк" (ОАО) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2020 по делу N А21-13549/2019 (судья Ковалев Е.В.), принятое в рамках дела несостоятельности (банкротства) Авдеевой Ирины Викторовны,
УСТАНОВИЛ:
Авдеева Ирина Викторовна (далее - Авдеева И.В., должник) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании её несостоятельной (банкротом).
Определением от 08.11.2019 заявление принято к производству арбитражного суда.
Решением от 21.01.2020 (резолютивная часть от 15.01.2020) суд признал гражданина Российской Федерации Авдееву И.В. несостоятельной (банкротом), ввёл в отношении неё процедуру банкротства - реализацию имущества гражданина, утвердил финансовым управляющим Гуляренко Егора Сергеевича - члена Ассоциации арбитражных управляющих "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Сообщение о введении данной процедуры в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" в печатной версии N 13 от 25.01.2020.
Финансовый управляющий 07.08.2020 представил в арбитражный суд отчёт о результатах проведения реализации имущества гражданина, ходатайство о завершении процедуры банкротства и освобождении должника от исполнения требований кредиторов, о взыскании вознаграждения финансового управляющего.
Определением от 15.09.2020 суд первой инстанции завершил процедуру реализации имущества должника, освободил Авдееву И.В. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, прекратил полномочия финансового управляющего Гуляренко Егороа Сергеевича с указанием на перечисление ему с депозита Арбитражного суда Калининградской области вознаграждения, состоящего из фиксированной суммы в 25 000 руб.
В апелляционной жалобе АКБ "Инвестбанк" (ОАО) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит определение суда от 03.09.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, завершение процедуры реализации имущества должника является преждевременным, так как финансовый управляющий осуществил не все мероприятия. Банк указывает и на то, что финансовый управляющий не провёл собрание кредиторов Авдеевой И.В. для ознакомления последними с результатами проведения процедуры реализации имущества. Кроме того, податель жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно освободил должника от исполнения обязательств.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в свете следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В процедуре реализации имущества финансовый управляющий осуществляет действия, направленные на формирование конкурсной массы: анализирует сведения о должнике, выявляет имущество гражданина, в том числе находящееся у третьих лиц, обращается с исками о признании недействительными подозрительных сделок и сделок с предпочтением по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, об истребовании или о передаче имущества гражданина, истребует задолженность третьих лиц перед гражданином и т.п. (пункты 7 и 8 статьи 213.9, пункты 1 и 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Исходя из приведенных положений Закона о банкротстве, арбитражный суд при рассмотрении вопроса о завершении процедуры реализации имущества гражданина должен с учетом доводов участников дела о банкротстве проверить совершение финансовым управляющим действий по формированию конкурсной массы в целях расчетов с кредиторами, проверить, исчерпаны ли возможности для удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет конкурсной массы должника. Сведения, содержащиеся в отчете финансового управляющего и в прилагаемых к нему документах, должны подтверждать указанные обстоятельства.
Проанализировав представленный финансовым управляющим должника отчёт в совокупности с иными документами, суд установил, что в ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий выполнил все предусмотренные Законом о банкротстве мероприятия в полном объёме. Финансовый управляющий направил запросы в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, в налоговый орган, в кредитные организации, получил ответы на запросы, выявил отсутствие у должника имущества, подлежащего реализации, не получил сведений о совершении должником подозрительных сделок либо о выводе активов.
При таком положении апелляционный суд критически относится к утверждению о выполнении финансовым управляющим не всех мероприятий с целью удовлетворения требований кредиторов.
Сам отчёт финансового управляющего соответствует статье 147 Закона банкротстве. При этом банк как кредитор не был лишён возможности заблаговременно ознакомиться с содержанием данного отчёта, представить свои возражения.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 213.29 Закона о банкротстве в случае выявления имущества у Авдеевой И.В., определение о завершении реализации имущества гражданина может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
В то же время, неудовлетворенные требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Таким образом, по общему правилу требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе процедуры реализации имущества, в том числе и требования, не заявленные кредиторами в процедурах реструктуризации долгов и реализации имущества, признаются погашенными, а должник после завершения расчетов с кредиторами освобождается от их дальнейшего исполнения (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве) с одновременным введением в отношении его ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве.
Вместе с тем, освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором основано требование в деле о банкротстве гражданина, последний действовал незаконно (пункт 4 статьи 213.28 Закон о банкротстве).
Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").
Таким образом, отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами (сокрытие своего имущества, воспрепятствование деятельности финансового управляющего и т.д.).
В рассматриваемом случае анализ финансового состояния должника подтвердил отсутствие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Сокрытие или уничтожение принадлежащего ему имущества, равно как сообщение должником недостоверных сведений финансовому управляющему или кредиторам не выявлено.
В процессе рассмотрения дела о банкротстве ни один из кредиторов должника, а также финансовый управляющий не заявляли о недобросовестности гражданина Авдеевой И.В.
Социально-реабилитационная цель потребительского банкротства достигается путём списания непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением в отношении его ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве.
Суд вправе указать на неприменение правил об освобождении гражданина от исполнения долговых обязательств в ситуации, когда действительно будет установлено недобросовестное поведение должника. Этим устанавливается баланс между социально-реабилитационной целью потребительского банкротства и необходимостью защиты прав кредиторов.
Материалами дела не установлено обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, для неприменения в отношении гражданина правил освобождения от дальнейшего исполнения обязательств. Такие доказательства в материалах дела о банкротстве на дату принятия оспариваемого определения отсутствуют.
Поскольку финансовым управляющим завершены все мероприятия реализации имущества гражданина, а также в связи с отсутствием конкурсной массы и невозможностью её пополнения для удовлетворения требований кредиторов, данная процедура в отношении должника обоснованно завершена судом первой инстанции, а должник освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных в ходе проведения процедуры банкротства.
Учитывая изложенное, обжалованное определение суда как законное и обоснованное отмене не подлежит, в том числе и ввиду отсутствия для этого процессуальных оснований.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2020 по делу N А21-13549/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13549/2019
Должник: Авдеева Ирина Викторовна
Кредитор: Авдеева Ирина Викторовна
Третье лицо: АКБ "Инвестбанк" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", АО "БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ", Гуляренко Егор Сергеевич, к/у АКБ "Инвестбанк" (ОАО) ГК "Агентство по страхованию вкладов", НП "ЦФОП АПК", ООО "ЭОС", УФНС РФ по КО