г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А56-8411/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Сазонов Г.В. по доверенности от 09.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28780/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2020 г. по делу N А56-8411/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищник"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ, ответчик) от 16.12.2019 N 02/1169-Р.
Решением суда от 21.08.2020 г. оспариваемое предписание Инспекции признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением от 21.08.2020 г., Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.08.2020 г. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что Обществом неправомерно начислена плата по жилому помещению N 82 МКД N 7 с учетом повышающего коэффициента; Обществом нарушены требования п. 85 Правил N 354 в части уведомления собственников помещения N 82 о проведении проверки ИПУ; законность составления актов о недопуске в жилое помещение судом первой инстанции не исследовалась.
В судебном заседании представитель Службы жалобу поддержал; Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.12.2019 Инспекцией на основании распоряжения Инспекции от 12.12.2019 N 02/1169-р с целью проверки фактов, изложенных в обращении, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, Авангардная улица, дом 7, литера А.
В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения Обществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). В частности, было установлено, что по лицевому счету квартиры N 82 с февраля 2019 г. по ноябрь 2019 г. ООО "Жилищник" в нарушение пункта 60 Правил N 354 произвел начисления за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению по нормативу потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.
Результаты проверки отражены в акте проверки; Обществу выдано предписание от 16.12.2019 N 02/1169-Р об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 18.02.2020, в соответствии с которым необходимо произвести перерасчет жителям кв.82 по указанному адресу за неправомерно начисленный повышающий коэффициент по услуге горячее и холодное водоснабжение на индивидуальное потребление с февраля 2019 г. по ноябрь 2019 г.
Не согласившись с законностью выданного Инспекцией предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, установив, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере его хозяйственной деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе по горячему и холодному водоснабжению регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354).
Согласно пункту 60(1) Правил N 354 при недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета показания такого прибора учета, предоставленные потребителем, не учитываются при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки.
В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, домовладение исполнителю по истечении указанного в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с приведенными в приложении N 2 к настоящим Правилам формулами расчета размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предусматривающими применение повышающих коэффициентов, начиная с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, указанным в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил, до даты составления акта проверки.
В силу пункта 85(3) Правил N 354 в случае составления акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5, начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен.
Судом первой инстанции установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, Авангардная улица, дом 7, литера А на основании договора управления многоквартирным домом от 14.05.2010 N 253 и лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами N 78-000075 от 14.04.2015.
Проверкой установлено, что в помещении N 82 спорного МКД по состоянию с 2018 г. года по ноябрь 2019 г. года установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения N 022086714 и N 011644814, срок поверки которых действителен до ноября 2021 года.
Вместе с тем, показания приборов учета для расчета платы за указанные коммунальные услуги жителями данной квартиры до ноября 2019 года включительно не передавались, допуск в жилое помещение для проверки достоверности показаний индивидуальных приборов учета воды по письменным уведомлениям Общества от 24.08.2019, от 02.10.2018, от 09.11.2018 собственниками помещения не предоставлен (что подтверждается актами от 07.09.2018, от 16.10.2018, от 23.11.2018), в связи с чем расчет платы за указанные коммунальные услуги согласно пункту 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах правомерно производился Обществом по нормативу потребления данных коммунальных услуг, утвержденному Комитетом по тарифу Санкт-Петербурга, с учетом повышающего коэффициента.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, Обществом неоднократно составлялись акты о недопуске в жилое помещение, следовательно, по истечении трех расчетных периодов с даты составления акта о недопуске Общество обоснованно осуществляло начисление платы за холодную и горячую воду по нормативу потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354 за период с февраля по ноябрь 2019 года.
Доводы Инспекции об отсутствии уведомлений собственника квартиры, а также об отсутствии актов о недопуске в жилое помещение отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные документы имеются в материалах дела.
Довод Инспекции о том, что у Общества 24.10.2019 г. имелся доступ в квартиру N 82 и представитель Общества мог зафиксировать состояние установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов также отклоняется апелляционным судом, поскольку из составленного акта от 24.10.2049 следует, что установлен факт перепланировки жилого помещения, однако паспорта на приборы учета ХВС и ГВС собственником не представлены, как и не предоставлен допуск в переоборудованные комнаты. Указанные обстоятельства не позволили Обществу принять установленные приборы учета ГВС и ХВС в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал оспариваемое предписание недействительным.
Апелляционный суд соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции и полагает, что оспариваемое предписание выдано в отсутствие достаточных фактических и правовых оснований.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2020 года по делу N А56-8411/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8411/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНИК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА