г. Владивосток |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А51-11574/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-7160/2020
на решение от 28.10.2020 судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-11574/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску заместителя прокурора Приморского края в интересах Владивостокского городского округа в лице администрации г. Владивостока
(ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка - детский сад N 159 г. Владивостока"
(ИНН 2538063481, ОГРН 1022501908747),
краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" (ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267)
о признании сделки недействительной в части,
третье лицо: администрация г. Владивостока,
при участии:
от заместителя прокурора Приморского края: Заика О.В., служебное удостоверение;
от КГУП "Приморский водоканал": Николайчук Т.А., по доверенности от 17.03.2020 сроком действия по 31.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании 102506 0007766, паспорт;
от администрации г. Владивостока и от МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 184 г. Владивостока": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Приморского края (далее - истец, заместитель прокурора) в интересах Владивостокского городского округа в лице администрации города Владивостока обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" (далее - ответчик, Предприятие) и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка - детский сад N 159 г. Владивостока" (далее - ответчик, Учреждение) о признании недействительными приложений N 1 и N 2 к контракту N V-790032 от 11.12.2019, заключённому между соответчиками.
Решением арбитражного суда от 28.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Предприятие обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что канализационная сеть, расположенная на земельном участке под зданием детского сада, является линейным объектом, предназначенным исключительно для эксплуатации детского сада и не обладает самостоятельным функциональным назначением. Полагает, что судом не рассмотрен по существу вопрос о принадлежности канализационной сети, в то время как данная сеть бесхозяйной не является и оснований для учёта расхода по спорным участкам сети водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов не имеется.
Дополнительно апеллянт ходатайствовал об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения запрошенных в ноябре 2020 года дополнительных доказательств принадлежности спорной сети Учреждению.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, заместитель прокурора указал, что доказательства принадлежности спорных сетей конкретному лицу в материалы дела не представлены, а Учреждением утверждение Предприятия о принадлежности сети оспаривается, что свидетельствует о бесхозяйности спорных сетей независимо от факта признания их таковыми органом местного самоуправления и не может служить основанием для возложения ответственности за эксплуатацию таких сетей на абонента. Считает, факт нахождения спорной сети в пределах используемого Учреждением земельного участка также не может быть истолкован как доказательство наличия у данного лица права собственности на эту сеть.
От Администрации города Владивостока (далее - Администрация) поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым положения договора о возложении обязанности на Учреждение по содержанию спорного участка сети нарушают права Учреждения и Владивостокского городского округа, приводят к необоснованному расходованию бюджетных средств.
В судебном заседании представители истца и Предприятия поддержали свои доводы и возражения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и в отзыве на неё.
Учреждение и Администрация, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев заявленное апеллянтом ходатайство, коллегия отклонила его ввиду отсутствия предусмотренных законом препятствий для рассмотрения дела.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы (письмо КГУП "Приморский водоканал" от 01.10.2020, ответ на него от 02.10.2020) коллегией расцениваются как ходатайство апеллянта об их приобщении к материалам дела.
Рассмотрев указанное ходатайство, коллегия отказала в его удовлетворении на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью уважительных причин невозможности представления документов в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
11.12.2019 между Предприятием (исполнитель) и Учреждением (заказчик) заключён контракт холодного водоснабжения и водоотведения N V-790032, по условиям которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества, соблюдать режим водоотведения, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей.
Срок действия контракта - до 31.12.2020 (пункт 71 контракта).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определена в акте о разграничении балансовой принадлежности, являющимся приложением N 1 к контракту (пункт 2 контракта).
При отсутствии изменений в границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям признаются действующими ранее согласованные сторонами акты (пункт 3 контракта).
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности по канализационным сетям (л.д.28) заказчика по ул. Некрасовкая, 98А (объект учёта вв. N 2480) границей эксплуатационной ответственности по канализационным сетям являются выпускные колодцы.
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности по водопроводным сетям (л.д.29) заказчика по ул. Некрасовкая, 98А (объект учёта в/ввод N 2480) границей эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям является наружная стена здания.
Акт о разграничении эксплуатационной ответственности по объекту в/ввод N 2480 является приложением N 2 к контракту NV-790032, из которого следует, что ее граница ответчиками определена по выпускным колодцам (Приложение N1 к контракту). Также, согласно акту о разграничении эксплуатационной ответственности ее границей по канализационным сетям являются выпускные колодцы (ВК) (Приложение N2 к контракту).
Полагая, что поскольку собственник сети водоотведения от наружной стены здания Учреждения до выпускных колодцев не установлен и данные сети Учреждению не принадлежат, оснований для возложения в договоре обязанности по содержанию данного участка сетей на Учреждение не имелось, а иное может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзывах на неё, заслушав представителей апеллянта и ответчика, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, а также в случае уклонения от его заключения стороной, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами, заключение договора обязательно.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как следует из статей 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Единые типовые договоры водоснабжения, водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьями 539 и 534 ГК РФ абонент обязан обеспечить безопасность эксплуатации и надлежащее техническое состояние находящихся в его ведении энергетических сетей.
Пунктом 8 части 5 статьи 13 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что одним из существенных условий договора являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
Данное условие является существенным и для договора водоотведения (пункта 11 части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения (часть 7 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Аналогичное положение закреплено относительно договора водоотведения в части 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ.
Согласно пункту 31 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее Правила N 644), к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Правил N 644).
Граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, и предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания.
Из материалов судом первой инстанции верно установлено, что сети водоотведения от наружной стены здания Учреждения до выпускных колодцев в реестре муниципальной собственности отсутствуют, Администрацией в оперативное управление Учреждения не передавались.
Поскольку граница балансовой принадлежности сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения вопроса об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования. При установлении обоих собственников (законных владельцев) точка поставки будет находиться на границе их сетей.
Отсутствие установленного собственника исключает возможность подписания соответствующего акта неуполномоченным лицом, которому не принадлежат сети водоотведения, а подписание таким лицом акта о разграничении балансовой принадлежности не устраняет необходимость установления надлежащего собственника сетей либо их бесхозяйного статуса.
При этом подписание акта о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон ненадлежащим лицом влечёт неправомерное возложение на него соответствующих эксплуатационных расходов на содержание сетей.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие доказательств принадлежности Учреждению на праве собственности либо на ином законном основании спорного участка канализационной сети, расположенного за границами внешней здания детского сада, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о неправомерности возложения на Учреждение обязанности по обслуживанию не принадлежащих ему сетей.
Доводы апеллянта об обратном со ссылкой на отсутствие факта признания спорных сетей бесхозяйными и соответствующих доказательств этого их статуса идентичны возражениям ответчика, получившим надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции и правомерно отклонённым исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 ГК РФ, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу статей 12, 13 и 14 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой). Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность не вправе отказать абоненту от заключения таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе. Гарантирующая организация либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф).
Таким образом, отсутствие акта передачи бесхозного спорного участка сетей органом местного самоуправления ответчику само по себе не является достаточным основанием для возложения ответственности за эксплуатацию таких сетей на абонента при отсутствии доказательств передачи данных сетей Учреждению и нахождения их на его балансе.
При выявлении объектов и сетей, не принадлежащих абоненту или иным лицам, но задействованных процессе ресурсоснабжения абонента, на него не может быть возложено бремя эксплуатационной ответственности в отношении таких объектов и сетей.
В свою очередь, организация водопроводно-канализационного хозяйства обладает возможностью учесть расходы по водоснабжению и водоотведению при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (пункты 28, 65).
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2020 по делу N А24-3374/2019, поддержанной Верховным судом Российской Федерации (определение N 303-ЭС20-8434 от 30.06.2020).
Пунктом 1 статьи 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку понятие публичный интерес законодательно не определено, вопросы о том, нарушаются ли сделкой публичные интересы и необходимо ли суду признать сделку недействительной, должны разрешаться судом исходя из характера и последствий, допущенных при совершении сделки нарушений с учетом всех обстоятельств дела. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).
Право прокурора на предъявление иска о признании недействительной сделки, совершенной муниципальным учреждением, закреплено в абзаце втором части 1 статьи 52 АПК РФ.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции оспариваемые приложения N 1 и N 2 к контракту холодного водоснабжения и водоотведения NV-790032 от 11.12.2019 правомерно признаны недействительными.
Доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2020 по делу N А51-11574/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11574/2020
Истец: Прокуратура Приморского края
Ответчик: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМОРСКИЙ ВОДОКАНАЛ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД N 159 Г. ВЛАДИВОСТОКА"
Третье лицо: Администрация города Владивостока