город Омск |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А75-2777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Зориной О.В., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12034/2020) администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2020 по делу N А75-2777/2020 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 10,) к Контрольно-счётной палате Сургутского района (ОГРН 1108602004785, ИНН 8602170692, адрес: 628408, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энергетиков, 22, 202), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Ильюшонок Владимир Степанович, индивидуальный предприниматель Даитбекова Марзият Магомедрасуловна, индивидуальный предприниматель Артеменко Владимир Петрович, индивидуальный предприниматель Артеменко Николай Николаевич, индивидуальный предприниматель Старцев Евгений Сергеевич, крестьянское (фермерское) хозяйство Васяев Дмитрий Петрович, крестьянское (фермерское) хозяйство Иванова Любовь Викторовна, крестьянское (фермерское) хозяйство Герусов Александр Александрович, крестьянское (фермерское) хозяйство Морозов Александр Николаевич, крестьянское (фермерское) хозяйство Пириев Азер Бейбала оглы, крестьянское (фермерское) хозяйство Цимбалюк Валерий Васильевич, крестьянское (фермерское) хозяйство Гаврилов Иван Дмитриевич, общество с ограниченной ответственностью "Обь-Регион", общество с ограниченной ответственностью "Дары Югры", муниципальное унитарное предприятие "Восход" муниципального образования Сургутский район, о признании недействительным представления от 22.11.2019 N 24,
при участии в судебном заседании представителей:
от администрации Сургутского района - Завьялова Алла Васильевна (по доверенности N 1504 от 01.10.2019 сроком действия по 31.12.2020);
УСТАНОВИЛ:
администрация Сургутского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Контрольно-счётной палате Сургутского района (далее - заинтересованное лицо, Контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 22.11.2019 N 24 в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв (том 1 л.д. 4-34, том 12 л.д. 68-115).
Определением суда от 16.06.2020 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Ильюшонок Владимир Степанович (далее - ИП Ильюшонок В.С.), индивидуальный предприниматель Даитбекова Марзият Магомедрасуловна (далее - ИП Даитбекова М.М.), индивидуальный предприниматель Артеменко Владимир Петрович (далее - ИП Артеменко В.П.), индивидуальный предприниматель Артеменко Николай Николаевич (далее - ИП Артеменко Н.Н.), индивидуальный предприниматель Старцев Евгений Сергеевич (далее - ИП Старцев Е.С.), крестьянское (фермерское) хозяйство Васяев Дмитрий Петрович (далее - КФХ Васяев Д.П.), крестьянское (фермерское) хозяйство Иванова Любовь Викторовна (далее - КФХ Иванова Л.В.), крестьянское (фермерское) хозяйство Герусов Александр Александрович (далее - КФХ Герусов А.А.), крестьянское (фермерское) хозяйство Морозов Александр Николаевич (далее - КФХ Морозов А.Н.), крестьянское (фермерское) хозяйство Пириев Азер Бейбала оглы (далее - КФХ Пириев А.Б.оглы), крестьянское (фермерское) хозяйство Цимбалюк Валерий Васильевич (далее - КФХ Цимбалюк В.В.), крестьянское (фермерское) хозяйство Гаврилов Иван Дмитриевич (далее - КФХ Гаврилов И.Д.), общество с ограниченной ответственностью "Обь-Регион" (далее - ООО "Обь-Регион"), общество с ограниченной ответственностью "Дары Югры" (далее - ООО "Дары Югры"), муниципальное унитарное предприятие "Восход" муниципального образования Сургутский район (далее - МУП "Восход").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2020 по делу N А75-2777/2020 требования заявителя удовлетворены частично, признано недействительным представление от 22.11.2019 N 24 в части выводов, содержащихся в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, а также в части рекомендаций, содержащихся в пунктах 1, 2, 3, в пункте 5 в части рекомендации "усилить контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства, заготовки и переработки дикоросов в рамках реализации Государственной программы развития АПК".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания пункта 1 представления от 22.11.2019 N 24 и пункта 6 рекомендательной части представления от 22.11.2019 N 24 действительными и вынести новое решение в части признания недействительными пункта 1 представления от 22.11.2019 N 24 и пункта 6 рекомендательной части представления от 22.11.2019 N 24.
В апелляционной жалобе Администрация заявляет о том, что ей не допущено необоснованного (неэффективного) расходования бюджетных средств на общую сумму 274 197 000 руб. 00 коп., так как положения статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пункта 1.3 Приложений 16-18 Порядков, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" (далее - постановление N 420-п, Государственная программа) не содержат требования о подтверждении получателями субсидии статуса сельскохозяйственного производителя.
Податель жалобы указывает, что исходя из буквального толкования пункта 1.4 Приложения 16 к Государственной программе следует, что для получения субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, реализующим произведенную продукцию в переработанном виде, требуется либо статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, занимающегося производством и переработкой сельскохозяйственной продукции либо наличие контрактов, договоров поставки молока с государственными, муниципальными предприятиями, бюджетными, муниципальными учреждениями социальной сферы автономного округа; для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих произведенную продукцию в не переработанном виде, наличие статуса не требуется.
Администрация ссылается на то, что главой II приложения 16 к Государственной программе закреплен закрытый перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии, а также запрашиваемых уполномоченным органом самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с пунктом 2.3. главы II приложения 16 государственной программы требовать от Получателя представления документов (копий документов), не предусмотренных Порядком, не допускается. Вышеуказанный перечень не предусматривает предоставление документа, подтверждающего статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Заявитель также обращает внимание суда на то, что представлением от 22.11.2019 N 24 не определен круг виновных лиц, не доказана виновность должностных лиц, а также не доказаны нарушения требований действующего законодательства и необоснованность (неэффективность) расходования бюджетных средств.
От Контрольно-счетной палаты поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо оспаривает доводы жалобы, просит оставить решений без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется разъяснениями пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки решения в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило, поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено в пределах доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части признания действительными пункта 1 представления от 22.11.2019 N 24 и пункта 6 рекомендательной части представления от 22.11.2019 N 24.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.13 раздела 2 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2018 год (том 2 л.д. 26-39) на основании распоряжения от 28.08.2019 N 381р (том 6 л.д. 70-73) в отношении администрации Сургутского района (отраслевых (функциональных) органах, подведомственных муниципальных учреждениях) проведено плановое контрольное мероприятие по проверке законности, результативности использования бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства, заготовки и переработки дикоросов в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 2018-2025 годы и на период 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п, за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По итогам проверки составлен акт контрольного мероприятия от 21.10.2019 (том 1 л.д. 44-86), который подписан заместителем главы Сургутского района, осуществляющим общее руководство деятельностью службы по сельскому хозяйству администрации Сургутского района (далее - Служба), с указанием на имеющиеся возражения (том 1 л.д. 87-103).
По результатам рассмотрения возражений Службы Контрольно-счетной палатой подготовлено заключение от 15.11.2019 на возражения к акту от 21.10.2019 (том 6 л.д. 120-151).
22.11.2019 в адрес главы Сургутского района направлены отчёт Контрольно-счетной палаты по результатам планового контрольного мероприятия от 21.11.2019 N 4 и представление от 22.11.2019 N 24 (далее - представление) (том 1 л.д. 105-108).
В представлении Контрольно-счетная палата рекомендовала:
1. разработать и утвердить муниципальный правовой акт для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя получателям субсидий с целью предоставления субсидий в соответствии со статьей 78 БК РФ, с требованиями части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пункта 1.3 Порядка предоставления субсидий - Приложения 16-18, утвержденные государственной программой;
2. рассмотреть вопрос о внесении изменений в соглашения с получателями субсидий в части положений (условий):
- о возмещении затрат (недополученных доходов);
- документы, подтверждающие факт произведенных получателем субсидии расходов, затрат;
- предоставление статистической и налоговой отчетности;
- осуществление расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии с действующим законодательством, а именно в безналичном порядке;
3. осуществлять контроль за достоверностью сведений, являющихся основанием для предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы;
4. осуществлять проведение проверки предоставленных документов получателями в соответствии с пунктом 2.5 Порядка предоставления субсидий - Приложения 16, 17, утвержденные государственной программой, и пунктом 2 Положения о комиссии по предоставлению субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Сургутского района в рамках реализации государственной программы;
5. усилить контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства, заготовки и переработки дикоросов в рамках реализации государственной программы и соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок предоставления субсидий;
6. принять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения требований действующего законодательства и неэффективному расходованию бюджетных средств.
В представлении на Администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента его получения направить в Контрольно-счетную палату информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений.
Не согласившись с представлением Контрольно-счетной палаты, администрация обратилась в арбитражный суд.
14.09.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 267.1 БК РФ предусматривается, что методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
Согласно правилам статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Федеральным законом N 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ представление вносится в проверяемые организации для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предотвращению нарушений.
Проверяемые органы в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ).
Как следует из материалов настоящего дела, субсидии по Государственной программе в 2018 году предоставлялись из бюджета Сургутского района за счет субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В ходе проверки вопросами запланированного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты являлись, в том числе, проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий; проверка расходования бюджетных средств, выделенных в форме субсидий на реализацию мероприятий в рамках государственной программы.
Как было выше указано, решение суда первой инстанции обжалуется только в части требований о признании недействительным пункта 1 представления от 22.11.2019 N 24 и пункта 6 рекомендательной части представления от 22.11.2019 N 24.
Согласно пункту 1 мотивировочной части представления по результатам контрольного мероприятия администрации вменяются нарушения статьи 78 БК РФ, требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", требования пункта 1.3 Порядка - Приложения 16-18, утвержденных государственной программой, что выразилось в необоснованном (неэффективном) расходовании бюджетных средств на общую сумму 274 197 000 руб. в связи с принятием решений о предоставлении получателям субсидий без подтверждения их статуса сельскохозяйственного производителя.
Оспаривая указанный пункт, Администрация настаивает на том, что подтверждения статуса сельскохозяйственного производителя получателя субсидий не требуется, данное требование не установлено положениями БК РФ, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением N 420-п.
Судебная коллегия отклоняет доводы подателя жалобы, поддерживая позицию суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, в проверяемый период действовало постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", которым были утверждены порядки предоставления субсидий, в том числе Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства (приложение 16 к государственной программе) (далее - Порядок N 16); Порядок расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (приложение 17 к государственной программе) (далее - Порядок N 17); Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку малых форм хозяйствования, на развитие материально-технической базы (за исключением личных подсобных хозяйств) (приложение 18 к государственной программе) (далее - Порядок N 18).
Так, в пункте 1.3 Порядка N 16 указано, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям: юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе.
В пункте 1.3 Порядка N 17 указано, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным производителям: юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям. Субсидии на производство и реализацию пищевой рыбной продукции предоставляются в соответствии с перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством пищевой рыбной продукции, утверждаемым приказом Департамента промышленности автономного округа.
В пункте 1.3 Порядка N 18 указано, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям: крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским и производственным кооперативам, индивидуальным предпринимателям (далее - Получатели).
Из указанного следует, что Порядками N 16-18 определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным производителям.
При этом дефиниция понятию сельскохозяйственный производитель в Государственной программе не дана.
Однако из части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, понятие сельскохозяйственного производителя раскрыто в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и применимо к Государственной программе, утвержденной постановлением N 420-п. Иного отличного понимания термина сельскохозяйственным производителям в Государственной программе не приводится.
Напротив, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2. Приложения N 20 Государственной программы установлено, что "предприятия агропромышленного комплекса - сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ".
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 приложения к приказу Департамента промышленности Югры от 26.02.2018 N 9-нп правовыми основаниями для предоставления государственной услуги является, в том числе Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ.
Доводы подателя жалобы о том, что исходя из буквального толкования пункта 1.4 Приложения 16 к Государственной программе следует, что наличие статуса сельскохозяйственного производителя не требуется, отклоняются апелляционным судом.
В абзаце первом пункта 1.4 Приложения 16 к Государственной программе указано, что предоставление субсидий осуществляется по ставкам согласно приложению 1 к настоящей государственной программе. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих произведенную продукцию в переработанном виде, - при наличии статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, занимающегося производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - статус), или контрактов, договоров поставки молока с государственными, муниципальными предприятиями, бюджетными, муниципальными учреждениями социальной сферы автономного округа. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих произведенную продукцию в непереработанном виде, наличие статуса не требуется.
Вопреки доводам жалобы, из буквального толкования приведенной нормы следует, что установлено два статуса:
- сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;
- сельскохозяйственные товаропроизводители с наличием контрактов, договоров поставки молока с государственными, муниципальными предприятиями, бюджетными, муниципальными учреждениями социальной сферы автономного округа.
При этом из толкования абзаца первого пункта 1.4 Приложения 16 следует, что не требуется наличие статуса переработчика для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих произведенную продукцию в непереработанном виде.
Выводов о том, что не требуется наличия статуса сельскохозяйственного производителя пункт 1.4 Приложения 16 не содержит, позиция Администрации основана на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, получатели субсидий обязаны иметь статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и отвечать критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Приведенное толкование нормы также подтверждается абзацем вторым пункта 1.4 Приложения 16, которым установлено, что правила присвоения статуса и перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством и переработкой продукции животноводства, мясного скотоводства, утверждаются Департаментом промышленности автономного округ.
Аналогичные выводы изложены в письмах N 38-исх-3307 от 04.06.2020, N 38-исх.3770 от 25.06.2020 Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наделенного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2017 N 138-п полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением органами и должностными лицами органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации и автономного округа при осуществлении ими отдельного государственного полномочия автономного округа по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов, а также являющегося ответственным исполнителем Государственный программы (том 12 л.д. 7-8, 25-26).
Департамент промышленности автономного округа в вышеуказанных письмах изложил, что в соответствии с пунктом 1.3 приложений 16-18 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п, в редакциях, действующих в 2018 году, получателям субсидий, указанным в приложениях 16-18 к государственной программе, необходимо иметь статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и отвечать критериям, установленным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
При этом Департамент отметил, что подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя контролирующими органами возможно на основании анализа финансово-экономической деятельности получателя субсидии за отчетный финансовый год, в том числе с учетом режима его налогообложения.
При проведении контрольного мероприятия установлено, что заявитель при принятии решений о предоставлении субсидий в 2018 году не устанавливал наличие у получателей субсидий статуса сельскохозяйственного производителя.
Из буквального толкования пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ следует, что статус сельскохозяйственного товаропроизводителя не является постоянным и требует ежегодного подтверждения, поскольку его наличие связано с объемом производимой организацией сельскохозяйственной продукции и долей дохода от ее реализации в общей сумме доходов за год.
Вместе с тем, Перечень сельскохозяйственных производителей, размещенный на официальном сайте Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Перечень), был сформирован по состоянию на 2017 год на основании сведений, предоставленных службой по сельскому хозяйству администрации, и не обновлялся.
В указанном Перечне отсутствует ряд получателей субсидий, получивших субсидии в 2018 году.
Доводы подателя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 2.3. главы II приложения 16 государственной программы требовать от Получателя представления документов (копий документов), не предусмотренных Порядком, не допускается, является необоснованными, так как из пункта 2.8 Порядка N 16 следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоблюдение получателем условий предоставления субсидий Порядка, а как было выше сказано, наличие статуса сельскохозяйственного производителя является условием предоставления субсидии.
Согласно пункту 2.8 Порядка N 17 основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие заявителя требованиям, установленным, в том числе, пунктом 1.3 Порядка N 17, прямо предусматривающим, что субсидии на производство и реализацию пищевой рыбной продукции предоставляются в соответствии с перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством пищевой рыбной продукции, утверждаемым приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, наличие у получателя субсидии статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя должно проверяться уполномоченным органом и его отсутствие является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Пунктом 6 рекомендательной части представления Администрации предложено принять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения требований действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что представлением от 22.11.2019 N 24 не определен круг виновных лиц, не доказана виновность должностных лиц.
Судебная коллегия признает указанные доводы несостоятельными, поскольку определение круга виновных лиц не входит в задачи заинтересованного лица, неправомерность действий обусловлена тем, что сотрудниками заявителя не приняты исчерпывающие меры по установлению соответствия получателя субсидии критериям сельскохозяйственного производителя, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ.
Несогласие подателей жалоб с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
При данных обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что, частично отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ не распределяются в силу освобождения Администрации от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу администрации Сургутского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2020 по делу N А75-2777/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.