г. Самара |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А72-396/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Чистый дом" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 августа 2020 года по делу N А72-396/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Чистый дом" (ИНН 7325120960, ОГРН 1137325002858), город Ульяновск,
к агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223), город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Транзит" (ИНН 7325136617, ОГРН 1157325003087), город Ульяновск,
Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886), город Ульяновск,
общества с ограниченной ответственностью "Горкомхоз" (ИНН 7328069510, ОГРН 1127328003219), город Ульяновск,
Токаревой Виктории Алексеевны, город Ульяновск,
о признании недействительным и отмене предписания N А-77 от 27 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Чистый дом" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, с учетом определения суда от 18.08.2020 г. о замене ответчика (далее - агентство, ответчик), с привлечением в качестве третьих лиц ООО "Транзит", Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска, ООО "Горкомхоз", и Токаревой Виктории Алексеевны, о признании недействительным и отмене предписания N А-77 от 27 декабря 2019 года.
Решением суда от 28.08.2020 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
Агентство и третье лицо Токарева Виктория Алексеевна, апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, изложенным в отзыве и возражениях, приобщенных к материалам дела, и просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя Министра от 28.11.2019 г. N 001349/А-77 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований в части исполнения обязанностей по договору управления МКД, которые обеспечивают соблюдение обязательных норм жилищного законодательства, в том числе, в части начисления платы за содержание жилого помещения, на основании обращения Токаревой В.А. от 23.10.2019 г. вх. N 4880, а результаты проверки зафиксированы в акте от 27.12.2019 г. N А-77 и обществу выдано предписание от 27.12.2019 г. N А-77, в соответствии с которым общество обязано в срок до 28.02.2020 г. устранить нарушения ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Не согласившись с предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с ч. 4 ст. 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 ЖК РФ.
Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 ЖК РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство РФ утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
При этом, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В п. 13 Положения указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 1 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством РФ, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В рассматриваемом случае проверка была проведена Министерством на основании поступившего обращения потребителя спорного МКД о нарушении обществом лицензионных требований в части начисления платы за содержание жилого помещения.
Оспариваемое предписание было выдано Министерством в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Министерства не допущено.
Из оспариваемого предписания следует, что с 01.01.2019 г. согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Таким образом, плата за услугу по сбору и вывозу ТКО подлежит исключению из состава платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 148 (12) Правил N 354, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. п. "д(2)" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственников дома N 87 является ООО "Горкомхоз".
Согласно условий договора управления многоквартирным домом N 87 от 01.02.2019 г. размер платы за содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов составляет 19,05 руб./кв.м., в том числе: вывоз КГМ в размере 0,63 руб./кв.м. (по графику), и механизированная уборка в размере 0,36 руб./кв.м. (6 - 7 раз в сезон).
В ходе проверки был предоставлен договор N 8-19Т от 22.03.2019 г., заключенный между ООО "Управляющая компания Чистый дом" и ООО "Транзит", об оказании услуг по транспортированию отходов производства и потребления 4 - 5 класса опасности, за исключение твердых коммунальных отходов от объектов ООО "Управляющая компания Чистый дом", указанных в приложении N 1 к настоящему договору, до объекта утилизации - выработанный карьер Баратаевского месторождения песка, а также прием отходов специализированной организацией, эксплуатирующей объект утилизации отходов.
В соответствии с Правилами N 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (далее - КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с вышеуказанным постановлением потребители осуществляют складирование крупногабаритных отходов и твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, п. 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, данная позиция также отражена в разъяснениях Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2019 г. N 08-25-53/24802.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором ООО "Горкомхоз" в рамках установленного единого тарифа на услуги по обращению с ТКО.
Следовательно, взимание платы по строке "вывоз КГМ" в размере 0,63 руб./кв.м. является незаконным.".
Общество ссылается в обоснование своих требований на то, что предписанием N А-77 от 27.12.2019 г. на общество возложена обязанность устранить нарушения по взиманию платы по строке "вывоз КГМ" в размере 0,63 руб./м2.
В соответствии с п. 15, 16 Правил N 1156 потребителям запрещается складировать ТКО в местах, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В нарушение данных пунктов на территории, относящейся к придомовой территории дома по ул. Федерации, 87, собственники выносили строительный мусор и отходы от многочисленных ремонтов жилых квартир и нежилых помещений на территорию дома, складировали его около подъездов, детских площадок и других объектов, т.к. контейнеров для сбора и вывоза ТКО не хватало (дом является новостройкой, сдан в эксплуатацию в ноябре 2018 г.).
Поскольку прежняя управляющая компания ООО "Навигатор" не принимала никаких мер для ликвидации образующихся спонтанных свалок, что приносило дискомфорт жителям дома, а также служило основанием для жалоб собственников в Роспотребнадзор, собственниками дома при выборе новой управляющей компании - ООО "Управляющая компания Чистый дом", был поставлен вопрос на общем собрании (протокол от 30.01.2019 г.) о решении данной проблемы путем заключения отдельного договора со специализированной компанией на вывоз строительного мусора, определив при этом место для сбора отходов и график вывоза.
На внеочередном общем собрании дома, по инициативе собственников, данная услуга была включена отдельной строкой в платежный документ ("вывоз КГМ ("строительного мусора"); также утвержден размер оплаты - 0,63 руб.с м/2, и за данное решение проголосовало более 50 % собственников, обладающих правом голоса на общем собрании собственников, согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.
06.09.2019 г. Ленинским районном судом г. Ульяновска было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Имекс" к Ибрагимовой В.Н. о признании незаконным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 87, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений от 30.01.2019 г. N 1.
У Министерства нет доказательств того, что ООО "Транзит" по договору с ООО "УК Чистый дом" вывозит КГО.
Платежные документы содержат ссылки на вывоз КГМ, т.к. юридическое лицо, оформляющее их, не может изменить форму документа и указывать вывоз строительного мусора.
В зону ответственности регионального оператора входит вывоз ТКО, КГО и не входит вывоз строительного мусора, на что он указал в ответе на обращение общества и в суд.
Общество также указывает на то, что в настоящее время спорный дом не значится в лицензии по управлению МКД общества, и перерасчет сделать невозможно.
В отзыве ООО "Транзит" указывает на то, что ООО "Транзит" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии от 31.05.2019 г. N 073 0249, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Между ООО "Транзит" (исполнитель) и ООО Управляющая компания Чистый дом" (заказчик) был заключен договор N 8-19 Т от 22.03.2019 г. на транспортирование отходов производства и потребления 4 - 5 класса опасности, за исключением твердых коммунальных отходов.
Основанием для заключения указанного договора явился протокол общего собрания собственников от 30.01.2019 г.
Кроме этого необходимость в заключении данного договора возникла в связи с образованием многочисленных отходов от ремонта в результате массовых ремонтов квартир, т.к. дом являлся новостройкой.
В соответствии с договором ООО "Транзит" осуществляло вывоз только отходов от строительства и ремонта, складируемых в специальный бункер для строительных отходов; вывоз твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, к которым относятся мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений, общество не осуществляло.
Для оказания услуг использовался специализированный транспорт - бункеровоз.
Отходы от текущего ремонта не могли фактически возникнуть - квартиры в новостройках предоставляются без ремонта и отделки.
Кроме этого, доказательств вывоза обществом отходов именно от текущего ремонта, а не от капитального ремонта, ответчиком не представлено.
Договор с ООО "Транзит" был заключен на период массовых ремонтов квартир, не носил постоянного характера: услуги по вывозу отходов от строительства и ремонта с территории дома по адресу ул. Федерации, 87, оказывались в период с марта по ноябрь 2019 г.
В протоколе общего собрания собственников от 30.01.2019 г. отдельной строкой указано оказание услуг по вывозу КГМ (строительный мусор).
Наименование услуги "вывоз КГМ" заявителем принято для обозначения вывоза строительных отходов, т.к. строительные отходы являются крупногабаритными: размер и вес строительных отходов не позволяет осуществить его складирование в контейнерах для ТКО, и не относятся к ТКО.
Таким образом, обществом был конкретизирован вид отхода, который не относится к ТКО и не входит в зону ответственности регионального оператора.
Обращение с отходами от строительства и ремонта не относится к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемой региональным оператором.
Аналогичная позиции изложена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 г. N АА-10-04-36/26733 "О направлении информации".
Ответчик, помимо мотивировки оспариваемого предписания, ссылается на то, что в повестку общего собрания от 30.01.2019 г. были включены, в том числе, вопрос N 5: утверждение перечня и размера платы за услугу "Содержание жилья" в размере 18 руб. 53 коп. на 2019 г. (приложение N 2), и в повестку общего собрания не был включен вопрос: утверждение платы за вывоз КГМ (строительного мусора) - 0,63 руб.
Не представлены доказательства осуществления ремонта всеми собственниками помещений.
Заявитель мог заключить соответствующий договор по заявкам конкретных собственников, осуществляющих ремонт; незаконно было взыскивать спорную сумму со всех собственников помещений спорного МКД.
Не представлено доказательств осуществления в спорном доме капитального ремонта, строительства собственниками помещений.
Вывоз мусора от текущего ремонта находится в зоне ответственности регионального оператора.
Токарева В.А. в отзыве ссылается на то, что в рамках коллективного обращения собственников и в качестве представителя Совета дома многоквартирного жилого дома) по адресу ул. Федерации, д. 87, жильцы обратились в Министерство по поводу разъяснения правомерности начисления дополнительной платы ООО "УК Чистый дом" за вывоз КГМ ввиду "мусорной реформы" (с 01.01.2019 г. согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО, т.е. плата за услугу по сбору и вывозу ТКО подлежит исключению из состава платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, когда другие дома уже этих строчек в платежках не имеют и горячая линия прокуратуры по ТКО дает комментарии о незаконности дублирования данной платы.
При заключении договора обслуживания и в процессе управления МКД управляющая компания обязана учитывать изменения законодательства, своевременно информировать о них жильцов и не допускать нарушения законодательства в том числе в части начисления платежей, а в случае их обнаружения - производить перерасчет, также управляющая компания обязана заключать договора со всеми ресурсными организациями своевременно.
Бункер для складирования КГО (КГМ) на площадке дома был с маркировкой "ЦЭТ Горкомхоз", как и на других мусорных площадках города.
Управление ЖКХ и благоустройства администрации г. Ульяновска в ответ на обращения также и ранее давало ответы (исх. 809 от 19.03.2019 г., исх.3336 от 02.09.2019 г.), что коммунальную услугу по вывозу ТКО с территории нашего дома осуществляет региональный оператор ООО "Горкомхоз".
Даже после проверки Министерства ООО "УК Чистый дом" продолжило начислять данную плату (за вывоз КГМ) и даже в отсутствие контейнера в декабре и январе 2020 г. (платежные документы за данный период к отзыву прикладываю).
20.12.2019 г. бункер КГМ был убран с территории их дома, операторы (специалисты) ООО "Гормкомхоз" по телефону официально подтвердили, что от ООО "УК Чистый дом" поступила заявка на отзыв данного бункера, поэтому 20.12.2019 г. ООО "Горкомхоз" данную заявку исполнило, а о причинах отзыва бункера-контейнера сказали выяснять в УК.
Таким образом, без того неправомерная плата за вывоз КГМ стала еще более неправомерной в декабре 2019 г. и январе 2020 г.
На территории участка дома за весь период обслуживания никаких других машин, кроме мусорных машин с маркировкой ООО "Горкомхоз" лично она никогда не видела, по графику приезжала только машина регионального оператора".
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ, представленные лицами, участвующими в деле, в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд правильно посчитал, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Агентство настаивает на том, что общество незаконно взыскивало с собственников помещений спорного дома плату за вывоз КГМ в размере 0,63 руб., притом, что вывоз такого мусора находится с 01.01.2019 г. в зоне ответственности регионального оператора, а строительный мусор образуется только в результате строительства, капитального ремонта, чего в рассматриваемом случае не происходило.
Общество в обоснование своих требований ссылается на принятое 30.01.2019 г. решение на собрании собственников помещений, которым указанная плата утверждена жильцами за вывоз строительного мусора, образовавшегося в ходе ремонта в квартирах в доме-новостройке, который подлежит вывозу в рамках отдельного заключенного управляющей компанией договора.
Ленинским районном судом г. Ульяновска было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Имекс" о признании незаконным данного решения.
Кроме того, в настоящее время спорный дом не значится в лицензии по управлению МКД общества, и перерасчет сделать невозможно.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В соответствии с п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019 г.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, с 01.01.2019 г. плата за услугу по вывозу и захоронению ТБО и КГМ исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги - обращение с ТКО.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственников д. N 87 является ООО "Горкомхоз".
Письмом от 11.10.2019 г. N 08-25-53/24802 Министерство природных ресурсов и экологии РФ разъяснило, что ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого на территории субъекта РФ порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Правилами N 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (далее - КГО) это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Следовательно, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Таким образом, суд правильно посчитал несостоятельным довод общества о том, что у Министерства нет доказательств того, что ООО "Транзит" по договору с ООО "УК Чистый дом" вывозит КГО, так как в материалах дела имеются платежные документы собственника кв. 115 МКД N 87 по ул. Федерации г. Ульяновска с июня по сентябрь 2019 г., из которых усматривается, что обществом выставлялась плата "вывоз КГМ".
Также это подтверждается коллективным обращением граждан МКД N 87 по ул. Федерации г. Ульяновска, и указанное противоречит вышеприведенным нормам.
Судом обоснованно не приняты доводы общества в обоснование своих требований на принятое 30.01.2019 г. решение собрание собственников помещений и решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06.09.2019 г. по делу N 2-3686/19 об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Имекс" о признании незаконным данного решения, исходя из следующего.
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска содержит выводы о соблюдении процедуры проведения собрания собственников помещений спорного дома, наличии кворума, а оценка по существу принятым решениям на данном собрании судом не давалась.
В ст. 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (п. 5 ч. 2 ст. 44, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
30.01.2019 г. на собрании собственников помещений спорного дома было принято решение по пункту N 5: утвердить перечень и размер платы за услугу "Содержание жилья" в размере 18 руб. 53 коп. на 2019 г. (приложение N 2).
Приложением N 2 к протоколу общего собрания является "Перечень и периодичность услуг и работ, связанных с обслуживанием и текущим ремонтом общего имущества МКД N 87 по ул. Федерации в г. Ульяновске на 2019 г.", который содержит строку по видам работ: "Вывоз КГМ (строительный мусор)", периодичность: "По графику"; размер ежемесячной платы: "0,63 руб.".
Так как с 01.01.2019 г. плата за услугу по вывозу и захоронению ТБО и КГМ исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги - обращение с ТКО, по мнению суда, такое указание вида работ противоречит вышеуказанным нормам.
Решение общего собрания в части размера платы за содержание жилого помещения может быть признано действительным лишь в том случае, если соответствующее решение принято собственниками, осознанно принявшими соответствующее решение путем голосования "за" именно по данному вопросу повестки общего собрания.
В связи с этим условия о размере платы за вывоз строительного мусора должны были быть согласованы со всеми собственниками помещений путем принятия решения общего собрания именно по данному вопросу.
На общем собрании 30.01.2019 г. собственники должны были утвердить включение платы за эту услугу в плату за содержание жилого помещения или отдельной строкой за жилищную услугу по вывозу строительного мусора, а также утвердить размер платы за нее.
За дополнительную услугу при этом должны проголосовать собственники, обладающие более чем 50 % от числа голосов участников общего собрания собственников (ч. 1 ст. 46, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае в повестку собрания такой вопрос не был включен отдельным пунктом.
Коллективное обращение собственников помещений спорного МКД свидетельствует о том, что им не была однозначно понятна суть вопроса повестки N 5 общего собрания, поставленного на голосование, а безусловных доказательств того, что голосующие были ознакомлены с приложениями к протоколу собрания, суду не представлено.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Согласно условиям договора управления многоквартирным домом N 87 от 01.02.2019 г. размер платы за содержание общего имущества МКД составляет 19,05 руб./кв.м., в том числе: вывоз КГМ в размере 0,63 руб./кв.м. (по графику).
Таким образом, после включения в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами общество фактически продолжило включать в плату за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Тем самым общество взимало двойную плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и нарушало жилищное законодательство.
Факт нарушения обществом жилищного законодательства подтверждается материалами дела, в том числе имеющимися в деле платежными квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Исключение из реестра лицензий Ульяновской области многоквартирного дома N 87 по ул. Федерации г. Ульяновска, деятельность по управлению которым осуществлялась ООО "УК Чистый дом", не препятствует исполнению предписания от 27.12.2019 г. N А-77, так как в данном случае исполнение предписания подразумевает произвести перерасчет гражданам.
В ходе рассмотрения настоящего дела не нашли своего подтверждения доводы общества о том, что оспариваемое предписание порождает правовую неопределенность.
Текст оспариваемого предписания сформулирован таким образом, что неясное и двоякое толкование его содержания исключено, а исключение спорного дома из реестра лицензий общества не свидетельствует о неисполнимости предписания, и обществом не доказано, что данное обстоятельство является препятствием для исполнения предписания.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях Одиннадцатого ААС по делам N А72-15265/2018 и N А 72-15266/2018.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу ст. ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2 условий, это несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Судом правильно установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует жилищному законодательству РФ, а поэтому отсутствует совокупность двух условий для признания его незаконным.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Управляющая компания Чистый дом" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 572 от 25.09.2020 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 августа 2020 года по делу N А72-396/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Чистый дом" (ИНН 7325120960, ОГРН 1137325002858), город Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную платежным поручением N 572 от 25 сентября 2020 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-396/2020
Истец: ООО "УК Чистый дом", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЧИСТЫЙ ДОМ"
Ответчик: Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, АГЕНТСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ГОРКОМХОЗ", ООО "ТРАНЗИТ", Токарева Виктория Алексеевна, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска