г. Пермь |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А71-7616/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного)
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 15 сентября 2020 года, принятое при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А71-7616/2020,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ритм Города" (ОГРН 1171832005620, ИНН 1840069553)
о взыскании финансовых санкций в сумме 6500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ритм Города" (далее - общество, страхователь) 6500 руб. финансовых санкций, в том числе:
финансовой санкции в размере 4000 рублей по решению от 21.11.2019 N 019S19190022311 за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М на 8 застрахованных лиц за август 2019 года,
финансовых санкций в сумме 2500 рублей по решениям от 04.12.2019 N N 019S19190022824, 019S19190022823, 019S19190022820, 019S19190022813, 019S19190022808 за предоставление неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М об одном застрахованном лице (Чайниковой О.В.) за январь-май 2018 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2020 года требования управления удовлетворены частично, с общества в доход соответствующего бюджета взыскана финансовая санкция по решению от 21.11.2019 в сумме 400 руб. (с уменьшением в 10 раз в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность общества), а также 123 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части требований фонду отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 2500 рублей финансовых санкций по решениям от 04.12.2019 за предоставление неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М на Чайникову О.В. за январь-май 2018 г., управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Фонд настаивает на том, что при направлении отчетной формы, представленной страхователем в управление 15.01.2019 с типом "дополняющая", за январь-май 2018 года была допущена ошибка, а выявленная управлением ошибка не была исправлена страхователем своевременно. Поскольку отчеты по форме СЗВ-М (доп) от 15.01.2019 считались непринятыми, а действий по устранению ошибок в срок до 23.01.2019 и представлению откорректированных отчетов со стороны страхователя предпринято не было, он правомерно привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
В силу статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения проверяется только в обжалуемой части, то есть в части отказа фонду во взыскании с общества штрафов в сумме 2500 рублей по решениям от 04.12.2019 за предоставление неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М на Чайникову О.В. за январь, февраль, март, апрель, май 2018 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, общество в установленные законом сроки представило в фонд "нулевые" сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май 2018 года с типом формы "исходная" (06.02.2018, 03.03.2018, 09.04.2018, 11.05.2018, 07.06.2018).
15.01.2019 страхователь направил по телекоммуникационным каналам связи дополняющие сведения СЗВ-М за указанные периоды в отношении одного застрахованного лица - Чайниковой О.В.
Сведения не были приняты фондом, поскольку общество не указало свой номер, под которым зарегистрировано как плательщик страховых взносов - элемент "Регистрационный номер" с кодом "ВСЗЛ.Б-СЗВ-М.1.1" согласно таблице 7 Приложения "Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)", утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п.
16.01.2019 управлением в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлены уведомления об устранении указанной грубой ошибки.
В связи с тем, что ошибки не были устранены, 24.01.2019 управление составило акты о выявлении правонарушений, а 04.12.2019 вынесло решения о привлечении к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей по каждому из решений.
10.01.2020 управлением выставлены требования со сроком исполнения до 07.02.2020.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций. Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2020 по делу N А71-6555/2020 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем 07.07.2020 управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая фонду в части взыскания финансовых санкций в сумме 2500 руб., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не установлен и не доказан состав вменяемого правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР).
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N766н).
Согласно пункту 32 данной Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция N 766н (пункт 37) предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Как установлено судом и не оспаривается фондом, страхователь своевременно представил исходные формы СЗВ-М за январь-май 2018 г., по собственной инициативе направил в фонд дополняющие сведения за эти периоды на одно застрахованное лицо.
Верховный Суд Российской Федерации не раз указывал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (например, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960).
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Так, в акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Суд первой инстанции из представленных в дело решений не установил наличие в бездействии общества состава вменяемого страхователю правонарушения.
Убедительных оснований для переоценки данного вывода в апелляционной жалобе не приведено. В частности, фондом не доказано, что неуказание в дополняющих формах регистрационного номера страхователя не позволило фонду его идентифицировать и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ и пункта 38 Инструкции N 766н. Само по себе неисполнение страхователем требования фонда об устранении ошибок в представленной отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Так как правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции в размере 2500 руб. является обоснованным.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2020 года по делу N А71-7616/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7616/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: ООО Управляющая компания "Ритм города"