04 декабря 2020 г. |
Дело N А83-18266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 декабря 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азимут" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 августа 2020 года по делу N А83-18266/2019 (судья Шкуро В.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Азимут" к Республике Крым в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Министерства финансов Республики Крым, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды) о взыскании 14 955 800 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Азимут" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что общество понесло убытки в результате незаконных действий Минприроды, в связи с предоставлением последним недостоверных сведений о предмете аукциона, что повлияло на выполнимость лицензионных обязательств, воспрепятствовало оформлению права общества на земельный участок, а также нарушено право на пользование недрами. Следовательно, ООО "Азимут" не получило того, на что вправе было рассчитывать в соответствии с условиями лицензионного соглашения.
От Минприроды поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Минприроды и Министерства финансов Республики Крым поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом.
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителя не направило, поэтому рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
05.05.2016 между Минприроды (организатор аукциона) и ООО "Азимут" (заявитель) заключен договор о задатке N 4/8, согласно которому заявитель перечисляет денежные средства в качестве задатка в размере 12 812 000 руб., что составляет 100% размера стартового платежа для участия в аукционе на право пользования участком недр - Черемисовское месторождение, площадь 0,0144 км 2, расположенного в 1 км восточнее с. Дозорное, в Белогорском районе Республики Крым.
В п.3.7 договора указано, что в случае признания заявителя победителем аукциона, задаток засчитывается в счет окончательного размера разового платежа за предоставление права пользования недрами на участке.
Во исполнение договора ООО "Азимут" оплачен стартовый размер разового платежа в размере 12 812 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 29.04.2016 N 50.
19.05.2016 состоялся аукцион N 4 на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Крым.
На торги был выставлен Лот 5 - Черемисовское месторождение для проведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых (общераспространенные полезные ископаемые) - известняки пригодные для производства строительного камня в Белогорском районе Республики Крым. Площадь месторождения 0,0144 м кв.(1,44 га) согласно приказу Минприроды от 17.03.2016 N 454. На момент проведения аукциона в пределах участка земли ограниченного пользования отсутствовали.
Победителем по Лоту 5 признано Общество с ограниченной ответственностью "Азимут".
01.06.2016 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым подписан приказ N 989 о предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлении лицензии по результатам аукциона N 4, согласно которому ООО "Азимут" предоставлено право пользования участком недр для разведки и добычи (общераспространенные полезные ископаемые) известняков пригодных для производства строительного камня Черемисовского месторождения, расположенного в Белогорском районе Республики Крым, сроком на 20 лет, путем выдачи лицензии на пользование недрами.
ООО "Азимут" оплачен остаток разового платежа за пользование недрами в размере 12 812 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 63 от 07.06.2016.
30.06.2016 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым выдана лицензия на пользовании недрами СИМ N 50347 ТЭ ООО "Азимут" с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча известняков, пригодных для производства строительного камня, Черемисовского месторождения. Участок недр расположен на территории Белогорского района Республики Крым. Участок недр имеет статус горного отвода. Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приводятся в приложении N 3. Дата окончания действия лицензии 01.06.2036.
Лицензия на пользование недрами зарегистрирована Минприроды 30.06.2016 в реестре за N 330.
Неотъемлемой составной частью настоящей лицензии являются, в том числе, условия пользования недрами - лицензионное соглашение (Приложением N 1).
Предметом лицензионного соглашения являются обязательства сторон при проведении пользователем недр работ по разведке и добыче полезных ископаемых (общераспространенные полезные ископаемые) -известняки пригодные для производства строительного камня в пределах Черемисовского месторождения, расположенного на территории Белогорского района Республики Крым.
Схема участка недр и описание пространственных границ участка недр содержится в приложении N 3 к лицензии (пункт 2 лицензионного соглашения).
В пункте 4 соглашения указаны сроки действия лицензии и сроки начала работ на участке недр.
В соответствии с подпунктом 6.1 лицензионного соглашения пользователь недр обязан уплатить разовый платеж за пользование недрами, определяемый по итогам проведения аукциона (14 093 200 руб.), за вычетом выплаченного задатка (12 812 000 руб., согласно договору о задатке от 05.05.2016 N 4/8), что составляет сумму 1 281 200 руб., в течение 3 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.
Указанное лицензионное соглашение заключено сторонами 30.06.2016 на срок действия лицензии СИМ 50347 ТЭ и вступает в силу с календарной даты государственной регистрации лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Действие настоящего соглашения прекращается одновременно с прекращением действия лицензии СИМ 50347ТЭ за пользование недрами (пункт 15 соглашения).
ООО "Азимут" подготовлен и утвержден в установленном порядке проект горного отвода в уточненных границах для разработки Черемисовского месторождения известняков и получен горноотводный акт N 11 к лицензии сроком действия до 01.06.2016.
ООО "Азимут" разработан технический проект разработки и рекультивации Черемисовского месторождения известняков и согласован со Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Техническим проектом в целях полного извлечения балансовых запасов полезного ископаемого предусмотрен внешний разнос бортов карьера, в результате чего площадь горного отвода увеличена до 4,6 га.
30.01.2017 Минприроды Крыма в ответ на обращение общества в письме N 1615/20 указало, что испрашиваемые обществом лесные участки к категории защитных лесов - ценные, противоэрозионные леса и не могут быть предоставлены в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых.
ООО "Азимут" подана заявка об изменении границ участка недр Черемисовского месторождения (с увеличением площади участка в соответствии с уточненными границами горного отвода).
Согласно информации Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами (22.06.2017 N 1967-вн) часть заявленного участка Черемисовского месторождения расположена на землях лесного фонда Республики Крым, Белогорского участкового лесничества, относящихся к категории защитных, ценных, противоэрозионных лесов, в пределах которых размещение карьеров не предусмотрено. ОУИТ Номер: 90.00.2,141 Наименование: Белогорское лесничество Республики Крым Основание: приказ N 1686 от 2017-08-18, приказ N 410 от 2019-03-15. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 Ш 849-р "Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" в защитных лесах, ценных, противоэрозионных лесах, размещение карьеров не предусмотрено.
Пунктом 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации установлен правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в соответствии с которым в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
С учетом вышеизложенного, Министерством принято решение об изменении границ участка недр с учетом наличия в его пределах земель лесного фонда Республики Крым, Белогорского участкового лесничества, относящихся к категориям защитных, ценных, противоэрозионных лесов, в пределах которых размещение карьеров не предусмотрено и внести соответствующие изменения и дополнения в лицензию СИМ 50347 ТЭ.
21.05.2019 сторонами согласованы изменения и дополнения N 3 к лицензии СИМ 50347 ТЭ (приложение N 11 к лицензии), согласно которым участок недр частично расположен на землях ограниченного пользования относящихся к землям лесного фонда Белогорского лесничества, Прияйлинского участкового лесничества, квартал 1, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий - ценные, противоэрозионные леса (приказ Минприроды Крыма от 23.03.2017 N 587"Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ"), в пределах которых размещение карьеров не предусмотрено (пункт 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N849-р "Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов").
В приложение N 12, являющееся неотъемлемой частью лицензии СИМ 50347 ТЭ, утверждена схема расположения участка недр, а также схема взаимного расположения участка недр и земель ограниченного пользования.
После изменения границ участка недр площадь составила 0,046 км2 (4,6 га).
02.09.2016 между ООО "Азимут" (заказчик) и ООО "ГеоКар" (подрядчик) заключен договор N 376-М на выполнение маркшейдерских работ, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы и оформить следующую техническую документацию: технический отчет разработки и рекультивации Черемисовского месторождения известняков; проект горного отвода в уточненных границах Черемисовского месторождении известняков; план развития горных работ Черемисовского месторождения известняков, а заказчик принять работы и оплатить их.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость выполнение проектных работ по договору составляет 750 000 рублей.
30.12.2016 между сторонами подписан акт сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому подрядчик выполнил маркшейдерские работы. Стоимость выполненных работ 750 000 руб.
Во исполнение условий договора ООО "Азимут" оплатил подрядчику 750 000 руб., что подтверждается платежными поручениями N 97 от 13.09.2016 на сумму 375 000 руб. и 22.12.2016 N 151 на сумму 375 000 руб.
07.04.2017 между ООО "Азимут" (заказчик) и государственным автономным учреждением Республики Крым "Симферопольское лесоохотничье хозяйство" (подрядчик) заключен договор N 10 на оказание услуг по отводу лесных насаждений в рубку, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по отводу лесных насаждений в рубку на площади 3,42 га, а заказчик обязался принять работы и оплатить их.
Согласно пункту 1.5 договора работы и их объем считаются выполненными и принятыми после подписания сторонами соответствующих актов приема-передачи выполненных работ, при отсутствии замечаний к качеству и объемам работ.
Цена настоящего договора определена соглашением сторон, закрепленным подписанием соответствующего протокола (приложение N 2 к договору) и составляет 112 860 руб. включая НДС 18% 17 215,93 руб. (пункт 2.1 договора).
Согласно акту приема-передачи выполненных работ N БУ00-000013 от 12.04.2017 ГАУ РК "Симферопольское лесоохотничье хозяйство" оказаны услуги по отводу лесных насаждений в рубку на сумму 112 860 руб.
Оплата оказанных услуг подтверждается платежным поручением N 32 от 10.04.2016 в размере 112 860 руб.
Ссылаясь на невозможность вести разработку Черемисовского месторождения известняков в связи с приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 17.07.2014 N 246, ООО "Азимут" обратилось к Минприроды Крыма с претензией о возмещении убытков.
Неудовлетворение претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обществом причинения ему убытков по соглашению от 30.06.2016, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, и отзыв на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
На основании положений статей 15, 16 ГК РФ, а также исходя из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступления вреда (возникновение убытков), вины причинителя вреда и причинно-следственной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда.
Отсутствие одного из условий либо недоказанность одного из названных обстоятельств исключает наступление ответственности за причинение вреда.
В подтверждение незаконности действий Минприроды Крыма ООО "Азимут" ссылается на то обстоятельство, что лицензионное соглашение с Минприродой Крыма было заключено в отношении земель заведомо не подлежащих разработке, поскольку приказом Рослесхоза от 17.07.2014 N 246 "Об отнесении лесов на территории республики Крым к защитным лесам и установлении их границ" (приложение N 3) испрашиваемые лесные участки по состоянию на 30.06.2016 уже были отнесены к защитным лесам, со всеми вытекающими из этого статуса запретами на размещение карьеров.
Возникшие же убытки ООО "Азимут" связывает с невозможностью с 30.06.2016 и вплоть до 21.05.2019 разрабатывать месторождение известняков.
Однако истцом не учтено, что приказом Рослесхоза от 08.09.2014 N 332 приказ Рослесхоза от 17.07.2014 N 246 "Об отнесении лесов на территории республики Крым к защитным лесам и установлении их границ" был признан утратившим силу.
Таким образом, как по состоянию на дату проведения 19.05.2016 аукциона на право пользования участком недр, так и на дату заключения 30.06.2016 лицензионного соглашения, лесные участки, находящиеся в Белогорском районе Республики Крым на площади 1.44 га горного отвода согласно горноотводного акта, выданного 12.12.2016 Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым не были отнесены к защитным лесам.
Соответственно ограничения, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 года N 849-р "Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", относительно запрета на размещение карьеров в защитных лесах на указанные лесные участки не распространялись.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доводы истца о заключении лицензионного соглашения в отношении земель, заведомо не подлежащих разработке, необоснованные и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В дальнейшем Минприроды Крыма увеличило площадь недр, на которой ООО "Азимут" имеет право на добычу полезных ископаемых, в том числе с учетом земель лесного фонда, соответственно, утверждение ООО "Азимут" о невозможности разработки месторождения лишено оснований.
Как следует из приказа Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 19.08.2016 N 498 "Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ" леса, расположенные на территории Республики Крым отнесены к защитным лесам.
При таких обстоятельствах отказ Минприроды Крыма от 30.01.2017 в предоставлении в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых лесных участков, отнесенных вышеуказанным приказом Госкомлеса Крыма к защитным, суд находит правомерным.
Указом Главы Республики Крым от 09.11.2016 N 412-У "О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым" ликвидирован Госкомлес Крыма, его функции переданы Минприроды Крыма.
23.03.2017 Минприроды Крыма принят приказ N 587 "Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ".
Согласно представленным в материалы дела приложениям N 11 и N 12 к лицензии на пользование недрами СИМ 50347 ТЭ, с согласия истца 21.05.2019 была изменена граница лицензионного участка недр, на котором разрешается разработка карьера.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что лицензия СИМ 50347 ТЭ на пользование недрами является действующей, ООО "Азимут" при изменении технического проекта освоения месторождения имеет возможность добычи полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судебная коллегия приходит к выводу, что ООО "Азимут" наличие оснований для возмещения обществу убытков не доказало.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Азимут".
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 августа 2020 года по делу N А83-18266/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азимут" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18266/2019
Истец: ООО "АЗИМУТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ